Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 4. С. 8–29
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Теоретическое и/или полифоническое мышление
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мышление, мысль, переживание, умные эмоции, эмоциональный контакт, интуиция, рефлексия
Рубрика издания: История психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зинченко В.П. Теоретическое и/или полифоническое мышление // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 4. С. 8–29.
Фрагмент статьи
Независимость мысли от государства – вопрос государственной важности. С. С. Аверинцев
Более полувека тому назад Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов задумали создать систему развивающего обучения. Акцент в обучении они решили поставить на развитии мышления, исходя при этом из бесспорного тезиса, ярко обрисованного Э. В. Ильенковым: «Школа должна учить мыслить» [23]. Сейчас трудно сказать, почему авторам замысла этого показалось недостаточно. Возможно, они чувствовали, что советское время – «не сезон для мысли» (выражение А. М. Пятигорского) и поэтому поставили более безопасную с идеологической точки зрения задачу: развитие теоретического мышления у детей начиная с младшего школьного возраста. Подобная экзотика, во всяком случае, сразу, не могла вызвать противодействия со стороны идеологически озабоченной власти. А возможно, в этом не было лукавства. Но, скорее всего, Даниил Борисович понимал и принимал такую задачу как «дымовую завесу», но не разочаровывал своего молодого коллегу, увлеченного (не без влияния все того же Э. В. Ильенкова) философской проблематикой диалектического мышления. В. В. Давыдов действительно верил в возможность формирования и развития теоретического мышления у детей. Впрочем, и с этой его верой было не так просто. В. А. Петровский рассказал мне, как после одного публичного выступления на вопрос: «Верите ли Вы, что развитие теоретического мышления станет повсеместным во всех школах СССР?» В. В. Давыдов ответил: «Я – реалист». Так или иначе, но В. В. Давыдов резко противопоставил теоретическое (разумное) мышление эмпирическому (рассудочному) и направил свои усилия на разработку концептуальной схемы и приемов учебной деятельности, адекватных задачам формирования у школьников теоретического мышления.
<...>
Литература
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
- Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.
- Бибихин В. В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2005.
- Бибихин В. В. Мир. Курс, прочитанный на философском факультете МГУ весной 1989 года. СПб., 2007.
- Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993.
- Бион Уилфрид Р. Научение через опыт переживания. М., 2008.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1967.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982–1984.
- Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995.
- Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
- Гринберг Леон, Сор Дарио, Табак де бьянчеди Элизабет. Введение в работы Биона: Группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика. М., 2007.
- Гроссман Л. Достоевский. М., 1965.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1999.
- Зинченко В. П. Готовность к мысли // Вопросы психологии. 2005. № 4.
- Зинченко В. П. Доопытная готовность овладения словом и приобщения к культуре // Культурно-историческая психология. 2010. № 2.
- Зинченко В. П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Точки – Puncta, 2003. № 3–4.
- Зинченко В. П. Мысль и слово: подходы Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета (продолжение раз говора) // Густав Шпет и современные проблемы гуманитарного знания. М., 2006.
- Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). М., 2002.
- Зинченко В. П. Саморазвитие духа (памяти друга) // Вопросы психологии. 1998. № 5.
- Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология. М., 1964.
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.
- Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М.-Воронеж, 2002.
- История одной конференции, рассказанная В. В. Давыдовым Жаку Карпею 13.06.94 // Культурно-историческая психология. 2005. № 1.
- Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. М., 1997.
- Мандельштам О. Слово и культура. Разговор о Данте. Статьи. Рецензии. М., 1987.
- Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». М., 1977.
- Петров М. К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки. М., 2006.
- Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение. Четыре лекции по обсервационной философии. Рига, 2002.
- Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
- Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней и др. М., 1992.
- Франк С. Л. Живое знание. Берлин, 1923.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения. Избранные работы разных лет. М., 2008.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. № 2.
- Цукерман Г. А. Идея рефлексивного развития как ценностное основание психологии учебной деятельности // Первые чтения памяти В. В. Давыдова. Рига-М.,1999.
- Цукерман Г. А. Развитие рефлексии посредством обучения // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2005.
- Шпет Г. Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды / Отв. редактор-составитель Т. Г. Щедрина. М., 2006.
- Шпет Г. Г. Мысль и слово. Избранные труды. М., 2005.
- Шпет Г. Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М., 2007.
- Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2463
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 872
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2