Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 2. С. 93–101
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гендерные стереотипы, игрушки, игра как опосредованное действие, Я-форма, С-форма, артефакты, дизайн игрушки, маскулинные и феминные образы, игровые действия, игрушка как культурный текст
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Нельсон А. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 93–101.
Фрагмент статьи
Исследование игрушек и игр с ними является относительно новой и малоизученной темой в академической науке, поэтому большинство представлений и концепций, связанных с игрой и игрушкой, основано на фактах и наблюдениях повседневной жизни. Идеи о роли игрушек в детской игре являются часто анекдотичными и нормативными. Некоторые родители предлагают своим сыновьям использовать любые подходящие игрушки в качестве оружия или дочерям укладывать игрушечные автомобили в детские коляски для кукол. Такие анекдотичные примеры иллюстрируют общее представление об игрушках как «сырье», которое можно использовать для воплощения того, что «уже есть» в ребенка, характерно для него. Поскольку мальчики и девочки изначально отличаются, они по-разному используют игрушки и по-разному играют. Эти представления являются частью общей парадигмы западного мира, которая утверждает, что люди используют объекты в соответствии со своими представлениями, желаниями, предпочтениями, чтобы выразить то, что идет изнутри (эмоции, знание, цели и т. д.). При этом они действуют в соответствии со своей индивидуальностью, независимо от окружающей среды. В этой парадигме культурная тематика не рассматривается как важная, она встроена в используемые объекты.
Другая парадигма утверждает, что существует прямая, почти механическая связь между содержанием внешних объектов и способом действий с ними. Такой взгляд представлен, например, в исследованиях военных игрушек, проведенных в 70-х–80-х годах прошлого века, где в экспериментальных ситуациях изучалось влияние военных и агрессивных игрушек на детское асоциальное поведение. Иной областью, в которой представлена эта парадигма, является популяризация так называемых образовательных обучающих игрушек, которые согласно распространенным представлениям могут иметь положительное влияние на мелкую моторику, творческий потенциал, грамотность и т. д.
<...>
Литература
- Berg L.-E. & Nelson A. Identitet och genus i lek med dockor och figurer i förskolan. [Identity and gender in play with dolls and figures in preschool]. Nordisk Pedagogik [Nordic Education] 2, 2006.
- Knutsdotter-Olofsson, B. Lek för livet. [Play for life]. Stockholm, 1987.
- Kress G. & van Leeuwen T. Reading Images – The Grammer of Visual Design. London, 1996.
- Nelson A. & Nilsson M. Det massiva barnrummet – teoretiska och empiriska studier av leksaker. [The massive rooms of children – Theoretical and empirical studies of toys]. Doctoral dissertation, Malmö University, Sweden, 2002.
- Nelson A. & Svensson K. Barn och leksaker i lek och lärande. [Children and toys in play and learning]. Stockholm, 2005.
- Säljö R. Lärande och kulturella redskap. Om lärprocesser och det kollektiva minnet. [Learning and cultural tools. On learning processes and the collective memory]. Stockholm, 2005.
- Van Leeuwen T. The Semiotics of Kinetic Design. Presentation at First Multimodality Workshop, University of Sydney, December 15–17, 1997.
- Van Leeuwen T. & Caldas-Coulthard C. R. The Social Semiotics of Toys. Final report on part of the Toys as Communication project. NCFL, Halmstad University, 2001.
- Vygotskij L. S. Fantasi och kreativitet i barndomen [Fantasy and creativity in childhood]. Gothenburg: Daidalos AB, 1995.
- Wartofsky M. W. Models: Representation and the scientific understanding. Dordrecht: Reidel, 1979.
- Wertsch J. Mind as Action. New York, 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2666
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1660
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0