Психологическая наука и образование
2009. Том 14. № 4. С. 50–53
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренность
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Паутова Л.А. Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 4. С. 50–53.
Полный текст
1. Общее представление о феномене «одаренность»
Говоря о содержании, которое люди вкладывают в слово «одаренность», важно понять, с кем оно ассоциируется, кого респонденты считают наиболее разносторонне одаренными. Наиболее часто встречающиеся имена - Михаил Ломоносов, Леонардо да Винчи и Александр Пушкин. Анализируя мнения и оценки родителей, можно сказать, что респонденты с высшим образованием чаще других приводили в качестве примера разносторонней одаренности Леонардо да Винчи и Альберта Эйнштейна. Люди с образованием ниже среднего чаще других называли Александра Пушкина и Архимеда, а респонденты старшего возраста - Александра Пушкина и Гиппократа.
Большинство взрослых россиян (64%) заявили, что им встречались талантливые дети и взрослые (рис. 1). Только 29 % опрошенных сказали, что они таких людей не встречали. Показательно, что доля заявивших, что они встречали одаренных людей, выше среди респондентов с высшим образованием (82 %), россиян с относительно высокими доходами (74 %), жителей Москвы и мегаполисов (69 и 77 % соответственно). Интересно, что чаще других констатировали, что не встречали одаренных детей и взрослых, респонденты в возрасте
Насколько же респонденты готовы самих себя причислить к одаренным людям?
Опрос показал, что одаренными считают себя только 25 % респондентов (рис. 2), в то время как большинство опрошенных себя к таковым не относят (64 %).
Степень готовности назвать себя одаренным зависит от дохода, образования и места жительства респондента. Чаще других причисляли себя к категории одаренных людей россияне с относительно высоким доходом - 39 %, респонденты с высшим образованием (38 %), жители Москвы и мегаполисов (36 и 44 % соответственно). А чаще прочих сомневались в своей одаренности респонденты с низкими доходами (75 %), россияне с образованием не вышесреднего (70 %) и жители сел (70 %). Иными словами, чем обеспеченнее и образованнее респондент и чем крупнее населенный пункт, где он проживает, тем выше его уверенность в собственной одаренности. Отметим, что возраст участников опроса не влияет на их готовность причислить себя к одаренным людям.
Важно добавить, что респонденты, причисляющие себя к одаренным людям, чаще других заявляют и о том, что им встречались талантливые дети и взрослые - 81 % против 64 % по выборке.
Родители причисляют себя к одаренным людям в меньшей степени, нежели своих детей. Так, только четверть родителей (25 %) уверенно заявили, что считают себя одаренными, в то время как половина всех родителей уверены в одаренности ребенка (47 %) (рис. 3). Об одаренности - своей и своего ребенка - чаще других заявляют люди с высшим образованием, респонденты с более высоким доходом, жители Москвы и мегаполисов.
ди их подопечных одаренные дети или таких детей нет, и если есть, то много или мало таких детей. Большинство учителей и работников дошкольного образования полагают, что среди их подопечных мало одаренных детей (рис. 4 и 5)4. Однако по словам большинства работников дошкольных учреждений (61 %), среди их воспитанников одаренных детей мало, а 14 % заявили, что таких детей нет вообще. Учителя дают примерно такие же оценки. Большинство учителей считают, что в классах, где они сейчас преподают, мало одаренных детей (68%), 13% говорят о том, что талантливых учеников нет вообще. Лишь 15 % учителей уверены, что в их классах много одаренных воспитанников. Иными словами, налицо несоответствие между амбициозными надеждами родителей и сдержанными оценками учителей.
Как россияне относятся к одаренным людям?
Судя по данным массового опроса, в российском обществе доминирует позитивное отношение к одаренным людям: подавляющее большинство опрошенных (91 %) сказали, что лично им такие люди нравятся (рис. 6).
Добавим также, что в обществе преобладает бережное отношение к одаренным людям. Так, более половины опрошенных (58 %) уверены, что одаренные люди переносят стресс и неудачи хуже, чем обычные люди, что таких людей легко обидеть. Только каждый пятый (21 %) высказал противоположное мнение и отметил, что одарен-
ные люди более устойчивы к стрессам, менее ранимы и легче переносят неудачи, чем обычные люди. Интересно, что респонденты, причисляющие себя к одаренным людям, чаще других придерживаются именно этой точки зрения (28 %).
