Моральное сознание детей и его исследования в психологии

3554

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению различных исследований морального сознания у детей дошкольного возраста в психологии. Цель статьи – определить направление собственного эмпирического исследования.

Общая информация

Ключевые слова: мораль, нравственность, этическое развитие, этика, моральное развитие, развитие, сознание, представление

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Сурова И.В. Моральное сознание детей и его исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 47–56.

Фрагмент статьи

... Проблема этического развития тесно связана с проблемой нравственного воспитания, которое определяется как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Именно нравственное (моральное) развитие является одной из важных задач практики воспитания и становления личности человека.

Актуальность создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения, нравственного сознания бесспорна, особенно сегодня, в столь противоречивое и исполненное соблазнами время. Эти задачи активно исследуются и решаются и в рамках психологической науки.

Исследованием этического развития детей занимались и зарубежные (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Г. Айзенк, А. Бандура и Р. Уолтер и др.), и отечественные психологи (С. Г. Якобсон, Е. В. Субботский, О. Г. Дробницкий, Л. И. Божович и др.). Эти работы велись в различных направлениях, посвященных следующим вопросам:

  • моральное поведение (психологические механизмы, лежащие в его основе, и пути их становления у детей); 
  • морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям и отношения, выражающиеся во внимании к нуждам и интересам других, в способности считаться с ними, в сочувствии чужим бедам и радостям (психологическая природа и происхождение этих явлений);
  • моральные знания, представления и суждения – овладение детьми разными сторонами общественного морального сознания: понимания моральных требований, становления понятий справедливости и ральной оценки и т. д.;
  • моральные переживания – переживания вины при нарушении норм (происхождение этих чувств и переживаний, их связь с реальным поведением).

В рамках данной статьи мы уделим особое внимание обзору исследований, посвященных моральному сознанию и поведению. ...

Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  2. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  3. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 2.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989.
  5. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  6. Дружинин В. Ф., Демина Л. А. Этика: курс лекций. М.: Экзамен, 2005.
  7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.
  8. Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  9. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: МГУ, 1986.
  10. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость // Психология развития. Хрестоматия / Сост. и общая ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб.: Питер, 2001.
  11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  12. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс,
    1998. 
  13. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 
  14. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  15. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 4.
  16. Cубботский Е. В. Исследование морального развития ребенка в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 6.
  17. Субботский Е. В. О генезисе морального поведения дошкольников // Новые исследования в психологии. 1977. № 1–2.
  18. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-во Московского университета, 1976.
  19. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4.
  20. Субботский Е. В. Ребенок объясняет мир. М.: Знание, 1985.
  21. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //
    Вопросы психологии. 1971. № 4. 
  22. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
  23. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.
  24. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика,
    1984.

Информация об авторах

Сурова И.В., аспирант кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4302
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3554
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3