Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 5. С. 74–82
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональные нормы, динамика, развитие, профессиональное сознание, обучение, студент, стратегия поведения
Рубрика издания: Социальная психология
Для цитаты: Сурилова И.У. Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 74–82.
Фрагмент статьи
... Несмотря на целый ряд научных и практических исследований, до сих пор нет выработанного единого взгляда на проблемы принятия профессиональных норм в силу многоаспектности феномена. Существует множество определений понятия профессиональной нормы, особенностей профессиональных норм психологов как отдельной профессиональной группы. Норма может одновременно рассматриваться как ролевое предписание или как средство социального контроля со стороны общности людей. М. Бобнева [1] включает нормы в средства и способы специальной регуляции поведения: ролевые ожидания, обряды, обычаи. Т. А. Ядов [8] утверждает, что нормы регистрируются в должностных предписаниях и принимают вид неписаных правил повседневной деятельности.
С точки зрения структурно-диалектических позиций, мы понимаем норму как некоторое социально предписываемое поведение в конкретной ситуации (Н. Е. Веракса). Структура нормы включает внешние признаки, позволяющие различать ситуацию и правила. Процесс усвоения профессиональной нормы обеспечивает ее включение в систему личностных смыслов (за счет чего преодолевается отчужденность от нормы), а также влечет за собой соотнесение усваиваемой нормы с уже имеющейся нормативной структурой личности. Очевидно, что такое соотнесение требует активизации рефлексивной позиции индивида, а значит, способствует формированию осознанного отношения к норме.
Нами было проведено исследование динамики становления профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения. Методологическая основа исследования представлена структурно-диалектическим методом анализа нормативной ситуации Вераксы Н. Е. [3] и положением культурно-исторической теории Л. С. Выготского [4] об опосредованном характере развития, общенаучными принципами деятельностного опосредствования социального взаимодействия А. В. Петровского [5] и основными принципами теории деятельности.
Мы исходили из предположения о том, что к старшим курсам увеличивается роль профессиональных норм в организации поведения студентов. Образ профессии, который формируется во время обучения в вузе, его динамика будут зависеть о того, в какой мере организация образовательного процесса ориентирует студента на усвоение системы профессиональных норм.
На данном этапе экспериментального исследования была поставлена задача изучить динамику развития профессиональных норм в процессе обучения у студентов психолого-педагогического вуза. С этой целью студенты были обследованы по следующим методикам:
- анкета «Нормы»;
- опросник профессиональных норм;
- методика «Кто я?» в модификации М. Куна, Т. Макпартлэнд (Kuhn, McPartland).
...
Литература
Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследования. Методологические проблемы социальной психологии // Под ред. Е. В. Шороховой. М., Наука, 1975.
Веракса Н. Е. Понятия нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 1.
Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Вопросы психологии. 2000. № 5.
Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
Петровский А. В. Возникновение и сущность стратометрического подхода к психологии коллектива // Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского М., 1979.
Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07: Белгород, 1998.
Терешкина А. О. Морально-оценочные отношения современной молодежи // Материалы Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003.
Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1705
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 718
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0