В. В. Давыдов – основатель крупной научной школы в психологии образования*

791

Общая информация

* Доклад на Международном симпозиуме «Научная школа В. В. Давыдова: проблемы теории и практики» (16–17 сентября 2010 г.).

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В. В. В. Давыдов – основатель крупной научной школы в психологии образования // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 4. С. 5–7.

Полный текст

 

Недавно исполнилось 80 лет со дня рождения Василия Васильевича Давы­дова - нашего учителя, основателя научной школы. Этому событию посвящен и наш симпозиум. Здесь, в этом зале, собрались коллеги Василия Васильевича - российские психологи, его друзья и зарубежные гости - профессор Серена Веджетти из Италии, профессор Веселин Василев из Болгарии, последователи этой научной школы.

Готовя нашу сегодняшнюю встречу, мы задумались над вопросом - почему сейчас мы говорим о научной школе В. В. Давы­дова? Почему так много людей объединяет это научное направление? Почему и сегодня, спустя более 10 лет после ухода из жизни этого замечательного ученого и человека, плодотворно трудятся и достигают новых вершин его ученики? И не только ученики, но и такие мэтры отечественной психологии, как В. П. Зинченко. Почему все-таки мы все - широкая научная общественность - вспоминаем В. В. Давыдо­ва с благодарностью?

Потому что это не проходная фигура в биографии каждого, общавшегося с ним, он - не проходной человек в психологической науке, в психологическом знании и в философской науке в целом. В. В. Давы­дов - значимая личность, крупный ученый, внесший огромный и по-прежнему актуальный вклад в развитие науки. Мы помним и его неповторимую личность и, главное, являемся его единомышленниками, сторонниками и последователями.

Если говорить об основах научной школы В. В. Давыдова, то ее составляют три главных направления его деятельности и три основных вклада, которые он внес в философскую и психологическую науку, и которые мы, последователи его научной школы, стремимся развивать.

Прежде всего - это созданная им в традициях философии теория мышления. И с этой точки зрения, В. В. Давыдов был мыслителем. Он уделял большое внимание проблеме понятия как способа деятельности субъекта, методу движения от общего к частному и роли этого метода в формировании теоретического мышления у детей в процессе обучения. Многие исследователи продолжают работать в этом русле, они исповедуют те философские позиции, достижения психологической науки, которые развивал В. В. Давыдов своей теорией мышления.

 
 

Второе направление деятельности В. В. Давыдова - это, бесспорно, созданная им теория действия. В рамках общей психологической теории деятельности и деятельностного подхода им была создана, обоснована и развита своя собственная теория действий. Именно В.В. Давыдов связал действия с поиском, выделением и пониманием исходных отношений и исходных единиц, определяющих содержание объектов и ситуаций. Он сформулировал такое понимание обобщенного способа действия, которое, с одной стороны, продолжало традиции выдающегося ученого П.Я. Гальпе­рина, а с другой стороны, сделало В. В. Да­выдова основателем своей собственной теории действия.

Третье направление, представители которого сейчас находятся в зале, и которое в настоящее время является центральным в системе отечественного образования (и не только отечественного), - это разработанная В.В. Давыдовым теория учебной деятельности. Он создал ее вместе с Д. Б. Элькониным и сформулировал многие ее основные положения.

В. В. Давыдов является учителем, который занял совершенно особую позицию по отношению к ребенку, к детям, к детству, и учителем для педагогов, воспитателей, которые станут работать с детьми в будущем, потому что он поставил вопрос о механизме передачи знаний, о том, как передаются образцы действия от взрослого к ребенку. У него была на это своя собственная точка зрения, которую он блистательно обосновал и доказал особую эффективность предложенного им пути. Вслед за Л. С. Выготским, он рассматривал предметную деятельность как эффективную форму развития мышления детей в младшем школьном возрасте. И в этом смысле В. В. Давыдов является учителем, работающим над проблемой развития детей и детства в целом.

