Психологические особенности национальной политической культуры населения республики Марий Эл

752

Аннотация

В работе обозначена зависимость электорального поведения граждан от преобладающего типа политической культуры, выявлены ее психологические признаки и черты, характерные для населения Республики Марий Эл. В статье также рассмотрена обусловленность политической культуры элементами общенациональной культуры, национальноисторическими, религиозными, национально-психологическими чертами. Современное состояние политического сознания показано с помощью анализа результатов президентских выборов в марте 2008 года по Республике Марий Эл.

Общая информация

Ключевые слова: политическая социализация, политическое сознание, культура, политическая культура

Рубрика издания: Социальная психология

Для цитаты: Мамкина М.В. Психологические особенности национальной политической культуры населения республики Марий Эл // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 104–109.

Фрагмент статьи

... По мнению исследователя К.С. Гаджиева, политическая культура составляет комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования [3, с. 443]. Элементы, составляющие политическую культуру, тесно связаны с общенациональной культурой, национально-историческими, религиозными, национальнопсихологическими чертами. Иными словами, политическое непосредственно определяется этническим. Попытаюсь доказать это положение на примере Республики Марий Эл.

Элементы, составляющие региональную политическую культуру, тесно связаны с общенациональной культурой.

В разговор об особенностях электоральных предпочтений марийскийх граждан нужно ввести понятие «менталитет», которое означает склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию на уровне как индивидуального, так и общественного сознания. Особенностью российской ментальности является стремление граждан быть под патронатом государства, вызванное авторитарным характером власти. По словам исследователя Д. В. Гудименко, в основе политической жизни перманентно лежит сильнейший персонализм, политические представления населения основываются на стихийном монархизме («вождизме») [8, с. 318]. И. М. Дзялошинский обозначает две российские психологические тенденции [4, с. 21–22]:

  • традиционно-патерналистский комплекс (доверия к власти нет, но лишь она ответственна за все хорошее и плохое, происходящее в жизни индивида);
  • психология уравнительства, коллективизма (перенос личной ответственности на вышестоящие инстанции).

Современную политическую культуру характеризуют также психологические черты, порожденные затянувшимся переходным периодом в России. Это – рационализм, прагматизм, политико-правовой нигилизм. Резкая смена жизненных установок, произошедшая всего за одно поколение, неудовлетворенность своим общественным статусом переключает внимание гражданина с политики на экономику. Приоритетами становятся социальный рост и индивидуальный успех. Это свойственно и гражданам Марий Эл.

Обозначим национально-исторические черты политической культуры, сделав краткий экскурс в историю марийского народа. В первую очередь следует отметить, что марийцы не имели собственной государственности, суверенности и самостоятельности вплоть до ХХ века. Они приобрели автономность лишь при советской власти. 4 ноября 1920 года образовалась Марийская автономная область, преобразованная в 1936 г. в Марийскую АССР. Но вернемся к истокам. Оказавшись еще на заре своей истории в зоне политических интересов славянского и тюркского миров, древние марийцы рано потеряли свою самостоятельность и стали развиваться в системе государственности других народов [5, с. 16]. Большая часть марийской территории, входившая в состав Золотой Орды, при ее распаде в XV веке оказалась в подчинении Казанского ханства. На протяжении ста лет между двумя крупными феодальными государствами – Великим княжеством Московским и Казанским ханством – шло военное противостояние. Разорительные походы Руси на Казань и Казани на Русь проходили по марийским и чувашским землям. ...

Литература

  1. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.
  2. Воробьев А. М. Средства массовой информации как фактор гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия: Научное издание. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 1998.
  3. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М.: Издательская корпорация «Логос»,1997.
  4. Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М.: Пульс, 2001.
  5. Иванов А. Г., Сануков К. Н. История марийского народа. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1999.
  6. Марийская правда. 2008. № 40.
  7. Марийская правда. 2008. № 45.
  8. Политическая культура: Теория и национальные модели / [В. С. Ажаева, Е. В. Ананьева, К. С. Гаджиев] М.: Фирма «Интерпракс», 1994.
  9. Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000.

Информация об авторах

Мамкина М.В., студентка V курса факультета филологии и журналистики, Марийский государственный университет, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2117
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 752
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0