Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 1. С. 69–81
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «иерархия личности»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: духовность, личность, иерархия ценностей, душевность, телесность
Рубрика издания: История психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Морозова Е.А., Устюжанинова Е.Н., Шестун Е.В., Подоровская И.А. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «иерархия личности» // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 69–81.
Полный текст
В настоящее время существует большое количество методов диагностики личности, нацеленных на исследование различных ее аспектов (ценности, установки, отдельные стороны личности и т. д.). Несмотря на их многообразие, необходимо констатировать, что такие существенные характеристики личности, как духовность, душевность, телесность как тенденции в их иерархичном соподчинении практически не являются объектами для диагностики ввиду отсутствия разработанных методик. Тем не менее, они представляют собой обширное исследовательское поле в психологической науке.
В целом духовность сегодня неоднозначно трактуется в психологии, в связи с чем существует множество ее определений [15]. Так, В. Д. Шадриков пишет: «Духовность всегда отражает отношения людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяет поведение человека в отношении добра и зла» [16, с. 34]. В. П. Зинченко [6, с. 367] считает, что без духовности существование человечества в принципе невозможно, и определяет духовность как условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л. С. Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности.
В. В. Знаков пишет, что проблема духовности в настоящее время привлекает большое внимание, «особенно психологии понимания, в которой чрезвычайно актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного Я понимающего мир субъекта...» [7, с. 146].
По мнению И. М. Ильичевой [8], духовность в психологии - это признание человеком своих возможностей и стремление к их реализации на благо общества. С точки зрения П. В. Симонова, П. М. Ершова, Ю. П. Вяземского [11], в категории духовности господствует бескорыстие, потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
По мнению Г. В. Акопова [1], успех любого подхода определяется учетом познавательной, эмоциональной и действенной сторон сознания человека. Эти важнейшие сферы психического формируются как проявления духовного только в случае их преломления через нравственные состояния истины, милосердия и добра. Н. Д. Линде, рассуждая о феномене духовности, пишет, что «духовность - это не только религия, это не только культура, не только милосердие... Она дает человеку способность отделить себя от чего-то мелкого, частного, косного и преходящего и расширить свое существование до чего-то бесконечного» [9, с. 119]. Таким образом, небольшой обзор понятия «духовность» выявляет существующий полиморфизм мнений.
Душевный уровень в личности также понимается в психологии неоднозначно. Так, по словам В. П. Зинченко: «Душа в отличие от психики и сознания всечеловечна, внеисторична, если угодно,архетипична. Душа не столько развивается, сколько раскрывается» [6, с. 362].
С точки зрения П. В. Симонова, П. М. Ершова, Ю. П. Вяземского [11], душевная жизнь по сравнению с телесной имеет более тонкое устроение, так как душа способна наслаждаться красотой природы, возвышенными чувствами, навеянными произведениями искусства. По мнению В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, «когда мы говорим “душевный человек” - то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, способности понимать и учитывать другого в его самоценности» [12, с. 334]. С точки зрения Т. А. Флоренской [14], качества «душевного человека» - это доброта, чуткость, тактичность, предупредительность и другие проявления, связанные с восприимчивостью, чувствительностью и сердечностью.
Что касается представления в психологии о телесном уровне, здесь прослеживается бо́льшая однородность взглядов. Еще В. В. Зеньковский [5] отмечал, что тело есть инструмент, с помощью которого действует человек. В. М. Розин [10] разводит понятия тела, основной характеристикой которого является витальность и телесность.
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев [12] считают, что телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела: сон, еда; инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг ее интересов. М. Я. Дворецкая [3] выделяет витальный уровень в человеке, главным проявлением которого также является удовлетворение базовых потребностей тела.
В контексте нашей работы мы понимаем духовное, душевное и телесное как три ведущие личностные тенденции, которые тесно связаны между собой (что будет далее подтверждено с помощью проведенного корреляционного и факторного анализа шкал). Духовный уровень личности можно определить как своеобразную вертикальную составляющую, нематериальное системообразующее начало, позволяющее выйти за рамки «эго». Проявления духовного уровня являются опосредованными — это творчество, альтруизм, любовь, служение, самопожертвование, совесть. Душевный уровень личности определяется нами как совокупность сознательной, рассудочной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека, которые соединены друг с другом духовно-нравственными стержнями. Уровень тела - инстинктивный уровень личности, который нацелен, прежде всего, на удовлетворение витальных потребностей. В то же время это внешняя пространственная граница личности, позволяющая отграничить внутреннее от внешнего.
