Введение
Современные теории представляют различное социально-когнитивное и мотивационное наполнение феномена просоциальности. Отсутствует согласие о том, что движет ребенком раннего возраста, когда он пытается помочь кому-то из членов семьи, например, в уборке или приготовлении обеда. Неизвестно, ребенок это делает, потому что проявляет интерес к самой деятельности, к взаимодействию со взрослым или к последующему вознаграждению.
Учитывая, что на втором году жизни уровень понимания социальной ситуации возрастает и становится более «ментальным» [Клименкова; Смирнова, 2005], а многие аспекты социального поведения меняются [Berkel, 2020], период раннего детства является особенно интересным с точки зрения развития просоциального поведения.
Принято считать, что агентами развития просоциальности в раннем и дошкольном возрасте являются родители, однако взаимодействие с братьями/сестрами играет в формировании личностных черт и особенностей поведения не менее важную роль. Сиблинговые отношения непроизвольны (их до момента сепарации от родителей кого-либо из детей нельзя прекратить), эмоционально заряжены, поскольку связаны общими родителями, общим домом и бытом. Зачастую это наиболее длительные отношения в жизни человека. Кроме того, сиблинговые отношения имеют диагональный характер, который предполагает, с одной стороны, равенство отношений, а с другой стороны, порядок рождения детей в семье задает роли старшего и младшего, что, в свою очередь, нередко делает старшего ребенка образцом для подражания младшего. Все эти особенности сиблингового взаимодействия создают безопасное пространство для обучения стратегиям поведения с другими людьми [Баскаева, 2021; Булыгина].
Кроме того, исследователи отмечают, что в парах сиблингов, близких по возрасту, конфликтные отношения встречаются чаще [Булыгина; Berkel, 2020; Dunfield, 2011]. И младшие, и старшие дети видят друг в друге не столько образец для подражания, сколько конкурента. Противоречивый характер сиблинговых отношений (отношений «без ограничений») часто подмечается и родителями, и исследователями [Hoffman, 1981]. В таких условиях возможность проявлений помогающего поведения, эмпатии или альтруизма по отношению к сиблингу оказывается неочевидной, тем более у маленьких детей. Отсюда научный интерес к этому феномену.
Целью данного исследования было выявление и описание особенностей просоциального поведения по отношению друг к другу сиблингов дошкольного и раннего возраста (с разницей в возрасте меньше 3 лет). Мы предполагаем, что начиная с двухлетнего возраста уже можно наблюдать просоциальность и ее проявления в виде альтруистических актов, инструментальной помощи и эмпатических реакций [Клименкова; Daniel, 2017; Dunfield, 2011; Roth-Hanania, 2011; Tavassoli, 2019; Vaish, 2009; Wellman, 2001]. В отличие от исследований, сосредоточенных на изучении просоциального поведения у детей в контексте детско-родительских отношений, порядка рождения или кросс-культурных особенностей [Devine, 2018; Kennedy, 2015; Peterson, 2000], в данной работе фокус сосредоточен на проявлении просоциального поведения сиблингов в адрес друг друга.
Исследование носило качественный характер, поэтому нами были сформулированы исследовательские вопросы: проявляют ли дети дошкольного и раннего возраста по отношению к сиблингу просоциальное поведение? Если да, то какие формы просоциального поведения дети проявляют по отношению друг к другу и в чем они проявляются?
Выборка. В исследовании приняли участие 3 полные нуклеарные семьи с двумя детьми: возраст младшего ребенка — 2–3 года; возраст старшего ребенка — 3–6 лет, разница в возрасте между детьми составляла не более 3 лет. Две пары сиблингов были разнополые: старший брат — младшая сестра, старшая сестра — младший брат, одна пара состояла из двух сестер. Участие в исследовании осуществлялось по добровольному согласию матерей. Женщины, заинтересовавшиеся темой взаимоотношений между детьми раннего и дошкольного возраста и откликнувшиеся на предварительное письмо-приглашение, приняли участие в интервью, а их дети — в эксперименте. Все матери были проинтервьюированы очно, а также проинформированы о том, что собранные в ходе интервью данные будут использованы в научных целях с соблюдением конфиденциальности. Затем обговаривалось время проведения исследования с детьми. Матери были опрошены индивидуально и независимо одним интервьюером. Интервью длились от 15 до 35 минут и были записаны на диктофон, с последующей расшифровкой. Вопросы интервью касались проявлений просоциальности по отношению друг к другу у их детей, а также взаимоотношений детей. В данной статье мы не будем приводить анализ интервью матерей, а сосредоточимся на результатах непосредственного наблюдения проявлений просоциальности во взаимодействии сиблингов.
