О стратегии модернизации службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования

542

Аннотация

В статье выделены ключевые особенности функционирования Службы практической психологии образования на основе анализа результатов Всероссийского мониторинга, проведенного в 2008 г. Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. Предложена стратегия развития Службы с учетом приоритетной задачи социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период – модернизации институтов образования как инструментов социального развития системы образования. Сделан вывод о необходимости модернизации структуры Службы и системы управления ее подразделениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования, включая определение в качестве базовых структурных ее элементов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, создание и развитие системы ресурсных центров; переоснащение научно-методической и материально-технической базы Службы.

Общая информация

Ключевые слова: мониторинг, развитие, служба практической психологии, приоритетная задача

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Метелькова Е.И. О стратегии модернизации службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 99–108.

Фрагмент статьи

В настоящее время, согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации [8], под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, ППМСЦ, ПМПК, научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. Результаты всероссийского мониторинга, в котором приняли участие 6922 педагога-психолога [1], показали ряд особенностей функционирования Службы.

1. Отсутствие нормативной правовой базы, законодательно закрепляющей право участников образовательного процесса на получение бесплатной качественной психологической помощи в системе образования.<…>

2. Вариативность системы управления структурными подразделениями региональных психологических служб со стороны органов власти, осуществляющих управление в сфере образования.<…>

3. Формальное единообразие подразделений службы, непосредственно обеспечивающих оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам <…>

4. Соответствие (в основном) содержания профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений приоритетным задачам Службы как социального ресурса образования. <…>

5. Низкий уровень материально-технической базы подразделений региональных психологических служб. <…>

6. Практическая однородность контингента специалистов, непосредственно оказывающих психологическую помощь участникам образовательного процесса, – педагогов-психологов образовательных учреждений. <…>

7. Неудовлетворительный уровень межведомственного взаимодействия при решении проблем ребенка. <…>

Литература

  1. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / В. В. Рубцов, Е. И. Метелькова [и др.]; отв. ред. Е. И. Метелькова. М.: ФПО России, 2008.
  2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», июль, 1992 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
  3. Методика формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования. 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
  4. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
  5. Письмо Минобрнауки России от 16.04.08 № 06-707, Москва, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
  6. Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») // Официальные документы в образовании. 2009. № 36.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 867, июль, 1998. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
  8. Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW; n=94957; div=LAW; mb=LAW; opt=1; ts=77E0CE21A6D2D39EC1D9122C1CA4C1D7.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), Москва, ноябрь, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=5AE50B2B0465CC3A8DB8A7338B9CD366.

Информация об авторах

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», Москва, Россия, e-mail: metelkova_ei@mail.ru