Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ

1696

Аннотация

Опираясь на концепцию Л. С. Выготского, автор рассматривает специфические характеристики игры и функции игрушки. В качестве главного признака игры рассматривается расхождение реальной и мнимой ситуации, когда ребенок в игре начинает действовать не в реальном, а в смысловом поле. Анализируются функции игрушки, к которым, прежде всего, относятся выражение своего опыта и освоение окружающего мира. Формулируются требования к игрушке как к материалу и средству игры. Показаны тенденции развития современного рынка игрушек и актуальность их психолого-педагогической экспертизы. В последней части статьи приводятся критерии психологической оценки игрушек, используемые в Московском городском центре МГППУ. Первым шагом является этико-эстетический фильтр, который не допускает до экспертизы игрушки, опасные с точки зрения психологического воздействия на ребенка. Игрушки, прошедшие этико¬эстетический фильтр, анализируются по следующим критериям: привлекательность игрушки для ребенка, задающая мотивационную основу игры; открытость ориентиров, обеспечивающая развивающий потенциал игрового действия; операциональные возможности игрушки, способствующие самостоятельности детского действия. Игрушки, соответствующие критериям экспертизы, получают знак «Детские психологи рекомендуют».

Общая информация

Ключевые слова: игра, игрушка, психологические требования к игрушкам, образные игрушки, ориентиры игрового действия, открытость игрушки, психолого-педагогическая экспертиза

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 5–12.

Фрагмент статьи

Функции игрушки в игре ребенка

Обычно игрушкой называют любой пред­мет, которым занимается ребенок, – от погре­мушки до конструктора. Все эти вещи, безу­словно, полезны и вносят свой вклад в дет­ское развитие. Но если рассматривать игруш­ку как средство игры в строгом смысле это­го термина, т. е. как деятельности в мни­мом, воображаемом пространстве, то диапа­зон предметов, подпадающих под это назва­ние, резко сужается. Например, когда ребе­нок гремит погремушкой, конструирует по­стройку из кубиков, его внешняя и внутрен­няя деятельность однонаправлены. Он ниче­го не воображает и не представляет за пре­делами основной деятельности. Расхождения реального и мнимого поля при этом не проис­ходит. Конечно, эти предметы можно исполь­зовать в качестве заместителей, например, колечко от пирамидки может выступать в ка­честве бутерброда, а кубик в качестве мыла. Но в настоящей игре бутерброд должен кто-то съесть, а мылом кто-то мыться. Этот «кто-то» и является главным персонажем (предметом) игры, т. е. игрушкой. На наш взгляд, в стро­гом смысле игрушкой является предмет, по­зволяющий ребенку выйти за пределы вос­принимаемой ситуации, «вселиться» в друго­го и действовать от имени этого другого, т. е. принять на себя его образ. Это, прежде всего, образные игрушки, которые открывают воз­можность одушевления, оживления и приня­тия на себя опыта и переживаний ребенка [3]. В сущности, каждая игрушка имеет извест­ный образ – реальный или воображаемый. Но мы условно даем это название игрушкам, ко­торые заимствуют свой образ из мира живой природы и в наибольшей степени открывают возможность очеловечения, а значит, выпол­няют в игре активную роль соучастников – партнеров, товарищей. Остальные предметы игры – игрушечная утварь, одежда, мебель и пр. – лишь обслуживают действия «живых» персонажей, помогают реализовать их жела­ния и смыслы.

<...>

Литература

  1. Выготский Л. С. Психология развития ребен­ка. М., 2004.
  2. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психо­логическая наука и образование. 2008. № 3.
  3. Смирнова Е. О., Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания // Пси­хологическая наука и образование. 2008. № 3.
  4. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Абдулае­ва Е. А. и др. Научные основания психолого­педагогической экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1.
  5. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Структура и ва­рианты сюжетной игры дошкольника // Психоло­гическая наука и образование. 2010. № 3.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия