Государственная программа образования одаренных учащихся во Вьетнаме

595

Аннотация

В статье представлены критерии отбора и организации образования для одаренных учащихся во Вьетнаме. Подчеркивается, что образовательная политика в этой стране строится по советским образцам. В то же время отмечается, что перечень и содержание учебных курсов отражают реалии современного технологического мирового сообщества. Как положительная сторона выделяется установка на привлечение высококвалифицированных специалистов, включая иностранных, для ведения занятий по самым актуальным проблемам той или иной области знаний. Отмечая слабости образовательной политики, автор считает, что к ним следует отнести, прежде всего, отсутствие психолого-педагогической поддержки, специальных исследований, подготовки кадров, ориентировки на успеваемость как критерий отбора. В то же время отмечается, что это в какой-то мере компенсируется стабильностью и последовательностью усилий. Все это дает надежду и на другие значимые изменения в ближайшем будущем.

Общая информация

Ключевые слова: одаренные учащиеся, специализированные школы, методы отбора, требования к учителям, инновационные учебные курсы

Рубрика издания: Психология одаренности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фи Т. Государственная программа образования одаренных учащихся во Вьетнаме // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 95–98.

Полный текст

 

В 2010 году благодаря присуждению Филдсовской премии вьетнамскому математику Нго Бао Чау мировое сообщество обратило внимание на систему образования одаренных учащихся во Вьетнаме [8]. Один из учителей вьетнамского лауреата, профессор математики Ву Конг Лап так прокомментировал успех своего ученика - это «квинтэссенция французской математики, но именно спецшколы во Вьетнаме подготовили его к деятельности в этой области» [9].

Первый специализированный математический курс для одаренных учащихся старших классов был открыт при Ханойском университете в 1965 году (еще во время войны с США). Идея его создания принадлежала декану математического факультета [2]. Она получила одобрение премьер-министра и министра образования, а также полное государственное финансирование. За образец были взяты специализированные математические школы СССР. До 1998 года в специализированных школах занимались учащиеся с 1-го по 12-й класс. Затем специализированные школы сосредоточились на обучении только учащихся старших классов (с 10-го по 12-й), так как возникли опасения относительно негармоничного развития учащихся при ранней специализации.

Современное состояние образования одаренных

Во Вьетнаме работают 63 государственные школы для одаренных учащихся и 16 специализированных бесплатных учебных курсов на базе университетов. Они охватывают практически все виды способностей: в математике, естественных, гуманитарных и общественных науках [3]. В стране существует сеть спортивных, музыкальных и художественных школ. В 2008 году в Ханое прошла широкомасштабная научно-практическая конференция «Развитие одаренности учащихся». Результатом ее работы стал вывод о необходимости разработки новых моделей образования одаренных учащихся [6].

В конце 2008 года было опубликовано новое постановление Министерства образования и обучения Вьетнама [4], в котором определяются положения по организации и деятельности специализированных школ, классов и курсов (решение 82/ 2008/ QD-BGDDT от 11/2008). Ниже мы приводим некоторые положения этого постановления.

Условия организации специализированных школ. С учетом конкретных условий каждая провинция и каждый город получают финансирование для открытия одной или нескольких специализированных школ [4]. Школы могут открываться при университетах или же независимо от них. Численность учащихся в специализированных школах не должна превышать 0,1 % объема всего населения провинции или города. Наполняемость специализированных классов не должна быть выше 35 человек. Поясним, что в обычных школах Вьетнама число учащихся в классе может достигать 60 человек.

В специализированной школе должно быть не менее 30 % учителей, у которых есть степень магистра наук. Для повышения качества обучения специализированные школы получают возможность приглашать как отечественных, так и иностранных специалистов для проведения углубленных учебных курсов по тем или иным дисциплинам.

Цель обучения в этих школах - развить одаренность учащихся по одному или двум специализированным предметам или по какой-то специализированной области. Для этого учебная деятельность строится так, чтобы учащиеся знакомились с современными научными исследованиями, новейшими технологическими достижениями по своей специализации и в соответствии с уровнем подготовки. Если школа планирует вести углубленное обучение по двум или более дисциплинам, для этого необходимо получить разрешение Министерства образования [4].

