Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня?

1270

Аннотация

На материале эмпирического исследования группы московских подростков и их родителей дан анализ интенциональной стороны ментальности двух поколений современных россиян. Выборку составили две группы: 30 старшеклассников 16–17 лет (из них 12 девушек и 18 юношей) и 30 родителей этих подростков в возрасте от 37 до 49 лет (из них 7 мужчин и 23 женщины). Корреляционный и факторный анализ содержания и соотношения ценностных ориентаций и жизненных целей подростков и их родителей, осуществленный с учетом гендерной принадлежности тех и других, выявил как точки совпадения целей и ценностей, так и характер их различий, отражающий происходящие в российском социуме трансформации. У подростков и их родителей коррелируют немногим более 10 % целей и ценностей. Структура целей лишь частично повторяет структуру ценностей, что, в частности,выражается в том, что как в группе подростков, так и в группе взрослых выявляются факторы либо преимущественно мотивационные (они более характерны для подростков), либо преимущественно ценностные (они более характерны для взрослых). Это свидетельствует об относительной самостоятельности этих элементов смысловой структуры личности.

Общая информация

Ключевые слова: поколение, современные российские подростки, ментальность, интенциональность, ценностные ориентации, жизненные цели

Рубрика издания: Психология семьи

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Толстых Н.Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 70–78.

Полный текст

 

Проблема поколений, проблема диалога отцов и детей сегодня активно обсуждается в самых разных кругах российского общества. Понимают ли друг друга современные подростки, родившиеся уже после распада СССР и никогда не жившие при социализме, и их родители, детство и юность кото­

рых пришлись на период до этих драматических событий? Чему могут такие родители научить таких подростков и готовы ли последние учиться у первых? Насколько различаются их взгляды на жизнь, их представления о прошлом и будущем? Список вопросов легко может быть продолжен. Однако внятных ответов на них немного, как немного и научных работ в этой непростой области исследований - исследований межпоколенческих связей.

Как психологическая, проблема поколений была в свое время со всей отчетливостью поставлена Б. Г. Ананьевым [1], писавшим, какую важную роль в процессе формирования личности человека играет его принадлежность к определенному поколению. Глубокий теоретический анализ обсуждаемой проблемы был дан А. В. Толстых [4]. Однако эмпирических исследований в этой области по- прежнему явно недостаточно, учитывая актуальность проблематики.

В данной статье будут кратко представлены результаты проведенного в 2010-2011 годах исследования целей и ценностей двух поколений россиян: подростков и их родителей. Это был своеобразный ремейк фрагмента реализованного в середине 90-х прошлого века масштабного проекта1, направленного на изучение ментальности жителей московского мегаполиса [2]. В качестве одного из существенных аспектов ментальности рассматривалась интенциональность, изучавшаяся в данной работе с помощью, с одной стороны, специально разработанной методики для изучения жизненных целей, а с другой, - с помощью методики М. Рокича для изучения ценностей, поскольку именно жизненные цели и ценности представляют собой элементы смысловой структуры личности, которые в наибольшей степени отвечают за интенциональную сторону жизни человека, за то, на что направлена его жизненная активность.

В этом исследовании было, в частности, показано, что, во-первых, вопреки нередко встречающемуся мнению, люди далеко не всегда стремятся к тому, что больше всего ценят. Иными словами, их цели и ценности во многом не совпадают. Во-вторых, была зафиксирована значительная неоднородность интенциональности мужчин и женщин, людей разного возраста, разного уровня образования, представителей разных социальных слоев нашего общества.

В исследовании 2010-2011 гг., о котором речь пойдет ниже и основу которого составили данные, полученные в выполненной под нашим руководством дипломной работе З.Т. Солодовниковой [3], выборку составили 30 молодых москвичей в возрасте 16 и 17 лет (из них 12 юношей и 18 девушек) и 30 взрослых в возрасте от 37 до 49 лет (из них 7 мужчин и 23 женщины). Каждый из взрослых респондентов являлся родителем одного из принявших участие в исследовании подростков. Включение во «взрослую» часть выборки родителей подростков, которые составили «подростковую» группу, уравнивало обозначенные две группы по принадлежности к социальному слою, что дало возможность с большим основанием объяснять полученные различия именно возрастным, «поко­ленческим» фактором, а не социально стратификационным.

