Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 2. С. 29–38
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: игра, настольные игры, игры с правилами, психолого-педагогическая экспертиза, метакогнитивные умения, критерии экспертизы, психология игры
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 29–38.
Фрагмент статьи
Роль игры в жизни человека
Проблема игры и ее роль в психическом развитии всегда занимала одно из центральных мест в психологической литературе в силу ее значимости, поскольку игра рассматривается как особая форма передачи опыта, созданная обществом для управления развитием детей. Несмотря на широкий спектр обсуждаемых вопросов, входящих в эту проблему, многие из них продолжают оставаться дискуссионными или вовсе не обсуждаемыми. К одному из таких вопросов относится и психологический анализ настольных игр, их роль в психическом развитии детей, связь с другими видами игр и учебной деятельностью.
В психологических исследованиях подчеркивается значимость игры для развития ребенка. До сих пор ведется научная дискуссия о ее роли в различные периоды жизни человека. Наряду с классическим представлением о ведущей роли игры в дошкольном возрасте рассматривается ее влияние на познавательное, личностное, социальное и профессиональное становление человека в других возрастах [1; 8; 15; 16; 19].
<...>
Литература
- Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
- Библер В. С., Берлянд И. Е., Кондратов Р. Р. Сознание – доминанта психической жизни дошкольника // Современное состояние и перспективы развития обучения. Красноярск, 1990.
- Вересов Н. Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип // Культурноисторическая психология. 2005. № 2.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
- Давыдов В. В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А. Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 1982. № 4.
- Каплунович И. Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике. Новгород, 1996.
- Кравцова Е. Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
- Левада Ю. А. Игровые структуры в системе социального действия. Систематические исследования. М., 1984.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. М., 2002.
- Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969.
- Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
- Смирнова Е. О., Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
- Сэйфер С. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии и обучении // Психологическая наука и образование. 2010. № 3.
- Хейзинга Й. Homo Ludens: Опыт преодоления игрового элемента культуры // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М., 1999.
- Щедровицкий Г. П. Методологические основания к педагогическому исследованию игры. Избранные труды. М., 1995.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.
- Erik H. Erikson. Toys and reasons. Stages in Ritualisation of Experience. W. W. Norton&Company. INC. N.Y., 1977.