Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов

436

Аннотация

Статья посвящена проблеме роли личностных факторов в эмоциональной дезадаптации студентов. Обращается внимание на то, что в последние 15 лет интенсивно проводятся исследования, посвященные таким личностным чертам, как перфекционизм и враждебность, и их взаимосвязи с эмоциональной дезадаптацией. Приводятся данные исследования, в котором приняли участие 145 студентов первых курсов вузов Москвы. Показано, что результаты предварительных исследований дают возможность говорить о связи эмоционального неблагополучия с такими личностными факторами, как перфекционизм и враждебность, что затрудняет переработку стресса.

Общая информация

Ключевые слова: тревога, депрессия, стресс, интерперсональный стресс, академический стресс, совладающее поведение, копинг-стратегии, эмоциональная дезадаптация, враждебность, перфекционизм

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 82–91.

Полный текст

Учеба в вузе совпадает с возрастом высокого риска психической патологии, что обусловлено значительными стрессовыми нагрузками, характерными для этой формы обучения [4]. Особенно высок этот риск для первокурсников. Жизненный стресс в виде начала обучения в вузе часто является причиной эмоциональных расстройств и даже суицидальных попыток [1; 5, с. 358-392].

По обобщенным литературным данным, нервно-психические расстройства у студентов представлены в основном различными невротическими состояниями. Они выявляются примерно у 19 % студентов-первокурсников, в последующие годы обучения они встречаются у 5,8-14,8 % в зависимости от факультета и курса вуза [6].

Часто поступление в вуз связано с разрушением старой социальной сети и необходимостью формирования новой, что ведет к дефициту социальной и эмоциональной поддержки [10]. Это также влечет за собой смену социальной роли. Статус студента предъявляет к молодому человеку новые требования, ставит перед ним новые задачи. К тому же студентам приходится справляться с интенсивными нагрузками, связанными с обучением.

В настоящее время в клинической психологии дискутируется вопрос о связи депрессии и тревоги с личностными чертами, такими как нейротизм, экстернальность, перфекционизм, враждебность [12, с. 516— 527]. Последние 15 лет наиболее интенсивно проводятся исследования, посвященные таким личностным чертам, как пер­фекционизм и враждебность.

Под перфекционизмом понимаются чрезмерно высокие требования к собственной личности и результатам своей деятельности. Люди с такой личностной чертой склонны устанавливать нереали­стично высокие стандарты и определять собственную ценность исключительно в терминах достижений и продуктивности [9, с. 94-102].

Высокий уровень перфекционизма у студентов ведет к возникновению конкурентных отношений, социальной изоляции и дефициту поддержки [14, с. 143-150], что, в свою очередь, приводит к переживанию негативных эмоций, постоянному напряжению, депрессии [13, с. 185-201] и даже суицидальным намерениям [15, с. 829­835].

Анализ показывает, что вопрос связи перфекционизма и стресса изучен недостаточно. Среди работ в этом направлении отметим исследования Каннера с соавторами [16, с. 1-39], где высказано предположение, что влияние повседневного стресса зависит от субъективного оценивания стрес­согенного события. Между перфекциониз­мом и стрессом можно предположить наличие двойной взаимосвязи. С одной стороны, перфекционистские установки могут увеличивать частоту и интенсивность стрес­согенных ситуаций. С другой стороны, дезадаптивные поведенческие стратегии, присущие многим перфекционистам, могут затруднять переработку стресса.

Исследования связи перфекционизма и копинг-стратегий в студенческой популяции в основном сосредоточены на изучении академической прокрастинации. В 1984 г. Solomon и Rothblum обнаружили, что характерологическая склонность к откладыванию учебных дел положительно коррелирует с тревогой и депрессией у студентов колледжей [18].

Другим наиболее дискутируемым личностным фактором эмоциональной деза­даптации является враждебность, которую можно определить как антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. В исследованиях А. Б. Холмо­горовой и Н. Г. Гаранян были установлены высокие показатели враждебности в группе больных разными формами депрессий [2, с. 100-114].

Задача оценки эмоционального неблагополучия студентов была поставлена в рамках комплексного исследования личностных, семейных и интерперсональных факторов переработки стресса на основе многофакторной модели эмоциональных расстройств [9, с. 94-102; 8].

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.   Провести сравнительное исследование показателей депрессии, тревоги и повседневного стресса у студентов с различным уровнем враждебности.