Респондентам предъявлялся список, включавший 74 важнейшие жизненные цели из методики И. Г. Дубова и Н.Н. Толстых, а также 36 базовых ценностей из методики М. Рокича. Согласно инструкции респонденты должны были оценить каждую жизненную цель по 5-балльной шкале в соответствии с критерием важности ее как «цели Вашей жизни». Аналогично оценивались и базовые ценности.

С помощью критерия Манна-Уитни сравнивались следующие шесть групп: «взрослые», «подростки», «взрослые мужчины», «взрослые женщины», «юноши», «девушки».

Анализ терминальных ценностей показал, что в числе наиболее значимых и для подростков, и для их родителей оказались ценности любви и счастливой семейной жизни. Третьей важной терминальной ценностью для взрослых предсказуемо оказалось здоровье, а для подростков - наличие хороших друзей. При этом терминальные ценности мужчин и женщин одни и те же, а у подростков разница в том, что ценность активной деятельной жизни оказывается в числе важных у девушек, а у юношей - нет.

1 В нем приняли участие 1000 респондентов-москвичей в возрасте от 18 до 60 лет; двухступенчатая случайная выборка была квотирована по полу, возрасту и образованию в соответствии с половозрастной и образовательной структурой населения Москвы.

Наименее важные ценности родителей и их детей-подростков также практически одинаковы. У девушек по сравнению с другими группами к этому списку добавляется ценность общественного признания, у юношей - ценность познания, а у мужчин - счастье других.

На уровне тенденций и для родителей и для подростков конкретные ценности имеют большее значение, чем абстрактные. У подростков перевес в сторону конкретных ценностей сильнее среди девушек, а у юношей его практически нет. Ценности личной жизни для всех групп важнее, чем ценности самореализации. У подростков это различие ярче выражено, чем у их родителей, причем наиболее характерно оно для девушек.

Инструментальные ценности подростков и взрослых также похожи. И в подростковом и в зрелом возрасте на верхних позициях оказываются такие ценности, как честность и ответственность. У подростков наряду с ними важна ценность жизнерадостности, а у родителей - терпимость. Наименее важные ценностные ориентации подростков и взрослых также очень близки.

Вместе с тем сравнение инструментальных ценностей у представителей противоположных полов показало значительные различия. Если одинаково важной для подростков обоих полов оказывается ценность жизнерадостности, то ценности ответственности и честности оказываются в числе наиболее значимых только у девушек, а ценности чуткости и широты взглядов - только у юношей. Если одинаково важной для обеих взрослых групп оказывается такая ценность, как честность, то для женщин важны также жизнерадостность и терпимость, а для мужчин - ответственность и самоконтроль. Ценности общения более важны по сравнению с ценностями дела и этическими в первую очередь для девушек и женщин. Для мужчин эти ценностные ориентации как раз наименее важны, а остальные важны одинаково.

Корреляционный анализ терминальных и инструментальных ценностей в группах взрослых и подростков показал, что у подростков и взрослых на значимом уровне связи коррелирует не более 11 % ценностных ориентаций, причем коррелируют ценности, обладающие средней значимостью, а также одна из наименее важных для обоих возрастов ценность - «непримиримость к недостаткам».

Жизненные цели взрослых и подростков (родителей и детей) оказались только частично совпадающими. Обе группы придают большое значение целям, связанным с достижением благополучия в семье, стремлением к сохранению здоровья и занятиям своим делом. Для родителей важны также цели «получать отдачу за свой труд» и «ставить правильные цели», то есть цели, связанные со всякого рода активностью. У детей, напротив, преобладают цели, связанные с общением (иметь хорошего друга, найти любовь).

Сравнение жизненных целей современных девушек и юношей свидетельствует, что несмотря на то, что общими и важными являются все те же: «иметь хорошую семью», «дарить заботу близким», «иметь друга», у юношей гораздо больше, чем у девушек, жизненных целей, связанных с собственной личностью («понимать себя», «иметь хорошее здоровье», «быть честным и порядочным человеком»), а также с саморазвитием («развиваться как личность», «учиться», «работать над собой»). У юношей поле значимых жизненных целей шире, чем у девушек.

Жизненные цели мужчин и женщин также различаются больше, чем при сравнении родителей и детей. Среди одинаково значимых для взрослых мужчин и женщин оказываются только цели «иметь хорошую семью» и «дарить любовь и заботу и близким». В целях, связанных с активностью, деятельностью, и для женщин и для мужчин важна цель «получать отдачу за свой труд». При этом мужчин больше интересует получение хорошего образования и работы, тогда как женщин - постановка правильных целей и занятие своим делом.

