Мотивация ухода учителей из педагогической сферы

1161

Аннотация

Статья посвящена изучению мотивации и психологической готовности педагогов к уходу из сферы образования. Выявлены позитивные и негативные факторы принятия этого решения. Изучен уровень психологической готовности учителей к переходу в другие сферы деятельности в зависимости от мотивации принятия решения и степени его самостоятельности. Выдвинуты две интерпретации системной детерминанты ухода педагогов из сферы образования: неконструктивное разрешение профессионального кризиса и ценностный кризис, связанный с изменением личностного смысла жизни.

Общая информация

Ключевые слова: выбор педагогической профессии, мотивация педагогической деятельности, удовлетворённость деятельностью, психологическая готовность к уходу из профессии, факторы принятия решения, профессиональный кризис, ценностный кризис

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Филинкова Е.Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 21–37.

Литература

  1. Алёшина И.Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студентов педагогического института. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1990.
  2. Бакурадзе А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000.
  3. Вайзер Г.А. Смысл жизни и профессиональная деятельность учителя / V Международная научно-практическая конференция «Человек – образование – профессия». 6–8 июля 2009 года. М., 2009.
  4. Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. Л., 1988.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для вузов. М., 2006.
  6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении пе­дагога // Мир психологии. 2002. № 4.
  7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного об­учения. М., 1990.
  8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  10. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза. Дисс…. д-ра пед. наук. Киев, 1983.
  11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
  12. Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: на примере педагогов начального профессионального образования: Дисс. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 1999.
  13. Фастовец И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1991.
  14. Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов // Вопросы психологии. 1985. № 2.

Информация об авторах

Филинкова Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9802-4497, e-mail: Jane421@yandex.ru