2.   Провести сравнительное исследование показателей депрессии, тревоги и повседневного стресса у студентов с различным уровнем перфекционизма.

3.   Проанализировать стратегии совла­дания со стрессом у студентов с разным уровнем перфекционизма.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРОК

Для реализации поставленных задач анонимно были обследованы две группы студентов первых курсов технического (100 человек) и гуманитарного вузов (45 человек) накануне первой сессии.

По полу испытуемые распределялись следующим образом: 76 женщин и 69 мужчин.

Возраст испытуемых от 15 до 21 года, средний - 17 лет.

В общежитии проживает 30 человек (21 %), остальные - жители Москвы.

ИНСТРУМЕНТЫ

Для определения уровня тревоги и депрессии были использованы соответственно шкала тревоги Бэка и шкала депрессии Бэка [7].

Для тестирования уровня повседневного стресса - «Опросник недавних жизненных событий у студентов». Оригинальный вариант опросника предполагает подсчет только общего балла. Однако мы, помимо общего балла, подсчитывали показатели академического и интерперсонального стресса [17, с. 619-630].

Для определения уровня перфекциониз­ма был использован «Опросник перфекцио­низма» (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова), который был валидизирован сотрудниками лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии.

Для тестирования уровня враждебности был выбран проективный тест враждебности А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян, который также разработан в лаборатории клинической психологии и психотерапии НИИ психиатрии МЗ РФ.

Для определения копинг-стратегий - шкала COPE [11, с. 267-283].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сведения об уровне эмоционального неблагополучия у обследованной группы студентов приведены в статье А. Б. Холмо­горовой и Я. Г. Евдокимовой (см. статью этих авторов в данном номере).

Мы провели сравнительное исследование показателей депрессии, тревоги и стресса у студентов с различным уровнем перфекционизма. С помощью метода про­центилей группа испытуемых была разделена на 3 части - студенты с низким, средним и высоким уровнем.

В группу с низким уровнем перфекцио­низма вошли 42 человека, набравшие от 0 до 55 баллов (31 %). В группу с средним уровнем - 44 испытуемых, набравшие от 55 до 67 баллов (33 %). И в группу с высоким - 49 человек, набравшие от 67 баллов и выше (36 %).

В качестве отдельного показателя было выделено количество положительных ответов на пункт шкалы депрессии Бека о суицидальных мыслях и намерениях.

Результаты сравнительного исследования отражены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели депрессии и тревоги у испытуемых с различным уровнем перфекционизма

Группы

Низкий уровень перфекционизма (N=42)

Средний уровень перфекционизма (N=44)

Высокий уровень перфекционизма (N=49)

Параметры

Уровень депрессии

Нет

93 %

73 %

55 %

Легкая

7 %

17 %

18 %

Умеренная

0

7 %

16 %

Тяжелая

0

3 %

11 %

Кол-во положительных ответов по шкале суицид

10 %

23 %

43 % (b)

M

5,98

9,4 (a)

13,55 (c,b)

SD

4,64

7,93

10,8

Уровень тревоги

Нет

42%

33%

24%

Легкая

35%

24%

26%

Средняя

15%

25%

30%

Высокая

8%

18%

20%

M

5,5

9,73

11,25 (b)

SD

6,91

9,57

10,72

M - среднее значение; SD - стандартное отклонение; а - различия между испытуемыми с низким и средним уровнем перфекционизма статистически достоверны (p<0,01; p<0,05) критерий Манна-Уитни; b - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (p<0,01; p<0,05) критерий Манна-Уитни; c - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (p<0,01; p<0,05) критерий Манна-Уитни

При сравнении трех групп по показателям депрессии выявлено, что группа испытуемых с низким уровнем перфекционизма максимально эмоционально благополучна. В группе студентов с высоким уровнем перфекцио­низма резко возрастает число испытуемых с высокими показателями депрессии.

Анализ частоты встречаемости суицидальных мыслей показал, что уровень суицидальной готовности в группе с высоким показателем перфекционизма значимо выше, чем в группах с низким уровнем перфекционизма.

Среди студентов с низким уровнем пер­фекционизма число эмоционально благополучных испытуемых почти половина. В группе с высоким уровнем число эмоционально неблагополучных достигает своего максимума.

Таким образом, в группе с высоким уровнем перфекционизма распространенность эмоциональных нарушений в виде симптомов депрессии, суицидальной готовности и тревоги значимо выше, чем в группе со средним и низким уровнем перфекционизма.

