Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста

2823

Аннотация

Статья посвящена проблеме тревожности у детей и содержит краткий литературный обзор по данному вопросу: определение понятия и источники тревожности, соотношение тревоги и страха, взаимосвязь тревожности и стресса, влияние тревожности на возникновение и развитие психосоматических расстройств. Представлены материалы исследования уровня тревожности учащихся третьих–четвертых классов, проводившегося в рамках изучения стрессоустойчивости младших школьников (70 детей – 36 мальчиков и 34 девочки) в 2010–2011 гг., так как устойчивость к стрессам и уровень тревожности являются взаимосвязанными понятиями. Диагностика проводилась с помощью шкалы явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), предназначенной для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8–12 лет. Результаты исследования показали, что 25 % детей из данной выборки находятся в группе риска: у 16 % учащихся выявлена явно повышенная тревожность и у 9 % – очень высокая тревожность.

Общая информация

Ключевые слова: тревожность, тревога, страх, эмоциональный стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, невроз

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнова М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 70–76.

Фрагмент статьи

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании, так как имеет множество аспектов, которые исследуются разными науками – психологией, медициной, социологией, философией. Изучение тревожности на разных этапах детства важно не только для раскрытия сути данного явления, но и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и авторы, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития [6]. В психологии тревожность рассматривается как личностное образование и определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Под тревогой понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревогу характеризует переживание неопределенной, диффузной, безобъектной угрозы [1].

Литература

  1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2003.
  2. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н., Столярова Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. М., 2008.
  3. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М., 1996.
  4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей // Серия «Психология ребенка». СПб., 2000.
  5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб., 2005.
  6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПБ., 2009.

Информация об авторах

Смирнова Маргарита Вячеславовна, аспирантка Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: khokhlovamv@gmail.com