Относительно способности одаренных людей находить взаимопонимание с другими людьми мнения респондентов разделились. Около половины опрошенных (47 %) считают, что одаренным людям сложнее, чем обычным, находить взаимопонимание с другими. Чаще прочих так полагают респонденты с высшим образованием (57 %), люди с относительно высоким доходом (64 %) и жители Москвы и мегаполисов (64 и 55 % соответственно). 40 % респондентов придерживаются противоположной точки зрения и полагают, что у одаренных людей нет особых сложностей во взаимопонимании с другими людьми.
Однако образ одаренного человека вызывает двойственное отношение: с одной стороны, респонденты отмечали, что такие люди чрезмерно уязвимы, поэтому требуют сопереживающего и охранительного к себе отношения, с другой стороны, констатировались нередко присущие им негативные качества - нескромность, индивидуализм и эгоизм.
2. Представления о проявлениях одаренности в разном возрасте
Одаренность может проявлять себя в самых разных областях. Интересно проследить, с какими сферами деятельности чаще всего связываются проявления одаренности. Родители в первую очередь указывают на такие области деятельности, как музыка (55 %), спорт (45 %), математика (31 %), искусство (30 %), литература (22 %). Каждый пятый родитель (20 %) полагает, что одаренность может проявляться во всех областях. На фоне падения популярности классического художественного, музыкального и математического образования эти данные наводят на размышления о необходимости создания условий для подъема престижности этих занятий.
Как соотносятся одаренность и возраст?
Участникам массового опроса было предложено выбрать из перечня типов одаренности те, которые, по их мнению, чаще всего встречаются у представителей четырех возрастных групп: 30-50 лет, 20-30 лет, школьники, дошкольники (можно было дать не более трех вариантов ответа). Судя по полученным ответам, у большинства респондентов сформированы представления о том, какие типы одаренности присущи людям разного возраста.
Так, у людей в возрасте 30-50 лет, на взгляд опрошенных, чаще всего бывает выражена лидерская одаренность - организаторский талант, способность понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения (42%). В число лидирующих вариантов ответа также попали интеллектуальная (39 %) и творческая одаренность (36 %). Значительно реже респонденты говорят об академической одаренности взрослых людей (т. е. способности к обучению, интересе к какому-либо предмету - 16%) и спортивной одаренности (11%). Иными словами, по мнению опрошенных, взрослые люди чаще демонстрируют способности, связанные с их работой и карьерой.
Для группы молодежи (20-30 лет) на первом месте среди упомянутых респондентами типов стоит спортивная одаренность (40 %), что неудивительно, поскольку это наиболее физически активная категория населения. Далее, с небольшим отрывом, следуют творческая (36 %), художественная, академическая (по 31 %) и интеллектуальная (30 %) одаренность. Очевидно, такое распределение ответов говорит о разносторонней одаренности данной возрастной группы. Отметим, что
на последнем месте по числу упоминаний стоит лидерский талант (26 %).
У школьников, как и у молодых людей, по мнению респондентов, наиболее ярко выражена спортивная одаренность (56 %). Также часто отмечалось присутствие у школьников художественной одаренности (48 %). Наименее выражена в этом возрасте, по мнению опрошенных, лидерская одаренность (9 %).
У дошкольников, полагают опрошенные, чаще всего встречается художественная одаренность (54 %), а реже всего - лидерская (5 %). На второе-третье место по числу упоминаний, с большим отрывом, вышли творческая и спортивная одаренность (29 и 28 % соответственно).
Когда же, по мнению родителей и экспертов, проявляется одаренность?
