К концепции психологического сопровождения замещающей семьи

3322

Аннотация

В статье представлены ключевые положения концепции психологического сопровождения замещающей семьи, которые были выделены автором в ходе многолетнего эмпирического исследования становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Раскрыто понятие «замещающая семья». С позиции интегративного подхода описаны задачи, которые должна решать семья в процессе осуществления замещающей семейной заботы. Даны характеристики «достаточно» и «недостаточно» ресурсных семей для приема ребенка, рассмотрены изменения, которые происходят в семейной системе в динамике осуществления приема в течение семи лет. Выделены и описаны два основных направления в психологическом сопровождении замещающей семьи: «экологическое» и «континуальное». В рамках каждого направления определены его мишени и субъекты. Представлены также этапы сопровождения и задачи, которые стоят перед специалистами, основные характеристики и стратегии сопровождения, модель его организации.

Общая информация

Ключевые слова: замещающая семья, психологическое сопровождение, модель, организация, континуальный подход, экологическая психология

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Ослон В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 44–53.

Фрагмент статьи

... В первом случае дети начинают чувствовать пропасть между требованиями родителей и собственными возможностями, что может привести к нарушениям поведения и взаимодействия, к постоянной фрустрации с обеих сторон и эмоциональному отвержению ребенка. Во втором – ребенок начинает страдать от «эмоциональной перегруженности» проблемами замещающих родителей и нести «груз ответственности» за ситуацию в семье. Это лишний раз подтверждает его убежденность в собственной неэффективности и невозможности контролировать жизненную ситуацию.

Поддержание баланса в семье между зависимостью и автономией ее членов является важным условием интеграции приемного ребенка. Следствием нарушения баланса становится гипо- и гиперопека в воспитании. Как показывают результаты исследования [9], для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке. Нередко ребенок принимается в семью в ситуации «пустого гнезда» или «ожидания пустого гнезда». Страх родителей не справиться с воспитанием ребенка, остаться в «пустом гнезде» провоцирует тревогу и сверхконтролирующее поведение. Ребенок, испытывая бессознательное стремление к слиянию с взрослым, в силу особенностей «сиротского» развития, подкрепляет эту тревогу своим поведением, что приводит к конфликтам, а возможно и к более серьезным нарушениям взаимодействия. Мишенью сопровождения становится контролирующее поведение родителей, а также их навыки «контейнирования» тревоги.

Важнейшей мишенью психологического сопровождения становятся специфические родительские компетенции у замещающих родителей. К ним относятся: умения обсуждать с приемным ребенком сложные ситуации его социального анамнеза, реагировать на его трудное поведение, не игнорируя и не отвергая его чувства, поддерживать баланс между потребностями биологических и приемных членов семьи, находить поддержку для себя и семьи в трудных ситуациях
приема. Для замещающих родителей возра-стает значимость такой компетенции как умение вербализовать чувства приемных детей.

Мишенью также является организация пространства в семье, которая начинается с самого простого: четкого распределения жилых зон и закрепления за ними определенных функций. Важным является и выделение зоны «удовольствия», где вся семья могла бы играть и отдыхать, а также пространства, которое ребенок мог бы маркировать как собственное.

Депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка тоже являются мишенью психологического сопровождения [4]. ...

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2003.
  2. Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.
  3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. 1991. № 4.
  4. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
  6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.
  7. Обухова Л. Ф., Дворникова И. Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и образование. 2008. № 4.
  8. Ослон В. Н. Организационная модель службы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. 2009. № 1.
  9. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
  10. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации. М., 2001.
  11. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М., 2007.
  12. Холмогорова А. Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред.
    В. И. Слободчикова. М., 1999.
  13. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Harvard University Press, 1979.

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2672
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 3322
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0