Корреляционный анализ 74 жизненных целей выявил, что у подростков и взрослых на значимом уровне связи коррелирует не более 11 % жизненных целей. Так же как и в случае с ценностными ориентациями, с большей теснотой связи коррелируют цели, обладающие средним уровнем значимости.

Для выявления соотношения жизненных целей и ценностей был использован метод факторного анализа, который проводился в несколько этапов. Списки целей и ценностей совмещались в один. Он и был обработан с помощью факторного анализа.

Вначале с помощью графика собственных значений было выявлено, что существует 10 факторов, описывающих ситуацию распределения целей и ценностей в выборке подростков, и 8 факторов, описывающих ситуацию распределения целей и ценностей в выборке взрослых. Они охватывают более 50 % переменных. Приемлемая сила связей, объясняющая взаимосвязь переменных и объединение их в факторы, была установлена путем рассмотрения переменных, коррелирующих с фактором со значением не менее 0.45. Однако для более точного содержательного анализа в некоторых факторах были оставлены переменные, помогающие наиболее ярко раскрыть содержание фактора, но коррелирующие с ним со значением менее 0.45.

Затем факторный анализ проводился с извлечением фиксированного количества факторов. По результатам этого анализа были получены две матрицы компонентов - для выборки подростков и взрослых, в которых можно было увидеть соответственно 10 и 8 факторов, описывающих некоторые переменные. Факторы были проанализированы на предмет полярности, им были присвоены ориентировочные названия, отражающие их содержание. Эти факторы были классифицированы по трем типам в зависимости от соотношения в них числа ценностных ориентаций и жизненных целей. Так как всего для оценки значимости испытуемым были представлены наборы из 36 ценностных ориентаций и 74 жизненных целей, мы считаем, что сбалансированное отношение числа жизненных целей к числу ценностных ориентаций в факторе должно быть примерно 2 к 1. Соответственно, факторы разделились:

•   на мотивационные: соотношение числа жизненных целей к числу ценностных ориентаций существенно выше, чем 2:1;

•   ценностные: соотношение числа жизненных целей к числу ценностных ориентаций существенно ниже, чем 2:1;

•   ценностно-мотивационные: соотношение числа жизненных целей к числу ценностных ориентаций примерно равно 2:1.

Распределение факторов с такими характеристиками представлено в таблице. Полученные в результате факторизации данные позволили интерпретировать связь тех или иных параметров (целей и ценностей), исходя из их содержания, а также выявить общий смысл, который связывает данные параметры в один фактор. Последнее легло в основание условных названий, которые мы присвоили каждому из факторов.

Сначала выделим результаты факторизации жизненных целей и ценностей у подростков.

Фактор F1. «Цели, связанные с Я-концепцией». Охватывает 22.7 % переменных. Имеет монополярное строение и полностью состоит из жизненных целей. Этот фактор включает множество целей, связанных с Я-концепцией, самосовершенствованием, творением себя.

 

Таблица

Представленность ценностных, мотивационных и ценностно-мотивационных факторов у взрослых и подростков

Факторы

Характеристика факторов

Число факторов в группах

взрослых

подростков

Общее число факторов

 

8

10

Ценностные

Монополярные

Биполярные

5

3

Мотивационные (целевые)

Монополярные

1

1

Биполярные

1

4

Ценностно-мотивационные

Монополярные

1

1

Биполярные

1

 

Фактор F2. «Хозяин жизни» - «Честный труженик». Охватывает 10.9 % переменных. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает эдакого «хозяина жизни», живущего ради себя, поступающего исходя из мотива собственной выгоды и эффективности, проявляющего твердость (возможно, часто во вред интересам других) и желающего при этом иметь много приключений и жить ярко. Противоположный полюс описывает честного и порядочного труженика, стремящегося служить людям, ценящего другого человека и проявляющего терпимость по отношению к нему.

Фактор F3. «Альтернативный путь развития» - «Безмятежное существование обывателя». Охватывает 9 % переменных, имеет биполярное строение. Его основная оппозиция состоит в следующем. Положительный полюс описывает человека, желающего активно проживать свою жизнь, управлять ею, работать над собой, развивать свою личность, непримиримого к своим и чужим недостаткам и даже, возможно, осуждающего других за обывательское существование, следование традиционному пути развития. Противоположный полюс описывает человека, живущего по предписанным обществом стандартным законам, пассивно впитывающего популярную массовую культуру и информацию.