В обыденном сознании существует много мифов на этот счет, например, что одаренность может проявиться только в детском и школьном возрасте, или что «после трех уже поздно». В целом большинство родителей и экспертов считают, что одаренность, особые способности проявляются в детстве и юности. Несмотря на то что каждый пятый родитель (20 %) убежден в том, что одаренность может проявиться в любом возрасте, эта группа чаще, чем эксперты, склонна сокращать возраст первичного проявления одаренности ребенка до 3 лет. Возможно, это связано с массированной рекламой методик раннего развития, утверждающей, что после трех лет раскрывать таланты детей и заниматься их обучением уже поздно. Заметим, что ученые и работники творческих союзов склонны расширять возрастные границы проявления способностей. Напротив, работники дошкольных учреждений и учителя чаще сужают эти рамки (табл. 1).
Таблица 1
Возраст, в котором чаще всего проявляется одаренность (% от опрошенных в группе)
В каком возрасте, на Ваш взгляд, чаще всего проявляется одаренность? |
Родители |
Работники органов управления образованием |
Учителя |
Работники дошкольного образования |
Работники реабилитационных центров |
Ученые |
Работники творческих союзов |
В первые годы жизни ребенка - до 3 лет |
13 |
4 |
6 |
9 |
0 |
3 |
13 |
В дошкольном возрасте (3-7 лет) |
33 |
24 |
30 |
53 |
49 |
21 |
22 |
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) |
15 |
13 |
16 |
6 |
3 |
9 |
11 |
В среднем школьном возрасте (11-14 лет) |
8 |
10 |
7 |
2 |
6 |
10 |
4 |
В старшем школьном возрасте (14-18 лет) |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
2 |
В молодости (18-35 лет) |
3 |
9 |
5 |
1 |
0 |
13 |
4 |
Одаренность может проявиться в любом возрасте |
22 |
36 |
34 |
27 |
40 |
38 |
42 |
Таким образом, респонденты уверенно дифференцируют проявления одаренности в разных возрастных группах и четко выделяют ее типы, характерные для разных этапов жизненного пути человека. Иными словами, общество декларирует определенные ожидания относительно проявлений одаренности на разных этапах жизненного пути человека. Существует стереотип, что одаренный ребенок больше проявляет себя с творческой стороны, талантливый школьник чаще демонстрирует спортивную одаренность и достижения в учебе, а взрослый человек должен раскрыть себя как талантливый лидер и коммуникатор. Насколько верны эти представления, вопрос к психологам и педагогам. Социологи могут только зафиксировать те смыслы и установки людей, в мире которых приходится раскрываться и развиваться одаренности.
3. «Одаренность и успех»: что думают об этом рядовые россияне?
Большинство участников массового опроса (74 %) считают, что в России у талантливых людей есть возможности «пробиться» и добиться признания. При этом 41 % опрошенных полагают, что в нашей стране эти возможности есть, но меньше, чем в других странах; 28 % - что в нашей стране возможностей для реализации таланта не меньше и не больше, чем в других странах, и только 5 % - что в России созданы лучшие, чем где-либо, условия для того, чтобы талант реализовался. 17 % респондентов заявляют, что таких возможностей в России нет.
Однако когда респондентов спрашивают, кого больше среди одаренных людей - добившихся успеха или тех, кто успеха не достиг, распределение ответов выглядит не столько оптимистично. 60 % участников опроса заявили, что в России среди одаренных людей больше тех, кто не достиг успеха, и только каждый четвертый (24 %) уверен, что в России больше одаренных людей, добившихся успеха. Люди в возрасте 33-39 лет, лица с относительно высокими доходами, жители Москвы и респонденты с высшим образованием чаще других высказываются на этот счет пессимистично (65-67 %).
Что же, по мнению опрошенных, чаще всего препятствует выявлению способностей и развитию одаренности у детей?
Для ответа на этот вопрос респондентам была предложена карточка с перечнем из 13 факторов, в которой можно было отметить любое количество ответов. Наиболее значимыми факторами признаны (табл. 2) алкоголизм и/или наркомания в семье (52 %) и плохое материальное положение семьи (50 %).
На втором-третьем месте среди названных факторов, препятствующих выявлению и развитию детской одаренности, находятся: загруженность родителей на работе, недостаток времени (37 %), удаленность места жительства от крупных и средних городов и отсутствие досуговых центров, домов творчества, учреждений дополнительного образования (по 36 %).