Методы
Экспериментальные ситуации на выявление просоциального поведения у детей были составлены на основе метода проблемных ситуаций, разработанного Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [Смирнова, 2005]. Экспериментальные ситуации для каждой пары сиблингов проводились отдельно, у них дома. Перед началом эксперимента в комнате, где играют дети, была установлена видеокамера, регистрирующая ход эксперимента. Были разработаны 3 ситуации.
Ситуация № 1 «Угощение». В отдельной комнате исследователь оставался один на один поочередно с каждым из сиблингов и предлагал ребенку разделить угощение (конфеты) между членами семьи. Инструкция: «Это для тебя и твоей семьи. Раздели угощение сам/сама». Предполагалось увидеть проявления альтруизма.
Ситуация № 2 «Забей мячик в воротца» проводилась совместно с двумя детьми. Экспериментатор предлагал детям поиграть: закатывать маленький мячик в воротца. Данная ситуация состояла из двух серий. В первой серии инструкция была такая: «Я принесла игру для пальчиков “Мячик и воротца”. Надо забить мячик в воротца пальцами. У каждого из вас по 7 попыток». Ко 2-й серии инструкция была следующая: «Теперь надо забить как можно больше, пока играет музыка». Поле для игры на столе огораживалось таким образом, что один из сиблингов сидел напротив другого. Мячик укатывался в сторону сиблинга, и можно было наблюдать, оказывает ли брат/сестра помощь, подавая мяч, поддерживает ли сиблинга в случае успеха или неудачи. Таким образом, можно было наблюдать, станут ли сиблинги подавать мяч друг другу. Предполагалось получить и зарегистрировать помогающее поведение и эмпатию.
Ситуация № 3 «Уборка игрушек». Экспериментатор давал инструкцию: «Давайте уберем игрушки и пойдем пить чай со вкусностями». Экспериментатор начинал убирать игрушки. В случае, если никто из детей к нему не присоединяется, экспериментатор по необходимости добавлял стимулирующие высказывания вслух, комментирующие его действия: «Так, теперь мне нужен совок и веник», «Где же коробка от этой мозаики?» и т.п., также в ходе проведения этой ситуации экспериментатор как бы случайно ронял коробку, рассыпал игрушки и расстраивался, демонстрируя свои чувства: «О нет! Теперь все собирать заново!». Предполагалось увидеть, проявляют ли дети помогающее поведение, альтруизм и эмпатию как по отношению к взрослому, так и по отношению друг к другу.
Регистрировались проявления просоциального поведения детей, такие как:
- помогающее поведение (инструментальная помощь) — помощь сиблингу или исследователю в уборке игрушек, подаче укатившегося мяча;
- эмпатия — выражающаяся как в поведенческих актах утешения, сопереживания, так и в мимических (контакт глаз, мимическое отражение эмоций сиблинга);
- альтруизм — уборка игрушек за сиблингом, поведение, при котором ребенок делится своим угощением.
За основу была взята структура оценивания по четырем параметрам: «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сиблинга», «Характер участия в действиях сиблинга», «Характер и степень выраженности сопереживания сиблингу», «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения по отношению к сиблингу». Мы расширили эту структуру, дополнив следующими параметрами оценивания: «Проявления альтруизма», «Проявления инструментальной помощи», «Проявления эмпатии». Выраженность каждого из параметров оценивалась по шкале от 0 до 3 баллов, где 3 балла говорят о наиболее высоком уровне выраженности того или иного аспекта взаимодействия как показателя просоциальности.
Наблюдение за взаимоотношениями детей вне экспериментальных ситуаций проводилось с использованием схемы, составленной нами на основе методики наблюдения за дошкольниками, разработанной Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [Смирнова, 2005]. Данная схема наблюдения позволяет оценить особенности взаимоотношений детей в свободной игровой деятельности, изучить особенности общения детей в ситуации игры. Оценивались: «Инициативность ребенка», «Преобладающий эмоциональный фон» и «Чувствительность к воздействиям сиблинга». Выраженность параметров оценивалась по шкале от 0 до 3 баллов, где 3 балла говорят о наиболее высоком уровне выраженности того или иного аспекта взаимодействия как показателя взаимоотношений.
Описание результатов
Во всех трех экспериментальных ситуациях дети демонстрировали признаки просоциального поведения.
Опишем характерные случаи. В ситуации № 1 «Угощение», направленной прежде всего на выявление альтруистического поведения, только один ребенок предпочел не делиться угощением, полученным от исследователя, проигнорировав инструкцию. Остальные 5 детей после озвучивания инструкции побежали раздавать угощение членам семьи.
