Программы обучения и поддержки одаренных детей и молодежи (Перевод доклада)*

1037

Аннотация

Представлен обзор материалов доклада «О положении дел в обучении одаренных. Национальная политика и практические данные», в котором отражены как состояние программ развития и поддержки талантливых детей в США в 2008–2009 учебном году, так и деятельность Департамента образования и его подразделений в данной области. В обзор включены сведения о методах и критериях выявления одаренности, системах финансирования и подготовки соответствующего персонала в 47 штатах. Описываются подходы к определению одаренности. Приводится статистика по одаренным детям и методам работы с ними от дошкольного до высшего звена системы образования. Отмечены проблемы в состоянии американских программ поддержки и развития одаренности, прежде всего, связанные с отсутствием единой государственной программы поиска и поддержки талантливой молодежи. Показано, что различия в политике приводят к несогласованности в работе служб как внутри одного штата, так и между штатами.

Общая информация

* Сокращенный перевод доклада «О положении дел в обучении одаренных. Национальная политика и практические данные», подготовленного Государственным советом директоров программ для одаренных в США и Национальной ассоциацией для одаренных детей США в 2008–2009 годах (“State of the States in Gifted Education. National Policy and Practice Data”. 2008–2009. A Report by The Council of State Directors of Programs for the Gifted and National Association for Gifted Children). Перевод И. Б. Рогожкиной.

Ключевые слова: одаренность, программы для одаренных учащихся

Рубрика издания: Психология одаренности

Тип материала: доклад

Для цитаты: Программы обучения и поддержки одаренных детей и молодежи (Перевод доклада) // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 19–31.

Полный текст

Государственная политика США в области образования многие годы была направлена на поиск и поддержку «лучших», так как в этой стране всегда мерилом успешности человека считались его личные достижения. Казалось бы, именно в такой атмосфере должны проявляться и вырастать таланты. И действительно, в США сейчас насчитывается около трех миллионов одаренных детей, многие из них получают стипендии, имеют возможность посещать дополнительные курсы и обучаться по специальным программам.

Однако представители Департамента образования США, Национальной ассоциации для одаренных детей и других организаций все чаще и чаще выражают озабоченность по поводу состояния программ поддержки и развития одаренности. Эта тревога связана, прежде всего, с отсутствием единой государственной программы поиска и поддержки талантливой молодежи. В результате все решения по вопросам, связанным с обучением одаренных детей, принимаются в штатах и на местном уровне. Различия в политике приводят к несогласованности в работе служб как внутри одного штата, так и между ними. Во многих из них до сих пор не введены единые требования, касающиеся обучения одаренных детей, в силу чего местные образовательные учреждения вынуждены самостоятельно определять наилучшие способы работы с талантливыми учащимися.

В данном обзоре содержится информация о состоянии программ развития и поддержки талантливых детей в США на 2008­2009 учебный год. Здесь представлены сведения о методах выявления одаренности, системах финансирования и подготовки соответствующего персонала в 47 штатах.

1.   Департамент образования

Департаменты образования (State Education Agencies) в разных штатах встраивают в образовательную систему программы для одаренных детей по-разному. В большинстве штатов они комбинируются с другими образовательными областями:

•в 18 штатах - с учебным планом (curriculum and instruction);

•   в девяти штатах - со специальным обучением (special education);

•   в пяти - с общим обучением (general education);

•   в трех - с обучением детей, отклоняющихся от нормы (exceptional students).

В восьми штатах программами для одаренных учащихся занимается специальный комитет. В двух штатах не существует государственного подразделения, контролирующего обучение одаренных детей.

1. 1. Персонал

Только в 23 штатах из 46 в Департаменте образования имеется хотя бы один сотрудник, работающий на полную ставку, который занимается программами для одаренных детей. В четырех из этих 23 штатов имеются несколько сотрудников, занимающихся вопросами одаренности, а в девяти штатах помимо основного сотрудника есть люди, работающие на полставки. В 18 штатах все сотрудники, занимающиеся вопросами обучения одаренных детей, работают на полставки (или работают на полную ставку, но при этом занимаются и другими вопросами). Только в двух штатах в Департаменте образования отсутствуют ставки, выделенные для персонала по работе с программами для одаренных детей.

1. 2 . Функции Департамента образования в области обучения одаренных детей

В большинстве штатов Департамент образования контролирует одну или несколько программ для одаренных детей (рис. 1).

Рис. 1. Контролирующие функции Департамента образования в области обучения одаренных детей (N=47, возможно несколько вариантов ответа)

В частности, он несет ответственность за программы углубленного изучения предметов (в 20 штатах) и/или за программы международного бакалавриата2(в 14 штатах). Основные обязанности персонала, работающего с программами для одаренных, указаны на рис. 2.