Таким образом, как можно отметить из приведенного выше обзора, понимание личностных уровней дух-душа-тело в психологии является неоднозначным и требует не только подробного теоретического анализа, но и практического подкрепления в виде разработанных методик, позволяющих опредметить данные стороны личности.
Среди немногочисленных методов диагностики перечисленных выше аспектов можноназвать методику «Друг-советчик-1» Е. К. Веселовой, С. А. Черняевой [2]; опросник «Эталон жизнедеятельности» М. Я. Дворецкой [3]; «Свободный выбор ценностей» Е. Б. Фанталовой [13] и др., которые, тем не менее, не заполняют исследовательский вакуум в изучаемой области.
В этой связи авторским коллективом (Е. В. Шестун, Е. А. Морозова, И. А Подо- ровская, Е. Н. Устюжанинова) были поставлены следующие задачи:
1) разработать диагностическую методику, позволяющую выявить доминирующую тенденцию личности: духовность, душевность, телесность, а также соподчинен- ность (иерархичность) указанных уровней;
2) провести стандартизацию методики на выборках, представленных различными возрастными группами;
3) оценить внешнюю и внутреннюю валидность, используя сопоставление с другими методиками;
4) на основании полученных данных оценить возможность использования авторской методики для диагностики вышеупомянутых личностных уровней.
Методика
Диагностическая методика «Иерархия личности»[††] представляет из себя опросник, позволяющий получить сведения о степени значимости для респондента следующих характеристик:
• духовность (приоритет отдается реализации своего истинного предназначения, служению, духовному росту и развитию);
• душевность (большое внимание уделяется социальным контактам, профессиональной и семейной сферам, интеллектуальному, творческому развитию, эмоциональной жизни человека);
• телесность (доминируют физические аспекты жизнедеятельности: стремление к развлечениям, питанию, комфорту).
В опроснике выделены и такие сферы жизнедеятельности (экзистенциальная, семейная, свободное время, отдых, отношение к людям, общение, ценности), оценка которых позволяет получить информацию по более узким направлениям. Методика предназначена для людей различных возрастных групп (от 17 до 55 лет).
Содержание опросника включает 31 пункт, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем уровням в иерархии личности: духовно
му, душевному и телесному. Из предложенных вариантов респондент выбирает ответ, имеющий наибольшую значимость, который отмечается буквой «А», и получает 2 балла. Далее выбирается ответ с промежуточной степенью значимости (соответственно буква «Б» и 1 балл). Последний ответ с наименьшей для респондента значимостью (соответственно буква «В» и 0 баллов). Если представленные суждения не подходят, респонденту предлагается высказать свою точку зрения в четвертом пункте (приложение).
Обработка результатов
Обработка результатов заключается в подсчете суммарных баллов по каждому уровню личности, что является показателем доминирования тенденции.
Репрезентативность опросника «Иерархия личности» была подтверждена путем создания полиморфной выборки (респонденты с разным социальным и образовательным статусом, разного пола, возрастные группы от 17 до 55 лет), что позволило получить данные, переносимые на широкое экспериментальное поле (табл. 1).
Внешняя валидность опросника доказана путем ее сравнения с методиками: «Свободный выбор ценностей» Е. Б. Фантало- вой и «Друг-советчик-1» Е. К. Веселовой, С. А. Черняевой посредством факторного анализа первичных психодиагностических данных в программе SPSS-13. При помощи Varimax вращения получена факторная матрица (табл. 2).
Метод выделения: анализ методом главных компонентов.
Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.
Вращение сошлось за 4 итерации.
Дисперсия 1-го фактора - 33,4 %, 2-го фактора - 30,2 %, 3-го фактора -15,2 %.
