Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 3. С. 53–61
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Уровневый характер понимания научного текста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: научный текст, уровни понимания, интеллектуальные операции, стратегии понимания, учебные действия, осмысление
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Иванова В.П. Уровневый характер понимания научного текста // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 53–61.
Фрагмент статьи
Проблема понимания является комплексной, относящейся к общей и
педагогической психологии, психолингвистике и социальной психологии, актуальной
для решения проблем познания, общения, учения и профессиональной деятельности.
Она приобрела особую актуальность в последнее время, потому что стал очевидным
факт необходимости глубокого и сознательного осмысления большого количества
информационных источников. Исследование проблемы понимания актуально и для
образовательного процесса высшей школы, поскольку студенты имеют дело не только
с учебными, но и с научными текстами.
Цель данной статьи – рассмотрение понимания научного текста как уровневого
процесса и условий его понимания студентами, являющегося основной формой
существования научного знания, в котором материально зафиксирована человеческая
мысль.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 2 / Под ред. К.М. Гуревич, В.И. Лубовского. М., 1982.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979.
- Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975.
- Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Под ред. А.Р. Лурии. М., 1977.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.
- Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Иванова В.П. Интеллектуальная культура личности студентов: стратегия и практика. Бишкек, 2007.
- Клычникова З.И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи (психология чтения). Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 1974.
- Наролина В.И. К проблеме уровней понимания // Вопросы психологии. 1982. № 3.
- Рубинштейн С.Л. О понимании // Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1987.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2753
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1394
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0