Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нормативным и нарушенным развитием

1505

Аннотация

В статье представлены результаты всестороннего изучения семей, воспитывающих ребенка с нормативным и нарушенным развитием. В фокусе внимания были следующие параметры: структура семейной системы, детско-родительские отношения и личностные особенности родителей. Их изучение позволило выявить особенности семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании участвовали 90 семей, воспитывающих ребенка раннего или дошкольного возраста, из них 40 семей со здоровым ребенком и 50 семей с нетипичным ребенком. Выявлены различия в параметрах структуры семейной системы и ее адаптационных возможностей, особенности отношения родителей к ребенку и построению перспективы развития ребенка в ближайшем и далеком будущем. Обнаружена специфика в использовании стратегий совладания в стрессовой ситуации у матерей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, преимущественно выбирающих стратегию, направленную на решение задачи. Выявлен несколько повышенный уровень тревожности у матерей и отцов нетипичного ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: структура семейной системы, родительское отношение, стратегии совладания, тревожность, дети раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хорошева Е.В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 52–59.

Литература

  1. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.
  3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.
  4. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок. СПб., 2007.
  5. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. М., 2007.
  6. Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М., 2001.
  7. Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.

Информация об авторах

Хорошева Екатерина Владимировна, педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский», Москва, Россия, e-mail: katekhorosheva@yandex.ru