Именно эти три позиции - мыслитель, учитель, деятель - создают неповторимость личности В. В. Давыдова, делают ее притягательной. Он думал, действовал и учил. Потому сохранилась его мощная научная школа, которая являет триединство теоретических позиций и является его наследием. Мы же с вами продолжаем эту замечательную традицию, тем самым подтверждая, что В. В. Давыдов является нашим учителем, нашим научным руководителем, и говорим это тогда, когда передаем наши знания, опыт и нашим последователям, и учителям в школах.

Хочу отметить еще один момент.

Можно говорить о научной школе, даже если она является замкнутой, если состоит из ограниченного, небольшого числа последователей, даже если она существует внутри себя, т. е. внутри границ собственного эмоционального и исследовательского пространства. Но школа В.В. Давыдова давно вышла за границы эмоционального пространства непосредственных учеников - и в этом ее огромное достижение. В этом зале мы видим представителей европейской науки, которые вместе с нами отдают должное вкладу Василия Васильевича в мировую психологическую науку. Здесь могли бы находиться и американские специалисты, которые очень хорошо знают его труды и работают в парадигме теории В. В. Давыдова. Здесь могли бы сидеть и представители многих стран Европы, Японии, Китая - все те, которые опираются на идеи и понятия научной школы В.В. Давы­дова и продолжают развивать их. Говоря об этой научной школе, вспоминая нашего учителя, мы говорим о школе европейского и мирового значения.

Валентность научной школы В. В. Да­выдова возрастает. Если мы проанализируем, в частности, европейские работы последних лет, связанные с теорией мышления, теорией действия и теорией обучения, то увидим, что ссылок на работы В. В. Да­выдова все больше, и число их продолжает увеличиваться. А это означает, что он является референтным ученым для мировой науки и что голос его звучит отчетливо в диалоге с другими точками зрения, сохраняя при этом свои позиции.

 
 

И последнее, на чем я хочу акцентировать ваше внимание. Сейчас образование движется по пути разработки и внедрения новых образовательных стандартов. Утвердили новый стандарт по общему (начальному) образованию, а также федеральные государственные образовательные стандарты по трем направлениям педагогического образования. Если вы почитаете внимательно стандарты общего начального образования, то обнаружите удивительную вещь. Во многом они опираются на идеи, понятия и установки психологической теории учебной деятельности, теории деятельности в целом и психологической теории мышления. Есть там и прямая ссылка - основанием стандарта являются установки теории деятельности (ссылка на А. Н. Леонтьева), дальше называются имена П. Я. Гальперина и В. В. Давыдо­ва. Это достижение психологической науки трудно переоценить. Оно дает нам возможность «расправить плечи» и сказать словами самого Василия Васильевича, которые я слышал из его уст, по-моему, в 1973 или 1974 году на съезде в Тбилиси: «А вам, методисты, я скажу, что если вы не будете изучать психологию, то ничего хорошего у вас с образованием не выйдет».

Сегодня у нас уже есть новая государственная политика. Обратите внимание: в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» прямо сказано, что современный учитель должен знать психологию детей и опираться на детскую психологию. Это ли не реальная победа психологов вообще, успех, в том числе, научной школы В. В. Давыдова?

И еще очень приятно, что мы сегодня открываем нашу рабочую встречу в аудитории института[3], который тесно связан с именем и трудами В. В. Давыдова. В наше время, открывая новые центры, каким сегодня стал Московский городской психолого-педагогический университет, мы продолжаем традиции этого института и то общее дело, которое осуществляла научная школа, созданная В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером. Не случайно именно в МГППУ открыта и действует как учебно-деятельностная мастерская мемориальная аудитория В. В. Давы­дова. Стремясь продолжать и укреплять традиции данной научной школы, ученый совет Московского городского психолого­педагогического университета утвердил именную стипендию В. В. Давыдова. Ею будут награждаться студенты вузов, работающие в рамках этой научной школы и выполняющие исследования в области учебной деятельности и развития теоретического мышления детей.

Открывая сегодня юбилейную конференцию, мы вспоминаем с благодарностью Василия Васильевича Давыдова - выдающегося ученого, мудрого учителя и замечательную личность.


[3] Психологический институт РАО (ранее - НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2105
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 791
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0