Было проведено сравнительное исследование интерперсонального и академического повседневного стресса у студентов с различным уровнем перфекционизма. Результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели повседневного стресса у испытуемых с различным уровнем перфекционизма

Группы

Низкий уровень перфекционизма (N=42)

Средний уровень перфекционизма (N=44)

Высокий уровень перфекционизма (N=49)

Параметры

Уровень стресса

M

SD

M

SD

M

SD

Показатель общего стресса

68,6

17,31

76,71 (a)

17,83

92,83 (c)

21,48

Интерперсональный стресс

34,28

10,2

38,02

11,3

46,1(c,b)

12,73

Академический стресс

24,18

5,76

27,71 (a)

7,56

32,78 (c,b)

10,1

M - среднее значение; SD - стандартное отклонение; а - различия между испытуемыми с низким и средним уровнем перфекционизма статистически достоверны (p<0,01; p<0,05) критерий Манна-Уитни; b - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (p<0,01; p<0,05) критерий Манна-Уитни, c - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (p<0,01; p<0,05) критерий Манна-Уитни

В целом показатели повседневного стресса достаточно высоки у испытуемых во всех группах. Максимального уровня они достигают в группе испытуемых с высоким уровнем перфекционизма.

Статистический анализ показал значимые различия по показателям общего, ин­терперсонального и академического стресса в группах с низким, средним и высоким уровнем перфекционизма.

Также было проведено сравнительное исследование копинг-стратегий у испытуемых с различным уровнем перфекциониз­ма. Результаты отражены в табл. 3.

Таблица 3

Характеристики копинг-стратегий у испытуемых с разным уровнем перфекционизма

Группы

Низкий уровень перфекционизма N=42

Средний уровень перфекционизма N=44

Высокий уровень перфекционизма N=49

Копинг-стратегии

M

SD

M

SD

M

SD

Позитивное переопределение события и личностный рост

6,7

2,1

7,1

2,1

7,8b

1,9

Психическое избегание

4,4

1,9

4,6

2,0

6,0b,c

2,2

Фокусировка на эмоциях и их вентилирование

4,7

2,4

5,9a

2,6

6,7b

3,0

Использование инструментальной социальной поддержки

5,9

2,4

6,9a

2,5

7,6b

2,7

Активный копинг

6,5

2,5

7,4a

2,2

7,4b

2,2

Отрицание

1,6

1,6

2,1

1,7

3,1b,c

2,5

Религиозный копинг

2,4

2,4

2,1

2,2

2,9

3,3

Использование юмора

4,4

2,7

4,0

2,8

4,7

3,2

Поведенческое избегание

1,8

1,5

1,9

1,7

2,6

2,0

Самоограничение

4,5

2,0

5,1

1,6

5,6b,c

1,8

Использование эмоциональной социальной поддержки

6,4

3,0

6,6

2,8

7,6b,c

2,8

Употребление ПАВ

1,7

2,8

1,6

2,3

2,2

3,0

Принятие

5,1

2,1

5,2

2,1

6,7b,c

2,3

Оттормаживание всех других занятий

3,5

2,0

4,6a

2,0

5,1b

2,2

Планирование совладания

6,5

2,5

7,1

2,4

7,8b,c

2,6

M - среднее значение; SD - стандартное отклонение; а - различия между испытуемыми с низким и средним уровнем перфекционизма статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни; b - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни; c - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни

Испытуемые с высоким уровнем перфек­ционизма достоверно чаще прибегают к таким стратегиям совладающего поведения как:

•    позитивное переопределение события и личностный рост;

•     психическое избегание;

•    фокусировка на эмоциях и их вентилирование;

•    использование инструментальной социальной поддержки,;

•     активный копинг;

•     отрицание;

•     самоограничение;

•    использование эмоциональной социальной поддержки;

•     принятие;

•     оттормаживание всех других занятий; планирование совладания.

У испытуемых с высоким уровнем перфек­ционизма отмечаются более высокие показатели по всем видам совпадающего поведения.

Мы провели сравнительное исследование показателей депрессии, тревоги и стресса у студентов с различным уровнем враждебности. Методом процентилей мы разделили группу испытуемых на 3 части - студенты с низким, средним и высоким уровнем.

В группу с низким уровнем враждебности вошли 37 человек, набравших от 0 до 38 баллов (32%). В группу со средним - 33 испытуемых, набравшие от 38 до 51 балла (30%). И в группу с высоким - 44 человек, набравшие от 51 балла и выше (38%).

