Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 3. С. 88–104
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Реформа советской школы 1930–34 годов в зеркале становления отечественной психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модернизация российского образования, реформа образования, марксистская психология, педагогическая психология, психолого-педагогические требования к квалификации учителя, учебно-воспитательный процесс, содержание и методы обучения, формы организации деятельности учащихся, системно-деятельностный подход, профессиональный стандарт
Рубрика издания: История психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лебедева М.В., Лебедева М.В. Реформа советской школы 1930–34 годов в зеркале становления отечественной психологии // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 88–104.
Фрагмент статьи
В культурно-историческом развитии СССР в двадцатые–сороковые годы XX века произошел мощный сдвиг. Социальная революция уничтожила в стране сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», культурные преобразования за два десятка лет привели к преодолению этого разрыва в повседневной жизни миллионов людей. В короткий срок приобщение к культуре перестали определять материальные возможности и социальный или профессиональный статус людей. По масштабу и по темпам эти изменения принято считать в исторической науке «культурной революцией». Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали культуру, определяющуюся духовной маргинальностью миллионов людей. Во-вторых, культура навязывалась народу: жестким регулированием сельской жизни – созданием колхозов, а в городах – мобилизационными возможностями заводских ударных строек. Тем самым потребность в культуре подменялась диктатом общественных и партийных структур.
Литература
- Аграновский Т. Задача решается в классе // Правда. 26 февраля 1932 г.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
- Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. М., 1922.
- Вележева О.Е. Советская начальная школа РСФСР в период с 1930 по 1934 гг. // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1952.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 1996.
- Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М., 1928.
- Выготский Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса. М., 1935.
- Выдающиеся п сихологи Москвы / Под общей ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. М., 2007.
- Давыдов В.В. Психологическая наука в СССР и школа // Вопросы психологии. 1982. № 6.
- Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917–47 г. Вып. 1. М., 1947.
- Есипов Б.П. О качестве урока в начальной школе. М., 1932.
- Залкинд А.Б. Очерки культуры революционного времени. М., 1924.
- Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. 1923. № 1.
- Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1985.
- Культурное строительство в СССР. Сборник. М., 1940.
- Лаппо П.И. Техника ведения урока. М., 1934.
- Лебедева М.В. Исследование готовности учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 3. http://www.psyedu.ru/journal/2011/3/2500.phtml
- Минин С.К. Философию за борт // Под знаменем марксизма. 1922. № 5.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02.2010 г. Пр. – 271 //nasha-novaya-shkola.ru
- Носкова О.Г. История психологии труда в России. 1917–1957 гг.: Учебное пособие. М., 1997.
- Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44).
- Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
- Политехнический труд в школе. 1930. № 8/9.
- Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе». Сб. документов. 1917–1973 гг. М., 1973.
- Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» // Правда. № 183. 4 июля 1936.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Т. 2 // сайт Научный архив. vslovare.ru
- Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. № 1.
- Рубцов В.В., Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. Министерство образования и науки РФ. Федеральный институт развития образования. 2010. № 5–6 (43–44).
- Сталин И.В. Политический отчет Центрального комитета 16 съезду ВКП(б). М., 1941.
- Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3620
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 1136
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5