Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 1. С. 5–12
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогические знания, учитель, Новая школа, профессиональный стандарт
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 5–12.
Полный текст
В настоящее время можно точно определить факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования и в этой связи обозначить острую необходимость в психолого-педагогической подготовке современного учителя. Это:
-
глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;
-
диверсификация системы школьного образования;
-
изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);
-
возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;
-
информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;
-
социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее.
По результатам мониторинга специалистов Федерации психологов образования России (ФПОР) новые требования к современному учителю в самом общем виде можно сформулировать так:
-
владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.;
-
приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности;
-
способность «видеть» многообра-зие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности;
-
способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;
-
умение применять здоровьесберегающие технологии;
-
способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.
В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная востребованность в адресной психолого-педагогической подготовке учителя для новой школы.
В чем конкретно выражен низкий уровень психолого-педагогической подготовки современного учителя? По мнению самих педагогов, учитель не умеет:
-
организовать урок в деятельностной парадигме;
-
организовать работу в группах;
-
работать с различными категориями детей;
-
работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т. д.
К тому же отмечается, что он не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей), типологии детских проблем (детства в целом), не владеет общей психологической культурой общения, здоровьесберегающими технологиями и т. д.
В современных условиях решение задач системой психолого-педагогической подготовки учителя, а в итоге решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы» должен обеспечить ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование». Это одно из трех утвержденных направлений подготовки педагогических кадров. Так, в соответствии с «Правилами разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142, подготовка педагогических кадров для школы будет осуществляться по направлениям:
-
«Педагогическое образование»(050100);
-
«Психолого-педагогическое образование» (050400);
-
«Специальное (дефектологическое) образование» (050700).
ФГОС ВПО по этим направлениям разрабатывали базовые университеты во главе с ректорами, действительными членами РАО:
-
Санкт-Петербургский педагогический университет им. А. И. Герцена (Г. А. Бордовский)
-
Московский городской психолого-педагогический университет (В. В. Рубцов)
-
Московский педагогический государственный университет (В. Л. Матросов).
Российская академия образования на уровне Президиума РАО обеспечивала согласование представленных проектов стандартов, а ее руководство в лице вице-президентов РАО Д.И. Фельдштейна и В. А. Болотова много сделало для того, чтобы в рамках этих трех направлений максимально решить вопрос о полноте компетенций будущего педагога.
Важно отметить, что разработанный стандарт ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» – это результат плодотворного сотрудничества психологов, психофизиологов, педагогов, управленцев, родителей, врачей.
Он создан с участием:
-
Российской академии образования
-
Совета ректоров вузов Москвы Департамента образования города Москвы, учрежденных Правительством Москвы
-
Института психологии РАН
-
Психологического института РАО
-
Факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
-
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия Государственной службы при Президенте РФ»
-
Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ
-
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет».
Необходимо указать на сопряженность – взаимное соответствие между стандартом общего (начального) образования и стандартом ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование». Это проявляется в сопряженности научных подходов, общей методологической платформе, заложенной в основе того и другого стандарта.
Так, стандарт общего (начального) образования разработан учеными РАО на принципах деятельностного подхода. Это первый Государственный стандарт, основу которого составляет комплекс наук о процессах и механизмах развития ребенка. Не без гордости отмечаем, что этот стандарт разработан Российской академией образования. Его руководители – члены РАО: А. Н. Кузнецов, А. М. Кондаков, Л. П. Кезина.
Методологической основой стандарта ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» являются основные положения педагогической и возрастной психологии, позволивших создать эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства.
Психолого-педагогическое образование, основанное на этих принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей, самих детей. Это обеспечивает возможность учителю овладевать теми компетенциями, которые в условиях обучения должен освоить ученик.
Проект стандарта по психолого-педагогическому направлению реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «психология образования», с другой стороны, в рамках направления «психолого-педагогическое образование» помимо указанного профиля в это направление включен целый ряд по существу сопряженных профилей – «психология и педагогика дошкольного образования», «психология и педагогика начального образования» и др. (всего 9 профилей).
Так, в рамках направления «психолого-педагогическое образование» в проекте предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата.
-
Психология образования.
-
Психология и педагогика дошкольного образования.
-
Психология и педагогика начального образования.
-
Психология и педагогика профессионального образования.
-
Психология и педагогика дополнительного образования.
-
Психология и социальная педагогика.
-
Психология и педагогика инклюзивного образования.
-
Психология и педагогика образования одаренных детей.
-
Специальная психология и педагогика.
Многие из этих профилей, как нетрудно видеть, оформляются в системе ВПО впервые. При разработке ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» была реализована следующая схема.
