Психологические факторы формирования когнитивных учебных стратегий у студентов

26

Аннотация

Статья посвящена изучению психологических факторов, лежащих в основе формирования когнитивных учебных стратегий. Раскрыто понятие когнитивных учебных стратегий и их видов, проведен анализ близкого по содержанию терминологического ряда — когнитивный стиль, стиль учения, метапознание. Эмпирически установлено, что психологическими характеристиками, обусловливающими высокий уровень сформированности когнитивных учебных стратегий выступают, с одной стороны, показатели «ориентация на время», «потребность в познании» и «автономность» — фактор «конструирования своего личного пространства», а с другой — рефлексия, высокая нормативность поведения и самоконтроль — «регулятивный» фактор.

Общая информация

Ключевые слова: учебные стратегии, когнитивные стратегии, учебные действия, психологические особенности

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Костромина С.Н., Дворникова Т.А. Психологические факторы формирования когнитивных учебных стратегий у студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. № 4. С. 110–119.

Литература

Zimnyaya I. A. Pedagogical Psychology: course book for students of higher educational institutions. 2nd edition, completed, corrected and revised. Moscow, Logos Publ., 2005. 383 p.

Tsukerman G. A. Collaborative studies as the basis for the formation of the ability to study. Abstract of the PhD thesis in Psychology thesis. Moscow, 1992.

Dvornikova T. A., Kostromina S. N. Learning strategies as the means of organizing self-studies of students. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16, 2007, issue 4. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2007.

Weinstein C. F., Mayer R. F. The teaching of learning strategies. Handbook of research on teaching (3 rd ed.). Ed. by M. C. Wittrock. New York, Macmillan, 1986, pp. 315–327.

Study of the development of cognitive activity. Ed. by J. Bruner. Moscow, Pedagogoka Publ., 1971. 391 p.

van Dijk T. A. Language. Cognition. Communication. Moscow, Progress Publ., 1989. 310 p.

Dansereau D. Learning strategies. The development of a learning strategies curriculum. Ed. By H. F. O’Neil Jr. New York, Academic Press, 1978, pp. 1–29.

Azimov E. G., Shchukin A. N. The dictionary of methodical terms. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 1999, 471 p.

Sternberg R. Thinking styles. Cambridge, Cambridge University Pres, 1998.

Schraw G. Promoting general metacognitive awareness. Instructional Science, 1998, 26, pp. 113–125.

Ferrandiz C., Hernandez D., Bermejo M. R., Ferrando M., Prieto M. D. Social and emotional intelligence in childhood and adolescence: Spanish validation of a measurement instrument. Journal of Psychodidactics, 2012, vol. 17, pp. 309–338.

Shatalebi B., Sharifi S., Saeedian N., Javadi H. Examining the relationship between emotional intelligence and learning styles. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 31, pp. 95–99.

Michael C. W. Yip. Learning strategies and their relationships to academic performance of high school students in Hong Kong. Educational Psychology, 2013, Vol. 33, no 7, pp. 817–827.

Kholodnaya M. A. Cognitive styles: on the nature of individual mind. St. Petersburg, Piter Publ., 2004.

Ilyasov I. I. The structure of the process of learning. Moscow, 1986.

Sidorenko Ye. V. Methods of mathematical processing in psychology. St. Petersburg, LLC “Rech” Publ., 2004. 350 pp.

Dvornikova T. A., Kostromina S. N. Diagnostics of the degree of formation of learning strategies in students. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12, 2009, issue 1.

Nasledov А. А. SPSS 19: professional statistical analysis of data. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 278 p.

Rean A. A., Bordovskaya N. V., Rozum S. I. Psychology and Pedagogy: coursebook for university students. St. Petersburg, Moscow, Kharkov, Piter Publ., 2001. 432 p.

Morosanova V. I., Konoz Ye. M. Style self-regulation of the person’s behavior. Psychological Issues, 2000, no. 2, pp. 118–127.

Psychology of the personality in the works by native psychologists: anthology. Comp. by L. V. Kulikov. add. issue 2001. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 480 p.

Информация об авторах

Костромина Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Факультет психологии, Санкт-Петербургского государственного, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9508-2587, e-mail: s.kostromina@spbu.ru

Дворникова Татьяна Анатольевна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: dta78@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 75
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 26
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0