Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет

653

Аннотация

Предмет исследования – переживания возможных рисков взросления в самосознании молодых людей в подростничестве и юности. В основе исследования представления о кризисе и возрастной задаче в их связи с изменениями самосознания. Исследование выполнено в опоре на традицию культурно-исторической психологии и основывается на работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Л.И. Божович. В качестве дополнительных привлечены представления, об интеграции идентичности в подростковом и юношеском возрасте, относящиеся к традиции эго-психологии – подходу, предложенному Э. Эриксоном. Кроме этого, в контекст обсуждения предмета включены размышления отечественного философа А.С. Арсеньева, а также отечественного психиатра А.Е Личко и польского психотерапевта К. Обуховского о возможных рисках взросления в современных условиях. Собственное предположение авторов состоит в том, что переход от инфантильного к зрелому самосознанию опосредствуется рефлексивной фазой и поиском смысла существования. В исследовании использована техника эпистолярной метафоры. Обнаружена феноменология переживаний рискованности перехода.

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, подростковый возраст, юношеский возраст, идентификация, идентичность, рефлексия, взросление, переживание, метафора

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Медведев А.М., Судьина И.С. Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 14–22.

Фрагмент статьи

Следует заметить, что «рефлексивная пауза» и «собирание себя» вовсе не являются нормой в статистическом понимании, более того, эти «задержки развития» могут вовсе отсутствовать в большинстве биографий. Об этом говорят исследования К. Обуховского, опирающиеся на биографический анализ: человек может войти во взрослую жизнь с набором частичных идентификаций (или с одной-единственной ролевой идентификацией), не рефлектируя при этом их ограниченность [9, с. 273]. На это обстоятельство указывают также В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман: «… Даже в рамках европейской (христианской) культуры саморазвитие, восходящее к преодолению границ собственной единично-уникальной самости, не единственно возможный и даже не самый распространенный вектор развития личности» [13, с. 42].

Можно предположить, что риски рассматриваемого возрастного перехода могут быть представлены следующими вариантами:

  • продолжение линии частичных идентификаций и построение жизни по форме «всё как у людей», минуя «рефлексивную паузу»;
  • «застревание» на рефлексивной фазе, что А. Е. Личко [7] назвал «метафизической интоксикацией»;
  • уход в альтернативу с возможными девиациями и построение идентичности на асоциальной стороне жизни;
  • эскапизм.

Литература

  1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  3. Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками. // Психологическая наука и образование. 1997. №1.
  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  6. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков. // Психологическая наука и образование, 2007, № 2.
  7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
  8. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.
  9. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб., 2003.
  10. Подольский О.А. Об одном подходе к изучению моральной компетентности подростка. // Психологическая наука и образование. 2007. №1.
  11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  12. Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии. // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
  13. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Информация об авторах

Медведев Александр Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, e-mail: al.medvedeff2009@yandex.ru

Судьина Ирина Сергеевна, старший преподаватель кафедра педагогики и психологии начального образования, Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоград, Россия, e-mail: sudina@social.volganet.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1855
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 653
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2