Психологическая наука и образование
2009. Том 14. № 2. С. 14–22
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самосознание, подростковый возраст, юношеский возраст, идентификация, идентичность, рефлексия, взросление, переживание, метафора
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Медведев А.М., Судьина И.С. Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 14–22.
Фрагмент статьи
Следует заметить, что «рефлексивная пауза» и «собирание себя» вовсе не являются нормой в статистическом понимании, более того, эти «задержки развития» могут вовсе отсутствовать в большинстве биографий. Об этом говорят исследования К. Обуховского, опирающиеся на биографический анализ: человек может войти во взрослую жизнь с набором частичных идентификаций (или с одной-единственной ролевой идентификацией), не рефлектируя при этом их ограниченность [9, с. 273]. На это обстоятельство указывают также В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман: «… Даже в рамках европейской (христианской) культуры саморазвитие, восходящее к преодолению границ собственной единично-уникальной самости, не единственно возможный и даже не самый распространенный вектор развития личности» [13, с. 42].
Можно предположить, что риски рассматриваемого возрастного перехода могут быть представлены следующими вариантами:
- продолжение линии частичных идентификаций и построение жизни по форме «всё как у людей», минуя «рефлексивную паузу»;
- «застревание» на рефлексивной фазе, что А. Е. Личко [7] назвал «метафизической интоксикацией»;
- уход в альтернативу с возможными девиациями и построение идентичности на асоциальной стороне жизни;
- эскапизм.
Литература
- Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
- Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками. // Психологическая наука и образование. 1997. №1.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
- Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков. // Психологическая наука и образование, 2007, № 2.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.
- Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб., 2003.
- Подольский О.А. Об одном подходе к изучению моральной компетентности подростка. // Психологическая наука и образование. 2007. №1.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
- Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии. // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии. 1996. № 5.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1862
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 653
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0