В качестве отдельного показателя было выделено количество положительных ответов на пункт шкалы депрессии Бека о суицидальных мыслях и намерениях.

Результаты сравнительного исследования отражены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели депрессии и тревоги у испытуемых с различным уровнем враждебности

Группы

Низкий уровень враждебности (N=37)

Средний уровень враждебности (N=33)

Высокий уровень враждебности (N=44)

Параметры

Уровень депрессии

Нет

72 %

76 %

59 %

Легкая

11 %

10 %

20 %

Умеренная

11 %

7 %

13 %

Тяжелая

6 %

7 %

8 %

Кол-во положительных ответов по шкале суицид

10 %

24 %

34 % (b)

M

8,78

8,52

10,95

SD

7,96

8,23

8,61

Уровень тревоги

Нет

22 %

18 %

14 %

Легкая

44 %

42 %

21 %

Средняя

17 %

28 %

39 %

Высокая

17 %

12 %

26 %

M

7,94

6,81

11,23

SD

9,06

7,45

9,09

M - среднее значение; SD - стандартное отклонение; а - различия между испытуемыми с низким и средним уровнем перфекционизма статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни; b - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни; c - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем перфекционизма статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни

Таблица 5

Показатели повседневного стресса у испытуемых с различным уровнем враждебности

Группы

Низкий уровень враждебности (N=37)

Средний уровень враждебности (N=33)

Высокий уровень враждебности (N=44)

Параметры

Уровень стресса

M

SD

M

SD

M

SD

Показатель общего стресса

76,11

19,5

80,75

22,64

84,66

22,3

Интерперсональный стресс

37,72

11,81

39,7

12,56

40,95

11,62

Академический стресс

26,9

6,6

28,81

9,68

31

10,16

M - среднее значение; SD — стандартное отклонение

При сравнении 3 групп по показателям депрессии выявлено, что испытуемые с низким и средним уровнем враждебности более благополучны, чем те, у кого высокий уровень враждебности.

Уровень тревоги в группе с высоким показателем враждебности значимо выше, чем в группе с низким и средним.

Статистический анализ результатов встречаемости суицидальных мыслей показал значимость различий в группах с высоким и низким уровнем враждебности.

Таким образом, в группе с высоким уровнем враждебности распространенность эмоциональных нарушений в виде симптомов депрессии, суицидальной готовности и тревоги выше, чем в группе со средним и низким уровнем враждебности.

Было проведено сравнительное исследование интерперсонального и академического повседневного стресса у студентов с различным уровнем враждебности. Результаты приведены в табл. 5.

В целом показатели повседневного стресса достаточно высоки у испытуемых во всех группах. Максимального уровня они достигают в группе испытуемых с высоким уровнем враждебности. Самые низкие показатели стресса в группе с низким уровнем враждебности.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Сравнение показателей эмоционального неблагополучия в группах с различным уровнем перфекционизма показало, что в группе студентов с высоким уровнем пер­фекционизма показатели депрессии, тревоги и повседневного стресса превышают таковые в группах со средним и низким уровнем перфекционизма. Полученные данные согласуются с результатами зарубежных исследований [13, с. 185—201; 15, с. 829—835].

Студенты, следующие чрезмерно высоким стандартам деятельности в сочетании с запретом на ошибку и черно-белой оценкой результатов, воспринимающие других людей как чрезмерно требовательных, в ситуации новых требований при обучении на первом курсе вуза, испытывают сильный повседневный стресс, так как любое отклонение от идеала или любая даже незначительная ошибка интерпретируется ими как полный крах. Невозможность справиться с таким постоянным напряжением и высоким уровнем стресса ведет к возникновению эмоциональной дезадапта­ции, проявляющейся в виде тревоги и депрессии.

