Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 1. С. 31–40
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сиблинги
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лукьянченко Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 31–40.
Фрагмент статьи
Обсуждение психологического содержания проблемы сиблинговых отношений в
контексте возрастного развития может
осуществляться в двух аспектах:
- положение, занимаемое индивидом среди братьев и сестер, определенным образом структурирует его детский опыт, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на характеристики личности и особенности взаимоотношений в более поздние периоды жизни. Особенно отчетливо это сказывается в подростковом возрасте. В том числе и в связи с этим внимание психологов сосредоточено на выявлении специфики влияния сиблинговых отношений как социального фактора развития личности;
- характеристики сиблинговой подструктуры семьи «вплетены» в то, что можно назвать корневыми основаниями микросоциума развития подростка. Поэтому немаловажным является определение факторов, опосредующих влияние сиблинговой позиции на систему отношений развивающейся личности (сиблинговая позиция –англоязычный термин, обозначающий положение в порядковом ряду рождений братьев и сестер).
Остановимся на первом из указанных аспектов. Одним из пионеров анализа
сиблингового опыта детства был З. Фрейд.
Впоследствии к исследованию его значения обращался А. Адлер [7]. Но сиблинговые
позиции, а также обусловленные ими
отношения в семье, их перспективное влияние на характеристики личности и
отношения индивида наиболее подробно и тщательно отражены в работах
австралийского психолога У. Тоумена. На очень обширной выборке он показал, что
люди, занимающие определенное место среди братьев и сестер, имеют сходные
особенности. Этот автор предложил характеризовать сиблинговые позиции,
используя следующие показатели: число детей в семье, их пол, очередность
рождения, промежутки между рождениями. Основные сиблинговые позиции,
соответственно, таковы:
- самый старший ребенок: старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;
- самый младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;
- средний ребенок;
- единственный ребенок;
- близнецы: двое, трое, четверо и т. д.
Литература
- Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. СПб., 2001.
- Козлова Л. Е., Лукьянченко Н. В. Влияние сиблинговой позиции детства на характеристики семейной жизни взрослого человека //Школа и личность. Красноярск, 2003.
- Кэйдис Л., Макклендон Р. «Шоколадный пудинг» и другие методики интенсивной многосемейной терапии. М., 1998.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1998.
- Лукьянченко Н. В., Аликин И. А. Теория семейных систем М. Боуена. Красноярск, 2002.
- Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.
- Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2000.
- Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. М., 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4363
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 5284
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 2