Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 2. С. 99–108
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
О стратегии модернизации службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мониторинг, развитие, служба практической психологии, приоритетная задача
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Метелькова Е.И. О стратегии модернизации службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 99–108.
Фрагмент статьи
В настоящее время, согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации [8], под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, ППМСЦ, ПМПК, научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. Результаты всероссийского мониторинга, в котором приняли участие 6922 педагога-психолога [1], показали ряд особенностей функционирования Службы.
1. Отсутствие нормативной правовой базы, законодательно закрепляющей право участников образовательного процесса на получение бесплатной качественной психологической помощи в системе образования.<…>
2. Вариативность системы управления структурными подразделениями региональных психологических служб со стороны органов власти, осуществляющих управление в сфере образования.<…>
3. Формальное единообразие подразделений службы, непосредственно обеспечивающих оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам <…>
4. Соответствие (в основном) содержания профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений приоритетным задачам Службы как социального ресурса образования. <…>
5. Низкий уровень материально-технической базы подразделений региональных психологических служб. <…>
6. Практическая однородность контингента специалистов, непосредственно оказывающих психологическую помощь участникам образовательного процесса, – педагогов-психологов образовательных учреждений. <…>
7. Неудовлетворительный уровень межведомственного взаимодействия при решении проблем ребенка. <…>
Литература
- Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / В. В. Рубцов, Е. И. Метелькова [и др.]; отв. ред. Е. И. Метелькова. М.: ФПО России, 2008.
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», июль, 1992 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Методика формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования. 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Письмо Минобрнауки России от 16.04.08 № 06-707, Москва, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») // Официальные документы в образовании. 2009. № 36.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 867, июль, 1998. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW; n=94957; div=LAW; mb=LAW; opt=1; ts=77E0CE21A6D2D39EC1D9122C1CA4C1D7.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), Москва, ноябрь, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=5AE50B2B0465CC3A8DB8A7338B9CD366.