Таблица 1. Особенности поведения детей в ситуации № 1 «Угощение»
|
Ребенок (порядок рождения) |
Семья 1 |
Семья 2 |
Семья 3 |
|
Старший |
Мальчик проигнорировал инструкцию и отказался делиться конфетами |
Девочка сразу после озвучивания инструкции побежала раздавать угощение |
Девочка сразу после озвучивания инструкции положила все угощения на стол, взяла одну штуку, разделила пополам и понесла младшему сиблингу. Затем взяла 2-ю штуку и отдала маме. Третью отложила, а четвертую со словами «это мы вечером съедим» убрала в другой угол стола |
|
Младший |
Девочка сразу после озвучивания инструкции побежала раздавать угощение |
Мальчик сразу после озвучивания инструкции побежал раздавать угощение |
Девочка сразу после озвучивания инструкции побежала раздавать угощение: «это нам по 2» (про сиблинга), потом принесла маме 1 штуку, затем поделилась еще и своим угощением с мамой |
В ситуации № 2 «Забей мячик в воротца», направленной на выявление феномена инструментальной помощи и эмпатии, дети в 4 случаях из 6 помогали сиблингу подавать мячик. Эмпатическая реакция также была выражена не у всех сиблингов. Девочки в разнополых сиблинговых парах игнорировали братьев, уходили от взаимодействия с ними в этой ситуации. Мальчики же были эмпатически вовлечены в процесс. В паре однополых сиблингов сестры также активно поддерживали друг друга.
Таблица 2. Особенности проявления эмпатии и инструментальной помощи сиблингу
в ситуации № 2 «Забей мячик в воротца»
|
Ребенок (порядок рождения) |
Семья 1 |
Семья 2 |
Семья 3 |
|
|
Старший |
Эмпатия |
Мальчик активно сопереживал сиблингу (вербально, пантомимикой, мимикой) |
Девочка игнорировала сиблинга в первой части, во второй части следила за процессом |
Девочка активно сопереживала сиблингу: (расстроенно) «Не-ет, проиграла», (радостно) «Не попала!» |
|
Инструментальная помощь |
Мальчик активно подавал мячик, старался подать скорее |
Девочка не подавала мячик в первой части, неохотно подала мяч во второй части |
Девочка активно следила за процессом в первой части, во второй — подавала мячик сиблингу |
|
|
Младший |
Эмпатия |
Девочка игнорировала успех/неуспех брата. Встала и ушла, когда пришла его очередь |
Мальчик активно сопереживал сестре (вербально, пантомимикой, мимикой) |
Девочка активно сопереживала сиблингу: восторженно топталась на месте, «ты не попала!» (смеется) |
|
Инструментальная помощь |
Девочка ушла, когда пришла очередь брата в первой части, после просьбы брата пошла подать мячик во второй части. Делала это очень медленно и отвлекаясь |
Мальчик активно подавал мячик, старался подать скорее |
Девочка активно следила за процессом, подавала мячик сиблингу |
|
В ситуации № 3 «Уборка игрушек», направленной на выявление всех видов просоциального поведения, результаты свидетельствуют о том, что 5 из 6 детей убирали игрушки не только за собой, то есть проявляли инструментальную помощь и альтруизм. Обнаружить признаки эмпатии в данной экспериментальной ситуации оказалось затруднительно, так как на запросы о помощи со стороны экспериментатора все дети реагировали визуально безэмоционально, просто помогая. Один из 6 детей отказался помогать убирать игрушки, сказав, что свои за собой уберет позже, а к общей уборке присоединяться отказался.
Таблица 3. Особенности поведения детей в ситуации № 3 «Уборка игрушек»
|
Ребенок (порядок рождения) |
Семья 1 |
Семья 2 |
Семья 3 |
|
Старший |
Мальчик активно присоединился к уборке. Убирал свои игрушки, подавал некоторые игрушки сиблингу |
Девочка отказалась убрать игрушки, сказав «я уберу свои позже» |
Девочка активно убирала игрушки, свои и сиблинга |
|
Младший |
Девочка убирала игрушки и за собой, и общие |
Мальчик убирал игрушки за собой и общие |
Девочка убирала свои и общие игрушки |
По результатам проведения всех экспериментальных ситуаций с использованием схемы, разработанной на основе методики Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, было выявлено, что наиболее низкие оценки были получены по шкале «проявления альтруизма», причем у старших сиблингов. Стоит оговориться, что слишком высокие баллы по шкале альтруизма в данной методике означали бы довольно высокую степень жертвенности у детей. Однако такие результаты получились за счет показателей одного ребенка, показавшего отсутствие альтруистических проявлений в экспериментальной ситуации с угощениями, что сильно снизило общий балл (табл. 4).