Рис. 2. Основные обязанности сотрудников Департамента образования в области обучения одаренных детей (N=47, возможно несколько вариантов ответа). РОУ – районные образовательные
учреждения

В 32 штатах Департаменты образования не готовят ежегодный отчет о состоянии программ обучения одаренных детей. В семи штатах такой документ публикуется как часть общего отчета, посвященного образованию, в оставшихся семи - как самостоятельный отчет.

2.   Финансирование программ для одаренных детей

2.1.   Формула, определяющая уровень финансирования

В 25 штатах выделяются средства на финансирование программ и служб для одаренных детей. Из этих 25 штатов 17 предоставляют финансирование согласно определенной формуле, а в двух штатах введена система грантов.

Наиболее распространенная формула, используемая в 10 штатах, - так называемое взвешенное финансирование, согласно которому объем средств выделяется в зависимости от числа учащихся (при этом может использоваться один или несколько добавочных критериев). В четырех штатах имеет место произвольное (дискретное) финансирование. В этом случае районы, претендующие на финансирование, составляют смету, в которой указывается, для чего конкретно необходимы те или иные средства. В четырех штатах определена некоторая сумма, выделяемая на каждого учащегося (формула грантов). В двух штатах финансирование определяется ресурсами, необходимыми для реализации той или
иной программы, например, численностью персонала, стоимостью оборудования и т. д.

2.2 Уровень финансирования

В 11 из 25 штатов, выделяющих средства непосредственно на обучение одаренных детей, установлен верхний предел государственного финансирования. Он может зависеть от имеющихся средств (в 7 штатах), процентного содержания одаренных детей в популяции (в 2 штатах), от процента средней ежедневной посещаемости классов (в 2 штатах) или от числа учителей (в 1 штате). Ежегодный уровень финансирования широко варьируется: начиная от 28 760 $ в Канзасе и заканчивая 91 000 000 $ в Техасе (рис. 3).

Рис. 3. Объем финансирования программ для одаренных детей в 2008–2009 году (N=25)

Между 2006-2007 и 2008-2009 учебными годами 14 штатов увеличили финансирование программ одаренности (увеличение варьируется от 1,5 % в Огайо до 124,1 % в Индиане). В трех штатах объем финансирования остался без изменений, 6 штатов стали выделять меньше средств, в одном штате финансирование возросло в 2007-2008 учебном году и вернулось к прежнему уровню в 2008-2009 году.

2.3 Распределение средств

В 12 штатах средства на поддержку программ для одаренных детей распределяются между местными образовательными учреждениями как часть общего финансирования. В пяти штатах средства направляются в отдельные образовательные учреждения по запросу. В других штатах средства выделяются на финансирование губернаторских школ, летних программ и школ-интернатов для одаренных детей. В некоторых штатах финансируется сдача тестов ACT и SAT3 , Advanced placement4 и тесты для зачисления в программу Международного бакалавриата (International Baccalaureate). На рис. 4 указаны программы и службы, финансируемые на уровне отдельных штатов.

Рис. 4. Программы и службы, финансируемые на уровне штата (N=45, возможны несколько вариантов ответа)

3. Отчетность

Только в 26 штатах Департаменты образования требуют ежегодный отчет о работе с одаренными учащимися. Рис. 5 содержит информацию об основных положениях, указываемых в отчете.

 

Рис. 5. Положения, требуемые Департаментом образования от образовательных учреждений в отчете по программам для одаренных детей (N=26)

4.   Определение одаренности

В 41 штате из 47 имеется принятое на государственном уровне определение одаренности. Однако только в 29 штатах местные образовательные учреждения обязаны неукоснительно следовать этому определению. Оно содержится в законах штата (в 27 штатах) или в процессуальных нормах и положениях (в 22 штатах).

Большинство принятых определений связано с интеллектуальной одаренностью (в 34 штатах). В определении может также упоминаться творческая одаренность (в 26 штатах); исполнительское или изобразительное мастерство (в 25 штатах), академическая одаренность (в 23 штатах), одаренность в определенных академических областях (в 21 штате).

5.   Выявление одаренных и талантливых учащихся

5.1.   Государственные критерии и процесс выявления

В 28 штатах имеются специальные критерии или набор методов, используемых для
идентификации одаренных и талантливых учащихся. Рис. 6 содержит основную информацию о них. В остальных штатах имеется набор рекомендаций по выявлению одаренных учащихся, которые местные образовательные учреждения могут использовать по своему усмотрению.