По мнению специалистов, в обществе существует много мифов относительно одаренности. Так, некоторые люди считают, что одаренным детям помогать не надо - если талант есть, он сам пробьется. Психологи и педагоги, напротив, утверждают, что «кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет». В целом рядовые респонденты полагают, что одаренность нуждается в особой поддержке. При этом, по мнению опрошенных, чем моложе одаренный человек, тем больше он нуждается в поддержке. Необходимость помогать одаренным дошкольникам и школьникам сомнений почти не вызывает. Так, о том, что одаренные дошкольники и школьники не нуждаются в особой поддержке, говорят лишь 4 % и 1 % респондентов соответственно. Об отсутствии необходимости специально поддерживать одаренных людей в возрасте 20-30 лет говорят уже 8 % респондентов, а таких людей в возрасте 30-50 лет - каждый четвертый (25 %).
Какие типы одаренности и в каких возрастных группах, на взгляд респондентов, нуждаются в особой поддержке? Респонденты полагают, что у дошкольников следует в большей степени поддерживать художественные способности, у школьников - спортивные, у молодежи и людей в возрасте 30-50 лет - творческие, интеллектуальные и лидерские.
Таблица 2
Факторы, чаще всего препятствующие выявлению способностей и развитию одаренности у детей? (любое число ответов)
Алкоголизм и / или наркомания в семье |
52 |
Плохое имущественное и финансовое положение семьи |
50 |
Загруженность родителей на работе, недостаток времени у них |
37 |
Удаленность места жительства от крупных и средних городов |
36 |
Отсутствие досуговых центров, домов творчества, учреждений дополнительного образования |
36 |
Воспитание ребенка без родителей (родственниками, опекунами) |
35 |
Обучение и воспитание в детском доме, спец. учреждении |
25 |
Воспитание ребенка в неполной семье (одним из родителей) |
23 |
Отсутствие целенаправленной государственной политики в этой сфере |
23 |
Судимость родителей |
21 |
Судимость детей |
14 |
Общая криминогенная ситуация в районе / городе проживания |
13 |
Отсутствие у родителей помощников - родственников, нянь, друзей |
7 |
Все перечисленное |
12 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Ничего из перечисленного |
1 |
Судя по данным опроса, в обществе не распространены представления, актуализирующие необходимость раннего развития лидерских талантов у детей. Не слишком ли поздно развивать талант управленца после 20 лет? В ситуации кадрового голода в современном российском обществе и острой нехватки талантливых управленцев этот факт должен вызвать большую настороженность. Поскольку лидерство - это не столько психологическое, сколько социальное явление, требующее постоянного наращивания опыта взаимодействия с людьми, позднее выявление и развитие таких способностей может иметь негативные последствия для общества.
4. Проблема «гения и злодейства»
Сложнейший вопрос теории одаренности - соотношение таланта и нравственных качеств. Дилемма Моцарта-Сальери (проблема «гения и злодейства») относится к разряду вечных. В рамках опроса двум группам - родителям и работникам творческих союзов5 - было предложено соотнести одаренность с другими личностными качествами человека, такими как:
• стремление к справедливости;
• воспитанность (послушность);
• склонность к самопожертвованию;
• склонность сопереживать другим;
Отвечая на вопрос «Какие из перечисленных личностных качеств, с вашей точки зрения, препятствуют развитию одаренности ребенка?» - родители и работники творческих союзов дали в целом близкие, но в деталях немного отличающиеся ответы (табл. 3).
Скромность единодушно рассматривается и как главное препятствие для развития одаренности, и как качество, не обязательное для талантливого ребенка. Судя по данным, в массовом сознании одаренный человек ориентирован исключительно на свой внутренний мир. Потому такие качества, как чувство коллективизма, долга, склонность к самопожертвованию слабо увязываются с образом талантливого ребенка.
Более пятой части опрошенных уверены, что перечисленные качества не являются препятствием для развития одаренности (24% родителей и 22% работников творческих союзов).
