Реформа советской школы 1930–34 годов в зеркале становления отечественной психологии

1136

Аннотация

В статье раскрывается культурно-исторический контекст основных направлений модернизации российского образования и особенности построения системы переподготовки педагогических работников. Проводя глубокий анализ хода реформы системы образования СССР в 1930–1934 гг., автор представляет результаты данной реформы, описывает состояние психологии как науки (в том числе педагогической психологии) и ее влияние на становление советской школы, дает обоснование актуальности данных реформ для понимания современного состояния системы образования РФ. Выдвигается гипотеза, что не только вмешательство идеологии в деятельность системы образования, но и недостаточный уровень общекультурной, методологической, психолого-педагогической готовности учителя не позволили сделать советскую школу – школой развития. Предлагает учитывать данную гипотезу при формировании инфраструктуры модернизационных процессов в образовании в настоящее время, в частности, при разработке системы повышения квалификации педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт на всех ступенях школьного образования.

Общая информация

Ключевые слова: модернизация российского образования, реформа образования, марксистская психология, педагогическая психология, психолого-педагогические требования к квалификации учителя, учебно-воспитательный процесс, содержание и методы обучения, формы организации деятельности учащихся, системно-деятельностный подход, профессиональный стандарт

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лебедева М.В., Лебедева М.В. Реформа советской школы 1930–34 годов в зеркале становления отечественной психологии // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 88–104.

Фрагмент статьи

В культурно-историческом развитии СССР в двадцатые–сороковые годы XX века произошел мощный сдвиг. Социальная революция уничтожила в стране сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», культурные преобразования за два десятка лет привели к преодолению этого разрыва в повседневной жизни миллионов людей. В короткий срок приобщение к культуре перестали определять материальные возможности и социальный или профессиональный статус людей. По масштабу и по темпам эти изменения принято считать в исторической науке «культурной революцией». Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали культуру, определяющуюся духовной маргинальностью миллионов людей. Во-вторых, культура навязывалась народу: жестким регулированием сельской жизни – созданием колхозов, а в городах – мобилизационными возможностями заводских ударных строек. Тем самым потребность в культуре подменялась диктатом общественных и партийных структур.

Литература

  1. Аграновский Т. Задача решается в классе // Правда. 26 февраля 1932 г.
  2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
  3. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. М., 1922.
  4. Вележева О.Е. Советская начальная школа РСФСР в период с 1930 по 1934 гг. // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1952.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  6. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  7. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 1996.
  8. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М., 1928.
  9. Выготский Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса. М., 1935.
  10. Выдающиеся п сихологи Москвы / Под общей ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. М., 2007.
  11. Давыдов В.В. Психологическая наука в СССР и школа // Вопросы психологии. 1982. № 6.
  12. Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917–47 г. Вып. 1. М., 1947.
  13. Есипов Б.П. О качестве урока в начальной школе. М., 1932.
  14. Залкинд А.Б. Очерки культуры революционного времени. М., 1924.
  15. Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. 1923. № 1.
  16. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.
  17. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1985.
  18. Культурное строительство в СССР. Сборник. М., 1940.
  19. Лаппо П.И. Техника ведения урока. М., 1934.
  20. Лебедева М.В. Исследование готовности учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 3. http://www.psyedu.ru/journal/2011/3/2500.phtml
  21. Минин С.К. Философию за борт // Под знаменем марксизма. 1922. № 5.
  22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02.2010 г. Пр. – 271 //nasha-novaya-shkola.ru
  23. Носкова О.Г. История психологии труда в России. 1917–1957 гг.: Учебное пособие. М., 1997.
  24. Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44).
  25. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
  26. Политехнический труд в школе. 1930. № 8/9.
  27. Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе». Сб. документов. 1917–1973 гг. М., 1973.
  28. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» // Правда. № 183. 4 июля 1936.
  29. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Т. 2 // сайт Научный архив. vslovare.ru
  30. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. № 1.
  31. Рубцов В.В., Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. Министерство образования и науки РФ. Федеральный институт развития образования. 2010. № 5–6 (43–44).
  32. Сталин И.В. Политический отчет Центрального комитета 16 съезду ВКП(б). М., 1941.
  33. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991.

Информация об авторах

Лебедева Марианна Владимировна, директор ГОУ ДПО Окружного методического центра ЦОУО Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: lemarianna@yandex.ru

Лебедева М.В., Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3620
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1136
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5