-
Вид профессиональной деятельности (СПД), задачи профессиональной деятельности
-
Государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО), общие компетенции, компетенции профиля
Соответствие стандарта профессиональной деятельности стандарту ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование»
Этим обусловлена научная новизна разработанного нами стандарта по направлению «психолого-педагогическое образование». Она состоит в том, что главным «универсальным» содержанием, объединяющим в единое направление подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и других является общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессий компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.
С учетом того что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы:
-
базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах;
-
утвержденные квалификационные требования к ПД;
-
принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога): бакалавр (4 года) +
+ магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1–3 года или 1,5–
4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура); -
независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества).
Такая психолого-педагогическая подготовка обеспечивает будущего педагога системой компетенций, за счет которых конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Иначе говоря, «деятельность» и «возраст» –это основные категории, которые определяют базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «психолого-педагогическое образование».
Укажем основные задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования:
-
проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
-
проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;
-
проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
-
повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
-
работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
-
взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды;
-
использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.
В итоге выпускник по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями.
1. В психолого-педагогической деятельности (ПКПП):
-
организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
-
применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
-
осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики), (ПКПП-3);
-
рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);
-
осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
-
эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).
2. Задачи профессиональной деятельности специалиста с квалификацией (степенью) «магистр» в области психолого-педагогического сопровождения образования состоят в следующем:
-
разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;
-
разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
-
осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;
-
разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
-
мониторинг сформированности компетенций учащихся;
-
разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
-
взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;
-
контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;
-
реализация индивидуально-ориенти-рованных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;
-
обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса.
В то же время выпускник по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).
1. Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):
-
знать феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);
-
уметь выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);
-
использовать научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);
-
владеть современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);
-
уметь организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);
-
уметь организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);
-
владеть научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);
-
владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);
-
уметь организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);
-
проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);
-
реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);
-
анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);
-
планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13);
-
применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);
-
применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);
-
знать особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16).
2. В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):
-
применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);
-
проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
-
проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);
-
конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
-
использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
-
разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
-
проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
-
осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8);
-
консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).
В целом разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» демонстрирует, что современный учитель действительно сможет получить качественно иную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она направлена на овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых воспитатель ДОУ, учитель начальной школы, психолог, социальный педагог сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Специально отметим, что
ориентация педагога на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не могут быть достигнуты за счет простого увеличения количества психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Речь идет о качественном изменении содержания и структуры подготовки учителя.
В вузе необходимо вводить принципиально новые продуктивные (деятельностные) формы подготовки, широко использовать практические занятия студентов с проблемами детей, вводить в качестве необходимого компонента диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса и т. д.
Социальные эффекты, характеризующие социокультурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование», состоят, прежде всего:
-
в повышении качества научного и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет единой методологической (культурно-деятельностной) основы ФГОС – стандарта общего (начального) образования и стандарта по направлению «психолого-педагогическое образование»;
-
повышении социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих (при необходимости адресных) технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии различных форм и видов деятельности (с учетом особенностей развития и возраста учащихся).
Кроме того, правомерно говорить об укреплении позиции школы как социального института защиты детства за счет:
-
создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально-ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка;
-
психолого-медико-социально-право-вого сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышение уровня ее безопасности;
-
адресной помощи ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, социализации в условиях школы и вне ее.
В целом, обсуждая проблемы построения «Новой школы» и говоря об ответственности РАО за решение вопросов психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, целесообразно рекомендовать в проект решения Общего собрания РАО следующее.
1. Поручить научно-исследовательским институтам РАО совместно с вузами – разработчиками ФГОС ВПО третьего поколения:
-
участвовать в научно-методическом обеспечении перехода подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ВПО (3-го поколения). В нашем случае – по направлению «психолого-педагогическое образование»;
-
считать, что системная психолого-педагогическая подготовка учителя (прежде всего психолога, воспитателя ДОУ и учителя начальной школы) – необходимое условие предстоящего эксперимента по введению нового стандарта общего (начального) образования в систему образования России;
-
участвовать в создании основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры. В нашем случае – по направлению «психолого-педагогическое образование». Предусмотреть возможность включения магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «психолого-педагогическое образование») и т. д.;
-
участвовать в модернизации существующей системы повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но, в нашем случае, и по психолого-педагогическому маршруту с указанием периодичности такой формы повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации.
2. Учитывая требования к реализации Госстандарта общего (начального) образования, обратиться в РОСОБРНАДЗОР с предложением начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций учащихся).
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование»(квалификация (степень) «магистр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» (квалификация (степень) «магистр»).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4243
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 932
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0