Таблица 3
Соотношение одаренности с другими личностными качествами человека в представлениях родителей и работников творческих союзов (% от опрошенных в группе)
Какие из перечисленных личностных качеств, с вашей точки зрения, препятствуют развитию одаренности ребенка? |
Родители |
Работники творческих союзов |
Скромность |
38 |
37 |
Склонность к самопожертвованию |
23 |
10 |
Чувство коллективизма |
16 |
28 |
Воспитанность, послушность |
7 |
27 |
Чувство долга |
7 |
11 |
Аккуратность |
8 |
3 |
Ничего из перечисленного |
24 |
22 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
6 |
|
||
Какими из перечисленных личностных качеств, с вашей точки зрения, не обязательно обладать талантливому ребенку? |
Родители |
Работники творческих союзов |
Скромность |
22 |
27 |
Склонность к самопожертвованию |
36 |
20 |
Чувство коллективизма |
20 |
41 |
Воспитанность, послушность |
8 |
21 |
Чувство долга |
7 |
11 |
Аккуратность |
8 |
21 |
Ничего из перечисленного |
17 |
14 |
Затрудняюсь ответить |
22 |
13 |
И, наконец, рассмотрим представления респондентов о личностных проблемах одаренного ребенка. В ответах респондентов явно прочитывается внимательное, бережное и охранительное отношение к одаренности и таланту. Наибольшую тревогу всех опрошенных вызывает неуверенность ребенка в собственных силах, непонимание со стороны взрослых, психическая неустойчивость и стрессы. Вместе с тем, от 1/5 до 1/3 респондентов критично говорят о том, что одаренный ребенок может быть самовлюблен, избалован, эгоистичен (табл. 4).
5. Представления о потенциальных субъектах поддержки одаренных людей
Подавляющее большинство россиян (90 %) уверены в том, что семья и государство должны объединить свои усилия по развитию способностей и талантов у детей. Полагают, что этим должна заниматься только семья, лишь 7% опрошенных, что исключительно государство - всего 1 % респондентов. Отметим, что относительно состоятельные участники опроса чаще других упоминают в данном контексте только семью (12 %).
Таблица 4
Личностные проблемы одаренного ребенка (% от опрошенных в группе)
Какие из перечисленных проблем вы считаете самыми тяжелыми для одаренного ребенка? |
Родители |
Работники органов управления образованием |
Учителя |
Работники дошкольного образования |
Работники реабилитационных центров |
Ученые |
Работники творческих союзов |
Неуверенность в собственных способностях, намеренное нежелание развивать свою одаренность |
49 |
44 |
53 |
48 |
57 |
50 |
60 |
Непонимание со стороны взрослых |
46 |
49 |
44 |
59 |
51 |
43 |
40 |
Психическая неустойчивость, стрессы, подверженность негативному влиянию |
34 |
56 |
54 |
43 |
66 |
44 |
49 |
Зависть окружающих |
24 |
10 |
15 |
16 |
11 |
16 |
20 |
Ухудшение самочувствия (плохой сон и аппетит, снижение иммунитета и т. п.) |
21 |
16 |
16 |
14 |
17 |
13 |
11 |
Самовлюбленность, избалованность, эгоизм |
21 |
27 |
27 |
30 |
26 |
27 |
35 |
Плохое общее физическое развитие |
12 |
20 |
18 |
12 |
20 |
16 |
6 |
Трудности, связанные с общением с противоположным полом, сексуальные проблемы |
5 |
1 |
5 |
3 |
3 |
6 |
4 |
Отвечая на вопрос: «Кто прежде всего должен помогать одаренным людям решать проблемы, которые мешают им себя проявить?», респонденты опять-таки чаще всего указывали семью («родные и близкие» - 72 %) и государство («государственные учреждения, социальные службы» - 69 %). Связь ответов с материальным положением здесь также прослеживается. Относительно состоятельные респонденты чаще других возлагают ответственность только на семью (77 %) и реже - только на государство (57 %). Напротив, те участники опроса, которым «денег не хватает даже на питание», чаще других выражали патерналистские установки (74 %).