Наше исследование не зафиксировало качественных различий в способах совла­дания со стрессом у студентов с разным уровнем перфекционизма. В то же время оказалось, что у студентов с высоким показателем перфекционизма отмечаются достоверно более высокие показатели по целому ряду копинг-стратегий. Среди них есть как активные способы совладания со стрессом, так и пассивные избегающие стратегии. Этот феномен можно назвать “сверхмобилизацией копинг-ресурсов”, отражающей особый стиль жизни в режиме постоянного совладания с хроническим стрессом. Студенты с высоким уровнем перфекционизма, субъективно оценивая повседневный стресс как высокий, вынуждены постоянно с ним справляться, используя при этом все большее количество различных копинг-стратегий. “Сверхмобили­зация копинг-ресурсов” представляется неоднозначным феноменом. С одной стороны, переживание дискомфорта и необходимость прикладывать усилия могут быть мощными движущими силами развития личности. С другой стороны, такая “сверх­мобилизация” может приводить к психологическим и физическим нарушениям, в частности, физическому и психологическому сгоранию, переутомлению, психосоматическим срывам. В зарубежных исследованиях зафиксирована связь перфекционизма с синдромом сгорания у профессионалов и риском сердечно-сосудистой патологии [19, с. 879-901].

Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют о возрастании уровня эмоционального неблагополучия и стресса у студентов при возрастании показателей враждебности. Склонность воспринимать других людей как холодных и равнодушных значимо корреллирует с уровнем депрессии и академического стресса. Полученные результаты также согласуются с данными зарубежных исследований [3, с. 59-64].

Враждебность как личностная черта не позволяет поддерживать кооперативные отношения со своими однокурсниками, которые необходимы для успешного обучения, что ведет к увеличению академических нагрузок и стрессу.

Таким образом, можно сделать общий вывод об эмоциональном неблагополучии значительной части студентов-первокурсников в условиях экзаменационного стресса. Можно говорить о связи этого неблагополучия с такими личностными факторами как перфекционизм и враждебность.

Перспектива дальнейших исследований связана с уточнением связи различных факторов враждебности и параметров пер­фекционизма с депрессией, тревогой и стрессом, а также связи параметров пер­фекционизма с различными копинг-стра- тегиями. Проверка гипотезы о наличии причинно-следственных связей между уровнем перфекционизма и враждебности и эмоциональной дезадаптации требует также, на наш взгляд, более сложного математического анализа.

Литература

  1. Войцех В. Ф., Семикин Г. И. Симпозиум «Российская молодежь: В будущее – без риска». http://www.fzr.ru/231.htm.
  2. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Враждебность как личностный фактор депрессии и тревоги // Психология: современные направления междисциплинарных исследований. Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корр. РАН А. В. Брушлинского / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2003.
  3. Ениколопов С. Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека. // Журн. неврологии и психиатрии. 2000. №7.
  4. Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск. 1982.
  5. Перре М., Лайрейтер А. Р., Бауман У. Стресс и копинг как факторы влияния // Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. Спб., 2002.
  6. Северный А. А, Ануфриев А. К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня. Методические рекомендации. М.: 1987.
  7. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.
  8. Холмогорова А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. докт. диссерт. М., 2006.
  9. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. №1.
  10. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка и психическое здоровье // Психология: современные направления междисциплинарных исследований. Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корр. РАН А. В. Брушлинского / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2003.
  11. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journ. of Personality and Scial Psychology. 1989. V. 56.
  12. Enns M., Cox B. Personality dimensions and depression: Rewiew and commentary // Canadian Journ. Psychiatry. 1997. V. 23.
  13. Flett G. L., Hewitt P. L., Blankstein K. R., Koledin S. Dimensions of perfectionism and irrational thinking // Journ. of Rational-Emotive and Cognitive Behavior Therapy. 1991. V. 9. №3.
  14. Flett G. L., Hewitt P. L., DeRosa T. Dimensions of perfectionism, psychosocial adjustment, and social skills // Personality and Individual Differences. 1996. V. 20.
  15. Hamilton T. K., Schweitzer R. D. The cost of being perfect: perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journ. of Psychiatry. 2000. V. 34.
  16. Kanner A. D., Coyne J. C., Schaefer C., Lazarus R. S. Comparison of two modes of stress measurement: Daily hassels and upflits versus major life events // Journ. of Behavioral Medicine. 1981. №4.
  17. Kohn P. M., Lafreniere K. D., Gurevich M. The Inventory of College Students’ Recent Life Experiences: A decontaminated hassles scale for a special population // Journ. of Behavioral Medicine. 1990. V. 13.
  18. Saddler C. D., Sacks L. A. Multidimensional prefectionism and academic procrastination: Relationships with depression in University students // Psychological Reports. 1993. V. 73.
  19. Shafran R., Mansell W. Perfectionism and psychopathology: a review of research and treatment. // Clinical Psychology 2001. V. 21.

Информация об авторах

Москова М.В., психолог, Центр семейной психологии «Клевер», e-mail: maria_moskova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1183
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 436
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4