Рис. 6. Методы, используемые для выявления одаренных детей (N=28 – количество штатов,
в которых имеется специальный критерий или метод для выявления одаренности; возможно
несколько вариантов ответа)

5.2  Период выявления одаренности

Одаренность может быть идентифицирована практически в любом возрасте. Наиболее часто это происходит в начальной школе или по запросу родителей (рис. 7).

Рис. 7. Период выявления одаренности (N=46, возможно несколько вариантов ответа)

5.3 Число одаренных учащихся

Только 21 штат предоставил информацию об общем числе детей с выявленной одаренностью (рис. 8).

Рис. 8. Процентное содержание одаренных учащихся в популяции (N=21 – количество штатов,
предоставивших информацию о численности одаренных учащихся)

6.   Программы и службы для одаренных детей

В 28 штатах предусмотрены определенные направления работы с одаренными детьми (рис. 9).

Рис. 9. Направления работы с одаренными детьми, определенные на уровне штата (N=46,
возможно несколько вариантов ответа)

В большинстве штатов не уточняется, должны или не должны программы и службы для одаренных учащихся содержать элементы социоэмоциональной поддержки, академического сопровождения и консультирования, не определено и время контакта с детьми. В некоторых штатах все эти вопросы остаются на усмотрение местных образовательных учреждений (рис. 10).

Рис. 10. Компоненты программ и служб для одаренных детей (N=45

 

Среди 18 штатов, предоставивших информацию о методах, используемых для обучения одаренных детей, наиболее распространенными являются обучение в обычном классе, кластерном классе (где выделяется подгруппа одаренных учащихся), ресурсной комнате и непрерывно обновляющийся учебный план (рис. 11-15). Ресурсной комнатой называют помещение, специально оборудованное для занятий с детьми, обладающими различными особенностями. Это может быть инвалидность, нарушение функций организма или, наоборот, одаренность. Распространенным методом работы с одаренными детьми является телескопическое обучение, предполагающее дифференцированный подход к учащимся, при котором учитываются их наличные и потенциальные умения и навыки. Часто одаренных учащихся собирают в специальный класс, в котором с детьми занимаются по специальным программам. Еще одной возможностью для одаренных детей является саморегулируемое обучение, при котором учащиеся изучают предметы в удобном темпе подходящими для них способами.

Рис. 11. Методы работы с одаренными детьми в детских садах (N=46, возможно
несколько вариантов ответа)

Рис. 12. Методы, используемые для работы с одаренными детьми в начальных классах (N=46,
возможно несколько вариантов ответа)

Рис. 13. Методы работы с одаренными детьми в средних классах школы (N=46, возможно
несколько вариантов ответа)

Рис. 14. Методы работы с одаренными детьми в старших классах школы (N=46, возможно
несколько вариантов ответа)

Рис. 15. Методы работы с одаренными учащимися в вузах (N=46, возможно несколько
вариантов ответа)

7.   Подготовка персонала

 

Только в пяти штатах от учителей требуют прохождения начальной педагогической подготовки в области обучения одаренных детей. В большинстве случаев молодые педагоги до прихода в учебное заведение не имеют представления об особенностях работы с талантливыми детьми.

7 . 1. Администратор программ для одаренных детей

В 13 штатах в каждом районе имеется хотя бы один администратор, работающий на полставки и занимающийся непосредственно вопросами обучения одаренных детей.

В четырех из этих штатов от администратора требуется наличие сертификата или свидетельства о прохождении курса подготовки к работе с талантливыми детьми. В большинстве штатов такие администраторы имеются лишь в некоторых районах.

7.2 . Персонал, задействованный в программах для одаренных детей

В 20 штатах от педагогов, работающих в специальных программах для одаренных детей, требуется аттестация (сертификат или свидетельство). Аттестация сотрудников производится по итогам работы с определенным объемом учебной нагрузки (в 18 штатах), после прохождения курсов повышения квалификации (в 3 штатах) или непрерывного обучения (в 4 штатах).

Только в пяти штатах от персонала, работающего с одаренными детьми, требуется ежегодное прохождение курсов повышения квалификации. Большинство штатов (27) не предъявляют такого требования, в то время как 11 штатов оставляют это решение на усмотрение местных образовательных учреждений.

7.3.   Педагоги

В большинстве штатов от обычных учителей не требуется какая-либо подготовка в области обучения талантливых детей. Только в пяти штатах все педагоги обязаны проходить такую подготовку. В одном штате в программу подготовки консультантов в школах включается курсовая работа на тему обучения одаренных учащихся.

Аналогично, только в семи штатах учителей обязывают когда-либо (до прихода в образовательное учреждение или после) пройти подготовку в области обучения одаренных детей. В других штатах такая практика является добровольной и возможна в виде начальной педагогической подготовки (в 14 штатах), непосредственного обучения в образовательном в учреждении (в 10 штатах), повышения квалификации (в 12 штатах).