Рассуждая о «потенциальных помощниках» в решении проблем одаренных людей, каждый четвертый респондент (25%) говорил об объединении самих одаренных людей для защиты своих прав и интересов. Этот факт, свидетельствующий о возможности создания сообществ одаренных людей, достоин особого внимания. Такая самоорганизация людей, объединенных общей идеей и общим стремлением, может удачно мобилизовать наличные и доступные ресурсы и реально помочь одаренным людям. Политика, ориентированная на создание сообществ одаренных людей и их поддержку, может стать весьма продуктивной.
Все прочие «потенциальные помощники» назывались респондентами значительно реже. Среди них - крупные компании, бизнесмены (18%), местные благотворительные организации, фонды (17%), все окружающие люди (16 %), объединения людей, имеющих личный, семейный опыт решения подобных проблем (8 %), инициативные гражданские группы, движения (5 %) и др.
6. Оценки реальной поддержки одаренных людей
Участников массового опроса также спросили: «А кто, на ваш взгляд, чаще всего реально помогает одаренным людям решить проблемы, которые мешают им себя проявить?». Распределение ответов на вопросы, кто должен помогать одаренным людям, и кто реально им помогает, представлено в табл. 5.
Таблица 5
Формально ответственные и реальные субъекты поддержки одаренности (% от числа опрошенных)
Кто прежде всего должен помогать одаренным людям решать проблемы, которые мешают им себя проявить? |
|
|
Их родные и близкие |
72 |
82 |
Государственные учреждения, социальные службы |
69 |
11 |
Сами эти люди, объединяясь для защиты своих прав и интересов |
25 |
21 |
Крупные компании, бизнесмены |
18 |
6 |
Местные благотворительные организации, фонды |
17 |
4 |
Все окружающие их люди |
16 |
5 |
Инициативные гражданские группы, движения |
5 |
2 |
Объединения людей, имеющих личный, семейный опыт решения подобных проблем |
8 |
4 |
Западные благотворительные организации, фонды |
1 |
1 |
Религиозные, приходские общины, церковные организации |
1 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
5 |
Подавляющее большинство опрошенных россиян указали, что реально таким людям помогают их родные и близкие (82%). Второе место в этом рейтинге получили объединения одаренных людей, созданные с целью защиты своих прав и интересов (21 %). Реальную помощь одаренным людям со стороны государственных учреждений и социальных служб отмечают лишь 11 % респондентов. Как видим, в «желаемом» рейтинге помощников одаренным людям семье и государству отводятся примерно равные позиции, тогда как в «реальном» рейтинге государство «отстает» от семьи в разы. Таким образом, можно констатировать, что на фоне ярко выраженных патерналистских установок оценки реальной государственной поддержки одаренных людей более чем негативные. Отметим, что бизнес, общественные организации, объединения одаренных людей в качестве «потенциальных» помощников в деле развития одаренности также упоминались чаще, чем признавались таковыми в реальности.
Важный вопрос - наличие реальных условий для развития одаренности. Интересуясь этим, мы задали респондентам вопрос о наличии в их городе (селе) центров и учреждений дополнительного образования (домов творчества, кружков, секций и т. д.). Половина опрошенных родителей сказали, что центров и учреждений дополнительного образования в их городе / селе недостаточно, 15% заявили, что таких центров вообще нет. Менее четверти (23 %) родителей считают, что подобных мест в их населенном пункте достаточно.
Таким образом, судя по данным опроса, уровень патерналистских ожиданий применительно к сфере поддержки одаренных людей весьма высок. При этом надежды наших сограждан на государство не оправдываются, государственная политика в данной сфере оценивается как малоэффективная. Лишь семья, по их мнению, является сегодня тем институтом, который реально помогает одаренным людям проявить себя. Такая отчужденность одаренных людей от государства, без всякого сомнения, - тревожный, но вполне ожидаемый факт. Вместе с тем очевидно, что государство уже не может и не должно оставаться единственным субъектом поддержки одаренных людей. Общественные организации и сообщества одаренных людей, при наличии соответствующих полномочий, могут взять на себя часть регулирующих функций государства в этой сфере.
7. Вопросы методики работы с одаренными людьми
Поскольку одаренность - это целостный и сложнейший социально-психический феномен, для выявления одаренности и для работы с одаренными людьми необходима особая специализация. Как полагают психологи, неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, равнодушны к их проблемам и даже могут быть настроены враждебно по отношению к «нестандартным» детям.