По остальным показателям можно отметить высокий уровень развития проявлений просоциальности как у младших, так и у старших сиблингов.
Также стоит отметить, что наиболее низкие показатели просоциальности были выявлены у девочек из разнополых сиблинговых пар. В обоих случаях они игнорировали братьев в ситуации 2, помощь оказывали неохотно.
Для примера опишем характер просоциального поведения по отношению друг к другу у первой пары сиблингов (мальчика Коли и девочки Славы).
В ситуации № 1 Коля игнорировал инструкцию о том, что угощение для всех и его надо разделить, настойчиво показывая экспериментатору игрушки и играя с угощением (но не ел его). Слава сразу после озвучивания инструкции побежала отдавать угощение маме, Коле и папе со словами «это задание такое».
В ситуации № 2 Коля активно подавал мяч сестре, был эмоционально заинтересован в успехе/неуспехе сестры. Когда подошла очередь Коли играть, Слава ушла играть со своими игрушками. Оказавшись в том месте, куда улетал мячик, после просьбы Коли («Слава, дай мячик») стала подавать его. Коля демонстрировал сестре, что заинтересован в том, чтобы успеть забить мячик в воротца как можно больше раз, но Слава не торопилась подавать мячик, делала это очень медленно, Коля терпеливо ждал, не ругал сестру, не стремился сам достать мячик и поблагодарил сестру, когда она его подала.
В ситуации № 3 после озвучивания инструкции дети оперативно убрали игрушки, преимущественно каждый за собой, однако они также и подавали игрушки друг другу и складывали те, в которые играли вместе. Коля присоединялся к уборке тех игрушек, в которые играли вместе только после озвученной Славой просьбы ей помочь.
Таблица 4. Выраженность параметров просоциальности и вовлеченности детей в действия сиблинга
|
Параметры |
Семья 1 |
Семья 2 |
Семья 3 |
Средний балл Старшие/младшие |
|||
|
Старший брат |
Младшая сестра |
Старшая сестра |
Младший брат |
Старшая сестра |
Младшая сестра |
||
|
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сиблинга |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2,66/2,33 |
|
Характер и степень проявления просоциальных форм |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,66/3 |
|
Проявления инструментальной помощи |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,66/2,66 |
|
Проявления альтруизма |
0 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1,33/2,66 |
|
Проявления эмпатии |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2,33/2,33 |
|
Общий балл проявления просоциальности |
9 |
8 |
7 |
12 |
11 |
12 |
9/10,66 |
В процессе наблюдения за свободной игрой детей вне экспериментальных ситуаций оказалось, что все наблюдаемые параметры «Инициативность ребенка», «Преобладающий фон настроения», «Чувствительность к воздействиям сиблинга» одинаково хорошо выражены у всех детей.
Полученные в ходе наблюдения данные говорят о том, что дети достаточно инициативно стараются привлечь сиблингов к своим играм, предлагая различные варианты взаимодействия. Также активно проявляют желание и готовность вовлекаться в игры, предложенные сиблингом, легко откликаются на его предложения, замечают пожелания и настроения брата/сестры и подстраиваются под него, эмоционально реагируют, преимущественно позитивно.
Таблица 5. Результаты наблюдения за взаимодействием сиблингов вне экспериментальных ситуаций
|
Параметры |
Семья 1 |
Семья 2 |
Семья 3 |
|||
|
Старший брат |
Младшая сестра |
Старшая сестра |
Младший брат |
Старшая сестра |
Младшая сестра |
|
|
Инициативность ребенка |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
|
Преобладающий фон настроения |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Чувствительность к воздействию сиблинга |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Опишем особенности просоциального поведения во взаимодействии с сиблингом на примере пары 2 (Володя (3 года) и Зоя (5,5 лет)).
Наблюдение проводилось в зале, а не в детской комнате. Дети приносили игрушки из своей комнаты и преимущественно играли рядом, но не взаимодействовали. Они будто бы поделили экологические ниши и умудрялись почти ни разу не помешать друг другу, сосуществуя в одном пространстве. Когда Зоя принесла палку, чтобы вытащить из-под ящиков закатившуюся игрушку, Володя стал требовать, чтобы Зоя отдала палку ему. Зоя вытащила игрушку и только затем отдала палку Володе. Володя пошел искать под ящиками что-нибудь еще.
Другой показательный эпизод состоял в том, что Зоя принесла свечку и в какой-то момент захотела ее задуть. Володя увидел это и попросил дать ему задуть свечку тоже, и задувал дым от уже потухшей свечки вместе с Зоей.
