Особенности восприятия учащимися лицейского и общеобразовательного классов друг друга как социально-психологическая проблема

762

Аннотация

В статье описывается исследование, посвященное выявлению особенностей взаимного восприятия учащимися лицейского и общеобразовательного классов. Выдвинуто предположение, что разделение учащихся на классы разного уровня по критериям успеваемости, социальному статусу семьи и другим в рамках одной параллели (например, на лицейский и общеобразовательный) способствует возникновению неприязни и антагонистического отношения детей этих групп друг к другу. При анализе результатов особое внимание уделено различиям в восприятии и оценке педагогами лицейского и общеобразовательного классов, которое, по мнению авторов, может транслироваться и усугублять негативное отношение классов друг к другу. Обсуждаются несовпадения ценностных предпочтений учащихся разделенных классов и существенные различия в их структуре. Делается вывод, что противостояние между учениками лицейских и общеобразовательных классов является следствием проведенного разделения и различий в отношении к ним учителей.

Общая информация

Ключевые слова: психология образования, подростковый возраст, межгрупповое восприятие, межгрупповые отношения, дифференцирование учащихся, социально-психологическая ситуация в школе, структура группы, система ценностей

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Косенкова Е.А., Литвинова Е.Ю. Особенности восприятия учащимися лицейского и общеобразовательного классов друг друга как социально-психологическая проблема // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 5. С. 29–37.

Литература

  1. Агеев B. C. Психология межгрупповых отно­шений. М., 2003.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические тру­ды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995.
  3. Назарова Н. М. К проблеме разработки те­оретических и методологических основ обра­зовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. № 3.
  4. Макаренко А. С. О воспитании. М., 1988.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология: фено­менология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  6. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  7. Суворов А. В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая нау­ка и образование. 2011. № 3.

Информация об авторах

Косенкова Евгения Анатольевна, выпускник кафедры психологии управления факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: gugalinskaya@mail.ru

Литвинова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elen-litvinova@ya.ru