Таблица 1
Характеристики групп
№ п/п |
Возрастные группы, лет |
Число обследованных, чел. |
Образование |
Социальный статус |
1 |
17-20 |
186 |
Незаконченное высшее - 100 % |
Студенты 100 % |
2 |
21-35 |
68 |
Незаконченное высшее - 27 40 % Законченное высшее - 30 44 % Средне-специальное -11 16 % |
Студенты - 15 22 % служащие - 32 47 % рабочие - 7 10 % частные предприниматели - 9 - 13 % безработные - 2 3 % руководители - 3- 5 % |
3 |
36-55 лет |
33 |
Незаконченное высшее - 4 12 % Законченное высшее - 24 73 % Средне-специальное - 5 15 % |
Студенты - 0 служащие - 15 45,5 % рабочие - 5 15 % частные предприниматели 10-30 % безработные -1 3 % руководители - 2-6,5 % |
Таблица 2
Матрица повернутых компонентов
Исследуемые показатели в методиках «Иерархия личности» «Друг-советчик-1» «Свободный выбор ценностей» |
Компонент |
||
1 |
2 |
3 |
|
Выборы, соответствующие духовному уровню по опроснику «Иерархия личности» |
,700 |
,010 |
-,567 |
То же, душевному |
,076 |
-,017 |
,888 |
То же, телесному |
-,729 |
-,036 |
,161 |
Индекс нравственности |
,884 |
-,012 |
,106 |
Моральная неустойчивость |
-,884 |
,040 |
-,158 |
Выборы, соответствующие духовному уровню» |
,206 |
,872 |
-,189 |
То же, душевных |
-,008 |
,915 |
,063 |
То же, телесных |
-,188 |
,904 |
,062 |
В первом генеральном факторе тесно взаимосвязаны шкалы опросника «Иерархия личности»: духовный уровень с нагрузкой 0,7, телесный уровень (-0,729) со шкалами методики Е. К. Веселовой, С. А. Черняевой «Друг-советчик-1»: индекс нравственности (0,884) и моральная неустойчивость (-0,884). То есть с ростом индекса нравственности растут показатели по шкале духовности и снижаются показатели по шкале телесности, а также показатели моральной неустойчивости.
В третьем факторе связаны: духовный уровень (-0,567) и душевный (0,888) - с ростом показателей духовного уровня снижаются характеристики душевного уровня, что, возможно, объясняется перераспределением духовных и душевных тенденций личности (по мере роста духовности душевное становится менее представленным и выраженным в личности).
Во втором факторе связаны группы ценностей из методики Фанталовой.
Таким образом, внешняя валидность опросника «Иерархия личности» считается доказанной.
Конструктивная валидность также подтверждается тем,что в первом генеральном факторе тесно отрицательно коррелируют показатели духовного и телесного уровней, что означает, что с ростом показателей по шкале духовности снижаются показатели по шкале телесности. Этот фактор можно назвать «индекс нравственности» (по большей нагрузке).
В третьем факторе отрицательно коррелируют характеристики духовного и душевного уровней, что означает, что с ростом показателей духовности снижаются показатели душевности, о чем было сказано чуть выше. Третий фактор можно назвать фактором духовности. Следует отметить, что между духовностью и душевностью существует менее тесная связь (коэффициенты корреляции ниже по сравнению с телесным и духовным уровнем), они связаны в третьем факторе, где дисперсия равна 15,2 %. Однако в пределах всего лишь 3 факторов 78,8 % дисперсии принято считать достаточным для эффективности применения и интерпретации факторного анализа [4].
Проведенный факторный анализ отдельно на шкалах опросника «Иерархия личности» подтверждает предыдущие результаты. Первый фактор с дисперсией 56,0 % можно назвать «духовность», второй фактор - «душевность» (дисперсия 35,4 %) (табл. 3).
Таблица 3
Факторная матрица по шкалам опросника «Иерархия личности»
Component Matrix*
Уровни |
Component |
|
1 |
2 |
|
Духовный |
-,933 |
-,077 |
Душевный |
,303 |
,937 |
Телесный |
,847 |
-,421 |
Extraction Method: Principal Component Analysis. a. 2 components extracted
Гендерные аспекты методики «Иерархия личности» не вошли в исследовательское поле ее разработчиков ввиду того, что изучаемые параметры духовность, душевность и телесность, с точки зрения авторского коллектива, не сопряжены с гендером и полом, а являются экстраген- дерными характеристиками. Примерные возрастные нормативы представлены в табл. 4.
Обсуждение результатов
Сопоставление методики «Иерархия личности» с методиками Е. К. Веселовой, С. А. Черняевой «Друг-советчик-1» и Е. Б. Фанталовой «Свободный выбор ценностей» с помощью факторного анализа первичных психодиагностических исследований в программе SPSS-13 позволило вывить следующее.