В процессе игры дети несколько раз отвлекались от игры и, смеясь, пытались друг друга щекотать, повалить, в итоге несколько раз Зоя поцарапала/ущипнула Володю.
Обсуждение результатов
Результаты нашего исследования указывают на то, что сиблинги не только дошкольного, но и раннего возраста способны помогать друг другу, сопереживать и делиться по своей инициативе. Это согласуется с исследованиями Т.О. Юдиной и Т.Н. Котовой о том, что у детей раннего возраста можно наблюдать такие проявления просоциального поведения, как инструментальную помощь, эмпатию и альтруизм [Юдина, 2015].
4 из 6 детей, принявших участие в настоящем исследовании, показали готовность оказать инструментальную помощь сиблингу по собственной инициативе. Еще две девочки из разных сиблинговых пар (одна старшая, одна младшая) оказывали помощь братьям, но в данном исследовании это было после просьбы сиблингов, а не по собственному побуждению. Тем не менее это указывает на то, что и старшие дети (дошкольного возраста), и младшие (раннего возраста) считывают и реагируют на сигналы сиблинга о помощи [Юдина, 2015; Dunfield, 2013; Dunfield, 2011; Vaish, 2009]. Похожие результаты были получены в исследовании Н. Тавассоли с соавт., но там акцент был сделан на том, что у старших сиблингов дошкольного возраста готовность оказывать инструментальную помощь брату/сестре раннего возраста выше, чем у младших детей в отношении старших [Tavassoli, 2019].
Все дети дошкольного возраста, принявшие участие в исследовании, проявляли эмпатию по отношению к младшему сиблингу, хотя их отношения во всех случаях можно было определить как двойственные, сочетающие сильную привязанность и конфликтность.
Интересными оказались результаты в отношении развития эмпатии у младших сиблингов. В ряде исследований показано, что дети раннего возраста в основном еще не способны осуществлять когнитивную эмпатию, так как необходимые для этого основы (способность к анализу и рефлексии) еще не сформированы [Клименкова; Wellman, 2001]. В данном исследовании мы наблюдали проявления эмпатии у детей, которым на момент исследования еще не исполнилось 3 лет, но она носила скорее аффективный характер и основывалась на эмоциональном заражении [Сотнкова, 2022].
Интересны полученные данные о том, что мальчики (один старший, один младший) в парах разнополых сиблингов оказались более эмпатичными в экспериментальной ситуации «Забей мячик в воротца», чем девочки. Возможно, что более низкий эмоциональный отклик девочек в этой ситуации, отстраненность и даже игнорирование братьев связаны с соперничеством и желанием превзойти братьев в игре. Мальчикам, видимо, был больше интересен процесс игры, а не результат, поэтому они ярче реагировали и пытались увлечь сестер.
Результаты данного исследования показывают, что дети раннего возраста способны к альтруизму. Оказалось, что младшие сиблинги охотно делятся субъективно ценными ресурсами с сиблингом. Это входит в противоречие с проводившимися ранее исследованиями, свидетельствующими, что развитие альтруизма происходит к 4-5 годам [Brownell, 2007]. Результаты наших наблюдений позволяют говорить, что способность к альтруистическим поступкам формируется раньше, возможно, этому способствует именно наличие в семье старших детей, которые выступают образцами подобного поведения.
Выводы
Сиблинги раннего и дошкольного возраста способны проявлять по отношению друг к другу просоциальное поведение в виде инструментальной помощи, эмпатии и альтруизма:
- инструментальная помощь по отношению к сиблингу у детей раннего и дошкольного возраста состоит в том, что дети помогают друг другу поднять упавшие предметы, одеться, достать что-то, а также в других бытовых потребностях;
- альтруизм по отношению к сиблингу у детей раннего и дошкольного возраста состоит в том, что дети готовы делиться чем-то ценным для них: дарят новую машинку, делятся любимыми сладостями;
- эмпатия по отношению к сиблингу у детей раннего и дошкольного возраста состоит в том, что дети сопереживают друг другу даже в ситуации конкуренции.
Ограничения и перспективы исследования
В данном исследовании участвовали только три сиблинговые пары, для повышения надежности результатов необходимо значительно расширить выборку, уравновесив количество однополых (два брата, две сестры) и разнополых (брат — сестра, сестра — брат) сиблинговых пар. Хотя изучение проявления просоциальности в отношениях сиблингов проводилось в их домашней обстановке, нельзя полностью исключать искусственность экспериментальных ситуаций, поэтому привлечение данных анализа интервью с матерями о просоциальности детей в обыденной жизни могло повысить валидность результатов.