Условия приёма. Принимают учащихся, которые добились высоких результатов в учебе. Так, средний балл по предметам специализации в последний год обучения в общеобразовательной школе должен быть не менее 8 (по 10-балльной системе). Средний балл по остальным предметам - не меньше 7. Принимаются во внимание и оценки поведения и общего культурного уровня. Проводятся вступительные экзамены по математике, литературе и родному языку, по одному из иностранных языков и по одному или нескольким специальным предметам. Если специальным предметом является математика или литература, или иностранный язык, школьники должны сдавать по этому предмету два экзамена. Первый раз он сдается как неспециаль­ный предмет, во второй раз - по углубленной программе. Жестко регламентируется подсчет баллов, полученных на экзамене. Количество баллов по специальному экзамену увеличивается в два раза. Все экзаменационные баллы суммируются, определяется средний балл, по которому и принимается решение о приеме в школу.

Программа обучения. Учащиеся специализированных классов занимаются по углубленным программам, которые изданы Министерством образования. Для всестороннего развития учащиеся всех специализированных классов занимаются по углубленным программам по иностранному языку и информатике. Кроме этого школа должна организовать общественную деятельность учащихся, их подготовку по экономическим и социальным темам. Школа обязана регулярно проводить научные конференции учащихся.

Обязанности учащихся - активно участвовать в исследовательских проектах, конкурсах и конференциях, которые проводят школа, университет или институт. Обязанности учителей по специализированным предметам - готовить учащихся по углубленным программам и всячески способствовать развитию их одаренности; знакомить с новейшими направлениями в науке; развивать исследовательские умения и навыки в области специализации; обобщать свой опыт, быть в курсе исследований проблем одаренных учащихся, методов их обучения; руководить учащимися в исследовательских проектах [4].

Последние годы характеризуются повышением внимания к образованию одаренных детей, появились научно-исследовательские проекты в этой области, внедряются новые формы работы. При поддержке Союза вьетнамских научно-технических ассоциаций и Ханойского университета был создан Клуб развития талантов [5]. В нем учащиеся 5-8-х классов занимаются математической логикой, математикой для информатики, информатикой (основной и прикладной), английским языком. Отбор проводится по следующим критериям: а) только отличная учеба в течение трех лет до занятий в этом клубе; б) показатель IQ - не менее 140 баллов. В клубе апробируется модель новой специализированной школы.

В 2007 году открыт клуб вьетнамских «вундеркиндов» [7]. В нем занимаются с детьми с ранними проявлениями одаренности в возрасте от двух до 5 лет. Задача клуба - способствовать развитию одаренности дошкольников и поиск эффективных методов поддержки как детей, так и их родителей.

Внегосударственные формы работы. Наряду с государственными образовательными учреждениями функционируют частные внешкольные клубы, курсы и центры для одаренных детей. Обучение в них оплачивается родителями. Получили широкое распространение курсы по изучению иностранных языков. Большинство школ и курсов предназначается для учащихся 9-12-х классов.

Выводы

Образование одаренных учащихся во Вьетнаме имеет определенные достоинства и слабые места. Так, выявление одаренных детей проводится, главным образом, учителями на основе оценки успехов в учебной деятельности. Подобные обязанности возлагаются на учителей в целом ряде стран [1]. Однако отметка может быть весьма субъективной, если учителя не подготовлены к выявлению одаренных детей. В поле внимания учителей не попадают такие их категории как «недости- женцы», то есть учащиеся, не демонстрирующие высоких результатов по учебным предметам; учащиеся с трудностями в обучении, как, например, дислексики. Слабым местом является требование хорошего поведения: в специализированные школы не принимаются учащиеся с поведенческими проблемами. Из мировой практики известно, что такие проблемы могут быть обусловлены неадекватным уровнем обучения и свидетельствовать о неудовлетворенных высоких познавательных потребностях. В настоящее время ставится вопрос о необходимости включения специальной подготовки учителей и психологов к выявлению одаренных учащихся.

Несомненным достоинством системы образования во Вьетнаме являются постоянная поддержка одаренных учащихся государством; высокие требования к подготовке учителей по предметам специализации; возможность приглашать высококвалифицированных специалистов для проведения углубленных специализированных курсов. Спецификой же образования для одаренных является установка на изучение передовых направлений науки и техники, а также обязательное развитие исследовательских умений. Введение углубленного изучения информатики и иностранных языков во всех специализированных школах существенно расширяет возможности самостоятельного поиска необходимых данных и обмена ими в глобальных сетях. Важной особенностью является требование общественной активности одаренных детей, что способствует развитию чувства ответственности за свой талант перед обществом. Появление частных образовательных учреждений позволяет некоторым образом компенсировать отсутствие специализированных школ для учащихся начальных и средних классов.

Литература

Информация об авторах

Фи Тхи Хиеу, аспирантка кафедры психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: minhhieu34@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2171
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 595
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0