Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект

1660

Аннотация

В статье анализируются образные игрушки, передающие мужские и женские стереотипы, принятые в обществе. Рассматриваются куклы со стереотипным образом женственности и мужественности. Анализируются также игрушки, где мужские образы представлены феминными куклами, а женские маскулинными. Рассматривается влияние дизайна кукол, их внешнего вида на характер и содержание детской игры с ними. Автор считает, что игрушки, которые представляют мужчин и женщин, имеют очень стереотипный дизайн. Основой для описания нескольких игровых эпизодов является представление, что игрушки выступают в роли коммуникативных средств (орудий) между ребенком и социальным миром, функции которых не связаны непосредственно с игрушками. Отмечается, что игрушки являются особым культурным текстом, репрезентациями социальных и культурных практик и особым языком между взрослыми и детьми. Особенности игрушек и заложенный в них потенциал игровых действий расширяют и ограничивают различные способы игры. Интересно, как дети преодолевают эти ограничения.

Общая информация

Ключевые слова: гендерные стереотипы, игрушки, игра как опосредованное действие, Я-форма, С-форма, артефакты, дизайн игрушки, маскулинные и феминные образы, игровые действия, игрушка как культурный текст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Нельсон А. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 93–101.

Фрагмент статьи

Исследование игрушек и игр с ними яв­ляется относительно новой и малоизученной темой в академической науке, поэтому боль­шинство представлений и концепций, связан­ных с игрой и игрушкой, основано на фактах и наблюдениях повседневной жизни. Идеи о роли игрушек в детской игре являются часто анекдотичными и нормативными. Некоторые родители предлагают своим сыновьям использовать любые подходящие игрушки в ка­честве оружия или дочерям укладывать игру­шечные автомобили в детские коляски для кукол. Такие анекдотичные примеры иллю­стрируют общее представление об игрушках как «сырье», которое можно использовать для воплощения того, что «уже есть» в ре­бенка, характерно для него. Поскольку маль­чики и девочки изначально отличаются, они по-разному используют игрушки и по-разному играют. Эти представления являются частью общей парадигмы западного мира, которая утверждает, что люди используют объекты в соответствии со своими представлениями, желаниями, предпочтениями, чтобы выразить то, что идет изнутри (эмоции, знание, цели и т. д.). При этом они действуют в соответствии со своей индивидуальностью, независимо от окружающей среды. В этой парадигме куль­турная тематика не рассматривается как важ­ная, она встроена в используемые объекты.

Другая парадигма утверждает, что су­ществует прямая, почти механическая связь между содержанием внешних объектов и спо­собом действий с ними. Такой взгляд пред­ставлен, например, в исследованиях воен­ных игрушек, проведенных в 70-х–80-х годах прошлого века, где в экспериментальных си­туациях изучалось влияние военных и агрес­сивных игрушек на детское асоциальное по­ведение. Иной областью, в которой представ­лена эта парадигма, является популяризация так называемых образовательных обучаю­щих игрушек, которые согласно распростра­ненным представлениям могут иметь положи­тельное влияние на мелкую моторику, творче­ский потенциал, грамотность и т. д.

<...>

Литература

  1. Berg L.-E. & Nelson A. Identitet och genus i lek med dockor och figurer i förskolan. [Identity and gender in play with dolls and figures in preschool]. Nordisk Pedagogik [Nordic Education] 2, 2006.
  2. Knutsdotter-Olofsson, B. Lek för livet. [Play for life]. Stockholm, 1987.
  3. Kress G. & van Leeuwen T. Reading Images – The Grammer of Visual Design. London, 1996.
  4. Nelson A. & Nilsson M. Det massiva barnrummet – teoretiska och empiriska studier av leksaker. [The massive rooms of children – Theoretical and empirical studies of toys]. Doctoral dissertation, Malmö University, Sweden, 2002.
  5. Nelson A. & Svensson K. Barn och leksaker i lek och lärande. [Children and toys in play and learning]. Stockholm, 2005.
  6. Säljö R. Lärande och kulturella redskap. Om lärprocesser och det kollektiva minnet. [Learning and cultural tools. On learning processes and the collective memory]. Stockholm, 2005.
  7. Van Leeuwen T. The Semiotics of Kinetic Design. Presentation at First Multimodality Workshop, University of Sydney, December 15–17, 1997.
  8. Van Leeuwen T. & Caldas-Coulthard C. R. The Social Semiotics of Toys. Final report on part of the Toys as Communication project. NCFL, Halmstad University, 2001.
  9. Vygotskij L. S. Fantasi och kreativitet i barndomen [Fantasy and creativity in childhood]. Gothenburg: Daidalos AB, 1995.
  10. Wartofsky M. W. Models: Representation and the scientific understanding. Dordrecht: Reidel, 1979.
  11. Wertsch J. Mind as Action. New York, 1998.

Информация об авторах

Нельсон Андерс, PhD, доцент факультета психологии и педагогики Университета г. Хальмштадт, Хальмстад, Швеция

Метрики

Просмотров

Всего: 2666
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1660
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0