Большинство опрошенных родителей и специалистов уверены, что педагогу нужны специальные знания и квалификация для выявления одаренности у ребенка и работы с таким ребенком (от 89 % до 96 % в опрошенных группах).
Насколько же осведомлены респонденты о существовании специалистов по работе с одаренными людьми, имеющих особое образование и владеющих методиками? Половина опрошенных родителей услышала о таких специалистах от интервьюера (51 %). Примерно каждый четвертый (27 %) что-то слышал и только 16 % опрошенных утверждают, что знают о существовании такой специальности.
Эксперты осведомлены о наличиии специализации по одаренности больше, чем родители, но информированность их существенно (от 25 % до 57 %) колеблется в зависимости от специальности; самый высокий уровень осведомленности закономерно продемонстрировали работники органов управления образованием (57 %).
Как утверждают специалисты по работе с одаренными людьми, обнаружить одаренность порой чрезвычайно сложно, поскольку это длительный, многоэтапный процесс с комплексным применением особых методик. Мы поинтересовались у респондентов - родителей и экспертов, что, на их взгляд, может свидетельствовать о проявлении одаренности у ребенка, и как они представляют себе методику обнаружения одаренности. Таким образом, предполагалось выявить степень соответствия представлений целевых групп современным взглядам психологии одаренности. Напомним, что среди респондентов практически нет специалистов по работе с одаренными детьми.
Родители более, нежели эксперты, склонны считать свидетельством одаренности ребенка хорошие отметки по всем предметам, а также хорошие оценки по ряду предметов и отзывы разных преподавателей о ребенке. Вместе с тем родители и эксперты достаточно высоко оценили значение побед ребенка на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях как доказательство его одаренности.
Об участии ребенка в конкурсах и соревнованиях стоит поговорить отдельно. Соревновательность, конкуренция - важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Ведь «опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни»[7]. Абсолютное большинство респондентов полагают, что участие ребенка в конкурсах и викторинах положительно влияет на развитие способностей ребенка (родители - 94%, учителя - 95%, работники дошкольных учреждений - 95 %, ученые - 90 %, работники реабилитационных центров - 89 %, работники творческих союзов - 64 %). Вместе с тем положительное влияние конкуренции и соревнования респонденты оценили ниже. Большая часть опрошенных позитивно воспринимают роль конкуренции и соревнований, однако от одной пятой до одной трети членов групп полагают, что конкуренция и соревнования развивают одни способности, но подавляют другие. Так считают 35 % учителей, 34 % ученых, 29 % представителей реабилитационных центров, 29 % работников творческих союзов, 27 % работников дошкольного образования, 21 % работников органов управления образованием. Отметим, что минимальное число респондентов (от 2 до 8 % в разных группах) уверены в том, что конкурентность подавляет способности ребенка.
Говоря о факторах раскрытия одаренности, большинство родителей и экспертов высоко оценивают роль семьи: своевременное выявление родителями способностей ребенка, внимательное, заинтересованное отношение членов семьи к образованию ребенка, стиль жизни родителей. Последнее утверждение респондентов относительно стиля жизни родителей представляет отдельный интерес, поскольку, по мнению специалистов, «развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби».
И, наконец, отвечая на вопрос о наилучших способах развития одаренности ребенка, большинство членов опрошенных групп говорили о предпочтительности индивидуальных занятий (от 60 % до 70 % в различных опрошенных группах). Участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях также было положительно оценено и родителями, и членами экспертных групп. Добавим, что эксперты предпочитают использовать в работе с одаренными детьми методики педагогов-новаторов, однако высоко оценивают также роль психологической подготовки.
Заключение
Судя по ответам респондентов, одаренность - это малораспространенное явление в современном обществе. Респонденты редко причисляют себя к категории талантливых людей, хотя и значительно чаще считают своих детей одаренными. Вместе с
тем россияне фиксируют недостаток ресурсов, позволяющих выявить и поддержать одаренность.