1. Методика «Друг-советчик-1» позволяет получить информацию об индексе нравственности и моральной зрелости респондента. Однако предлагаемый авторский опросник «Иерархия личности» позволяет помимо указанных характеристик (посредством их сопряженности с духовной сферой) получить более широкую информацию о душевных и телесных аспектах личности, а также об их иерархическом соподчинении.
2. В сопоставлении с методикой «Свободный выбор ценностей» следует отметить, что автор методики, предлагая респондентам обширный круг ценностей, относящихся к духовным, душевным и телесным сферам личности, не проводит их разграничение по указанным блокам, что значительно сужает исследовательское поле. Предлагаемая методика «Иерархия личности» позволяет не только четко опредметить вышеупомянутые тенденции в личности, но и выявить их роль в структуре внутреннего мира респондента, что является несомненным преимуществом опросника.
Таблица 4
Возрастные нормативы
Возраст |
Средний балл |
Стандартное отклонение |
Уровни |
17-20 лет |
|
Духовный |
30,64 |
7,6 |
Душевный |
35,12 |
6,0 |
Телесный |
23,28 |
7,6 |
|
21-35 лет |
|
Духовный |
28,62 |
8,1 |
Душевный |
31,79 |
5,6 |
Телесный |
24,13 |
10 |
|
36-59 лет |
|
Духовный |
35,78 |
7,9 |
Душевный |
36,5 |
4,0 |
Телесный |
17,47 |
6,3 |
3. Проведенный факторный анализ первичных данных выявил тесную отрицательную сопряженность уровней личности. В большей степени это относится к паре духовное-телесное, в меньшей духовное-душевное. Другими словами, по мере роста духовного в личности убывают в бо́льшей степени показатели выраженности телесности, в меньшей - душевного, что свидетельствует о неразрывной связи всех трех личностных тенденций.
Выводы
1. Предлагаемая методика «Иерархия личности» позволяет выявить доминирующую тенденцию личности: духовность, душевность, телесность, а также соподчинен- ность (иерархичность) личностных уровней дух-душа-тело.
2. Исследуемые уровни личности дух- душа-тело являются тесно сопряженными между собой характеристиками.
3. Методика «Иерархия личности» обладает внутренней и внешней валидностью, что доказано путем сопоставления с проективной методикой Е. К. Веселовой, С. А. Черняевой «Друг-советчик-1» и методикой Е. Б. Фанталовой «Свободный выбор ценностей».
4. Методику «Иерархия личности» можно использовать в различных группах респондентов благодаря апробации на полиморфной выборке.
Текст опросника «Иерархия личности»
Инструкция: «Уважаемый (ая)! Просим Вас принять участие в исследовании. Для этого Вам предлагается ответить на 31 пункт - суждение, на которые возможны три варианта ответов. Четвертый пункт предусматривает Ваш ответ, если Вы сочтете это необходимым. Вам предстоит распределить варианты ответов по степени их значимости и отметить буквами: А, Б, В напротив каждого из них. При этом: А - соответствует наиболее приемлемый ответ; Б - частично приемлемый ответ; В - наименее приемлемый ответ. Благодарим за сотрудничество!
1. В своей жизни я придерживаюсь следующих принципов:
1. Главное здоровье, остальное - приложится.
2. Самое важное - найти себе место в жизни, обрести прочный социальный статус.
3. Главное в жизни - понять и реализовать свое предназначение.
2. Праздники ассоциируются у меня, прежде всего с:
1. Приятным, теплым общением в кругу близких и друзей.
2. Радостью от праздничных богослужений (на Пасху, Рождество Христово и т. д.).
3. Застольем, возможностью попробовать вкусные блюда.
3. Я хотел (а) бы побольше узнать:
1. О смысле человеческой (своей) жизни.
2. О новых интересных людях, достижениях в различных сферах жизни (наука, искусство и т. д.).
3. О том, как добиться материального успеха в жизни.
4. Родители для меня - это люди, которые, прежде всего:
1. Которые меня в детстве кормили, обували, одевали.
2. На которых можно опереться.
3. Которые всегда любят и все прощают.