7.4.   Ученые степени в области обучения одаренных детей

В 12 штатах в вузах не существует специализации, связанной с программами для одаренных. В других штатах студенты могут получить звание магистра в области обучения одаренных детей (в 29 штатах), кандидата наук (в 9 штатах) или специалиста (в 8 штатах).

8.   Сопутствующие практики

8.1.   Ускоренное обучение

В большинстве штатов (35) практика ускоренного обучения остается на усмотрение местных образовательных учреждений. В восьми штатах политика ускоренного обучения закреплена на уровне штата.

В штатах, разрешающих ускоренное обучение, образовательные учреждения имеют возможность самостоятельно определить способ выявления знаний и навыков одаренных детей (в 31 штате) и затем выбрать для них подходящий вариант ускоренного обучения (в 30 штатах) (рис. 16, 17).

Рис. 16. Методы определения знаний и навыков одаренных учащихся (N=45, возможно
 несколько вариантов ответа)

Рис. 17. Варианты ускоренного обучения для одаренных учащихся

8.2.   Двойное зачисление

В 30 штатах вопросы, касающиеся возможности школьника параллельно учиться в вузе, решаются на местном уровне. Если эти вопросы все-таки рассматриваются на уровне штата, то в большинстве случаев одаренным школьникам идут навстречу, разрешая им до окончания школы поступать в вуз (в 9 штатах) и выдавая свидетельство об окончании соответствующих курсов (в 13 штатах).

Определение возраста учащихся, когда они могут быть зачислены на вузовский курс, чаще всего оставляется на усмотрение образовательного учреждения, хотя обычно это происходит в последнем (в 13 штатах) или предпоследнем (в 17 штатах) классе. Обучение в вузе оплачивается родителями (в 24 штатах) или образовательными учреждениями (в 20 штатах). В 11 штатах возможна частичная помощь родителям в оплате обучения. Только в шести штатах плату за обучение школьников, зачисленных на вузовский курс, берет на себя Департамент образования.

В большинстве штатов одаренные школьники не могут получить диплом о высшем образовании до выдачи им школьного аттестата. Только в трех штатах разрешена такая практика. В остальных штатах решение оставляется на усмотрение образовательного учреждения. Однако в большинстве случаев (в 29 штатах) одаренные учащиеся могут получить школьный аттестат раньше своих сверстников - в 16 лет.

9.   Направления работы

Представителей системы образования просили ответить, какие именно области из сферы обучения одаренных детей нуждаются в наибольшем внимании и поддержке государства. Единственным пунктом, который не вызывал никаких вопросов у респондентов, стало определение одаренности. К сферам, в которых требуется государственная поддержка, респонденты отнесли начальную подготовку преподавателей младших курсов вузов в области обучения талантливых студентов, повышение квалификации учителей школ, представленность меньшинств в программах для одаренных, финансирование программ для повышения квалификации педагогов в области обучения одаренных и наличие национального мандата по программам для одаренных.

 
 
 

10 . Заключение

В США создана одна из самых действенных систем работы с одаренными детьми. Перспективным учащимся предлагаются разнообразные программы и возможности, включая ускоренное обучение, углубленное изучение предметов, летние школы, возможность научно-исследовательской деятельности. Тем не менее, система имеет недостатки, главным из которых является отсутствие единой государственной политики в вопросах образования одаренных детей и несогласованность в работе служб как внутри одного штата, так и между штатами.



[1] Сокращенный перевод доклада «О положении дел в обучении одаренных. Национальная политика и практические данные», подготовленного Государственным советом директоров программ для одаренных в США и Национальной ассоциацией для одаренных детей США в 2008-2009 годах (“State of the States in Gifted Education. National Policy and Practice Data”. 2008-2009. A Report by The Council of State Directors of Programs for the Gifted and National Association for Gifted Children). Перевод И. Б. Рогожкиной.

[2] Международный бакалавриат (International Baccalaureate Organization) - международная неправительственная образовательная организация, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы. Предусматривает подготовку учащихся в области гуманитарных наук. В США насчитывается 645 школ, предлагающих своим учащимся эту программу.

[3] ACT и SAT - стандартизированные тесты для поступления в университеты и колледжи США.

[4]  Advanced placement - программа, предусматривающая возможность обучения и сдачи экзаменов за университетские курсы для учащихся старших классов.

[V] Abridged translation of the report “State of the States in Gifted Education. National Policy and Practice Data”. 2008-2009. A Report by The Council of State Directors of Programs for the Gifted and National Association for Gifted Children. Translated by I. Rogozhkina.

Метрики

Просмотров

Всего: 1861
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1037
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0