Представления о наиболее разносторонне одаренных людях четко клишированы и сводятся в сознании родителей и членов экспертных групп к трем ожидаемым именам: Михаил Ломоносов, Леонардо да Винчи и Александр Пушкин.
Приведенные данные дают основания полагать, что образ одаренного человека имеет устойчивые, повторяющиеся в разных целевых группах черты: с одной стороны, уязвимость, ранимость, неуверенность, отсутствие понимания со стороны других людей, а с другой - возможный эгоизм, нескромность, индивидуализм, отсутствие внимания по отношению к другим людям.
Среди опрошенных преобладает мнение, что одаренность проявляется в детстве и юности. Поскольку большинство респондентов увязывают одаренность с детством и молодостью, это может оказать негативное воздействие на развитие способностей у взрослых людей. Преобладающее в массовом сознании представление, что особые способности могут обнаружиться только в детстве или юности, является достаточно тревожным фактом. Мы должны обратить на него особое внимание, учитывая, что в современном обществе доминирует тенденция на формирование «достиженческой» культуры и культуры инициативности.
Сравнение ответов родителей и экспертных групп свидетельствует, что родители не слишком хорошо понимают, что такое одаренность и как она проявляется. Присутствует некоторая взаимосвязь общего понимания одаренности с социальнодемографическими характеристиками респондентов (например, образованием). Однако в целом представления родителей не отличаются ясностью и прозрачностью. В ситуации когда семья оценивается респондентами как главный субъект выявления и поддержки одаренности, такая неосведомленность может сказаться на судьбе одаренных детей. Судя по всему, повышение грамотности в области психологии и педагогики одаренности актуально не только для родителей одаренных детей, но и для всех категорий родителей.
Гораздо конструктивнее, осмысленнее, содержательнее ответы представителей экспертных групп, хотя и в них может присутствовать односторонность и поверхностность. Разумеется, разные профессиональные группы, различающиеся и по своему социальному опыту, и по доступу к ресурсам, и по ряду иных параметров, рассматривают одаренность по-разному.
Несмотря на ярко выраженные патерналистские ожидания, и рядовые респонденты, и эксперты невысоко оценивают государственную политику в сфере одаренности и демонстрируют недоверие к ней.
И в заключение добавим следующее. Одаренность является важным человеческим ресурсом, пренебрежительное или невнимательное отношение к которому может иметь серьезные социальные последствия. Однако как показывают данные опросов, отсутствие ясного понимания одаренности у родителей и специалистов, недостаточная государственная поддержка оказываются не единственными факторами, сдерживающими раскрытие и развитие одаренности. Одаренность оказывается зависимой от сильного социального расслоения в обществе. Развитие способностей человека является целью и заботой высокоресурсных семей, обладающих образованием, доходом и местом жительства, позволяющими раскрыть дремлющую одаренность. Еще более тревожным является и то обстоятельство, что одаренность не рассматривается обществом как залог успеха в жизни. Таковыми все чаще становятся связи, технологические умения или грамотный PR. С одной стороны, такая идеология успеха открывает дорогу «менее одаренным», но активным людям (что само по себе отнюдь не плохо). С другой стороны, новая система жизненных координат может «девальвировать» традиционное понимание одаренности и жестко технологизировать отбор талантливых людей, оставляя на периферии способных к «нерыночным», «некапиталоёмким» занятиям - математике, поэзии, классической музыке и т. п.
1 Опрос взрослого населения в 203 населенных пунктах 63 субъектов РФ. Использовалась многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. Опрашивались граждане в возрасте от 18 лет. Статическая погрешность не превышает 3,6 %.
2 Общероссийский опрос респондентов, имеющих детей от 3 до 17 лет, 400 человек.
3 Опрос шести целевых групп экспертов проводился в 14 региональных центрах Российской Федерации: Архангельск, Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Красноярск, Казань, Москва, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Самара, Ульяновск, Ярославль. Группы экспертов: работники дошкольных учреждений, учителя, ученые, работники реабилитационных центров, работники органов управления образованием, работники творческих союзов.
4 Опрос учителей и работников дошкольных заведений, целевая выборка: 205 учителей школ и 160 работников дошкольных учреждений, декабрь, 2007 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1958
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 858
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0