4. Общаясь с людьми, мне нравится:
1. Поддерживать темы о спорте, моде, машинах, новых блюдах.
2. Поддерживать темы о новых достижениях науки, техники, культуры, жизни известных людей.
3. Поддерживать темы о взаимоотношениях с людьми, о добре и зле, смысле жизни.
5. Когда у меня случаются неприятности, я, прежде всего:
1. Обращаюсь за помощью к Богу, молюсь.
2. Обращаюсь к родным, близким, друзьям за помощью.
3. Старюсь отвлечься за счет еды, алкоголя, табака, спорта, приятных приобретений.
6. В свободное время мне нравится ходить:
1. Туда, где можно отдохнуть, развлечься, снять напряжение.
2. Туда, где забываешь о своих повседневных заботах и соприкасаешься с истинными ценностями (вечностью).
3. К друзьям, родственникам, близким людям, с которыми эмоционально комфортно и тепло.
1. Имеют такое же материальное состояние, как у меня.
2. Обладают сходными интересами, увлечениями.
3. Близки мне по духу вне зависимости от материального состояния и социального статуса.
8. В основе брака должны лежать, прежде сего:
2. Эмоциональная близость, тепло, душевный комфорт.
1. Прекращение жизни физического тела, конец жизни.
2. Переход в вечную жизнь, начало новой жизни.
3. Расставание с близкими и родными.
10. В отпуск я бы отправился (отправилась) бы:
1. Туда, где можно получить новые впечатления, провести время с интересными людьми.
2. Туда, где можно духовно обогатиться, соприкоснуться с истинными ценностями.
3. Туда, где можно позагорать, поплавать, хорошо отдохнуть.
11. Смысл получения знаний (образования) для меня - это:
1. Подготовка к получению профессии, которая может обеспечить безбедное существование, достаток.
2. Возможность познания нового, интеллектуальное, творческое развитие.
3. Подготовка к возможности служению людям, осуществлению своего предназначения, жизненной цели.
12. Семья для меня - это, прежде всего:
1. Жертвенная любовь и дети как дар Божий.
2. Место, где тебя понимают, всегда ждут, могут успокоить, поддержать.
13. Работа для меня, прежде всего:
1. Служение на благо людей и Родины.
2. Творческая, интересная деятельность.
3. Стабильный, высокий заработок.
14. Темы, которые меня всегда интересуют в общении с другими людьми:
2. Здоровье, комфорт, развлечения, спорт.
3. Духовная жизнь и ее проявления.
15. Доброе дело я сделал (а) бы:
1. Просто так, ничего не желая получить взамен, потому что по-другому не могу.
2. Чтобы получить признание, уважение, похвалу людей.
3. Желая получить пользу для себя и своих близких.
16. Когда близкий человек просит меня о помощи, я:
2. Помогаю из уважения, ради поддержания отношений.
3. Помогаю из принципа: «Помогу я - помогут мне».
17. В людях на меня большее впечатление производят:
1. Мастерство, умение хорошо делать любое дело.
2. Доброжелательность и любовь, чистота души и помыслов.
3. Внешний вид и манера поведения, имидж.
1. Проявление его внутреннего состояния.
2. Природные данные, которыми можно воспользоваться для достижения своих целей.
3. Это то, что можно изменить, ради того, чтобы нравиться другим.
1. Добиться признания, получить высокий социальный статус.
2. Обеспечить себя материальными благами: машиной, квартирой, дачей и т. д.
3. Найти свое призвание, чтобы быть полезным Отечеству.
20. Общение для меня - это, прежде всего:
1. Возможность провести время, развлечься.
2. Возможность выговориться, «отвести душу».
3. Возможность почувствовать духовную близость.
21. Вера для меня - это, прежде всего:
1. Жизнь моих предков, родовые ценности.
2. То, что позволяет чувствовать себя в безопасности.
3. То, чем я живу, мой образ жизни.
22. Отдых для меня - это, прежде всего:
1. Возможность восстановить свои силы после трудового дня.
2. Возможность испытать радость богослужения.
3. Общение с интересными людьми, чтение познавательной литературы.
23. Я считаю, что главное в семье - это:
2. Любовь, самопожертвование и отказ от своих интересов ради любви к другому.
3. Эмоциональная поддержка, крепкий «тыл», где тебе всегда рады.
24. Если бы у меня было много денег, то я:
1. Жил (а) в свое удовольствие.
2. Сделал (а) бы все для того, чтобы в жизни стало больше любви и добра.
3. Оказывал (а) спонсорскую поддержку образованию, культуре, спорту.
25. В основном, я общаюсь с людьми:
1. Которые близки мне «по духу».
2. С которыми мне интересно и тепло.
3. С которыми мне удобно, которые могут быть чем-то полезны.
26. Больше всего я ценю в людях:
1. Богатство, физическую силу, красоту.
27. Я отдал (а) бы свою жизнь:
1. За веру, народ и Отечество.
1. Шкала нравственности или безнравственности моих поступков.
2. Это социальные нормы, правила.
3. Это то, что часто мешает полностью раскрепоститься.
29. Родина для меня, это, прежде всего:
2. Общность людей, родственные связи.
3. Соборность, общность близких мне по духу людей.
30. Когда я думаю о будущем, я, прежде всего:
1. Думаю о стабильности завтрашнего дня;
2. Представляю, сколько нового и интересного меня ждет впереди;
3. Думаю о том, как достойно прожить жизнь и подготовиться к жизни вечной.
Ключ
№ п/п |
Духовный Уровень |
Душевный уровень |
Телесный уровень |
№ п/п |
Духовный уровень |
Душевный Уровень |
Телесный Уровень |
1 |
3 |
2 |
1 |
18 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
19 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
20 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
21 |
3 |
2 |
1 |
5 |
3 |
2 |
1 |
22 |
3 |
1 |
2 |
6 |
1 |
2 |
3 |
23 |
2 |
3 |
1 |
7 |
2 |
3 |
1 |
24 |
2 |
3 |
1 |
8 |
3 |
2 |
1 |
25 |
2 |
3 |
1 |
9 |
1 |
2 |
3 |
26 |
1 |
2 |
3 |
10 |
2 |
3 |
1 |
27 |
3 |
2 |
1 |
11 |
2 |
1 |
3 |
28 |
1 |
2 |
3 |
12 |
3 |
2 |
1 |
29 |
1 |
2 |
3 |
13 |
1 |
2 |
3 |
30 |
3 |
2 |
1 |
14 |
1 |
2 |
3 |
31 |
3 |
2 |
1 |
15 |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
16 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
17 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
Сферы жизнедеятельности
Экзистенциальная: 6, 10, 22, 28, 29, 31
Семейная: 4, 9, 13, 24
Свободное время, отдых: 2, 7,11,23
Отношение к людям: 16, 17, 18, 27
Общение: 15, 21, 26
Ценности: 1,3, 5, 8, 12, 14, 19, 20, 25, 30
Литература
- Акопов Г. В. Российское сознание: историко-психологические очерки. Изд. 2-е
испр. и доп.
Самара, 2002. - Веселова Е. К., Черняева С. А., Бисенбиева М. К. Мировоззрение и нравственный выбор // Ананьевские чтения–2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000.
- Дворецкая М. Я. Концепция человека в религиозно-философском учении
Восточно-
христианской церкви эпохи Средневековья:
Психологический аспект. СПб., 2004. - Ермолаев О. Е. Математическая статистика
для психологов. М., 2003. - Зеньковский В. В. Основы христианской
философии. М., 1997. - Зинченко В. П. (при участии С. Ф. Гербова,
Н. Д. Гордеевой) Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы
построения системы развивающего обучения
Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Учеб. пособие. М., 2002. - Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и
религиозной
веры // Вопросы психологии. 1995. № 6. - Ильичева И. М. Введение в психологию духовности: учеб. пособие. М., 2006.
- Линде Н. Д. Что же такое духовность? //
Журнал практического психолога «Консонанс». 1998. № 6. - Розин В. М. Психология и культурное развитие человека: Учеб. пособие. М., 1994.
- Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П.
Происхождение духовности. М., 1989. - Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы
психологической антропологии. Психология
человека. Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. М., 1995. - Фанталова Е. Б. Диагностика внутриличностного конфликта. Самара; М., 2001.
- Флоренская Т. А. Диалог в практической
психологии: Наука о душе. М., 2001. - Храмова Н. Г. Духовность в ее собственном смысле // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий. Тольятти, 2002.
- Шадриков В. Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия // Школа духовности. 2000. № 2
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2688
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 3178
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7