Фактор F4. «Цели самоопределения личности» - «Ценностилюбви». Охватывает 4.5 % переменных. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает самоопределяющуюся личность, ориентирующуюся в своих интересах, понимающую свое место в жизни. Отрицательный полюс представляет собой ценность любви. В этом факторе личность не просто ищет себя, подчеркивается, что когда личность видит себя в процессе поиска своего места в жизни, ею отвергается такая ценность, как любовь, которая в каком-то смысле противопоставляется ценности свободы.

Фактор F5. «Неучение» - «Учение». Охватывает 3.6 % переменных и полностью состоит из целей. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает инфантильную позицию, направленную на удовлетворение ежеминутных потребностей. Этому полюсу противопоставляется позиция человека, направляющего свою активность преимущественно на образование, человека, познающего и развивающего свои способности.

Фактор F6. «Духовность» - «Материализм». Охватывает 14.5 % переменных, включающих только ценности. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает духовно насыщенную жизнь, обогащение внутреннего мира за счет труда, заботы о других, образованности. Противоположный полюс отражает установку на достижение материальных благ, получение удовольствия в жизни от материальных вещей.

Фактор F7. «Индивидуализм» - «Коллективизм». Охватывает 8.2 % переменных и практически полностью состоит из ценностей. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает установку на коллективизм, поддержку других в трудные моменты с готовностью быть исполнительным и в чем-то себя ограничивать. Противоположный полюс описывает установку на индивидуализм, продуктивную, деятельную и независимую жизнь.

Фактор F8. «Эгоизм» - «Рациональность». Охватывает 5.5 % переменных и практически полностью состоит из ценностей. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает свободного человека, возможно, безответственного в своих поступках, ценящего свое мнение и смелость в его отстаивании. Противоположный полюс описывает деятельного человека, посвятившего себя семье, труду, человека сознательного, руководствующегося принципом рациональности.

Фактор F9. «Труженик» - «Нигилист». Охватывает 9.1 % переменных. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает личность человека, стремящегося искать гармоничные отношения с миром, заботиться о себе и своих близких, работать над собой и совершить что-то важное, в общем, человека, мотивированного на труд, продуктивное проживание жизни, помощь другим. На противоположном полюсе поддерживается установка на трудную работу на себя, приложение усилий. Однако отрицательный полюс описывает отвержение довольно значимых общественных ценностей, предписывающих контролировать себя, нести ответственность за что-либо перед кем-то.

Фактор F10. «Честный гражданин». Охватывает 2.7 % переменных. Имеет монополярное строение и описывает установку на честное служение обществу, общественным интересам. В результате факторизации жизненные цели и ценности взрослых распределились в следующие факторы.

Фактор F'1. «Яркая деятельная жизнь, цели, связанные с Я-кон- цепцией». Охватывает 26.3 % переменных - жизненных целей. Имеет мо- нополярное строение. Этот фактор описывает деятельное отношение к себе и к жизни, активное самосовершенствование, поиск своего места в жизни; важно при этом обладание здоровьем.

Фактор F'2. «Познавательная мотивация» - «Ценности созерцания и свободы». Охватывает 13.6 % переменных. Имеет биполярное строение. Положительный полюс полностью мо­тивационный, он описывает разнообразную активность, связанную с познанием, саморазвитием, самосовершенствованием. Противоположный полюс является полностью ценностным и описывается ценностями свободы и красоты природы и искусства. Соответственно мы видим противостояние не только неких содержательных позиций, но и противостояние жизненных целей ценностным ориентациям.

Фактор F'3. «Мотивация честного служения обществу» - «Ценностная установка на праздную жизнь». Охватывает 15.4 % переменных. Имеет биполярное строение. Положительный полюс является почти полностью мотива­ционным и описывает некую позицию честного служения обществу, трудолюбие и в целом позитивную гражданскую позицию. Противоположный полюс является преимущественно ценностным и описывает позицию, при которой личность руководствуется принципом наслаждения, развлечений и удовольствий, имея высокие запросы, стремится достигать всего легким путем.

Фактор F'4. «Забота о своем внутреннем мире» - «Забота о своей социальной приемлемости». Охватывает 6.4 % переменных. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает ценностную позицию, выражающую заботу о внутреннем мире, о «тонких душевных материях», в то время как противоположный полюс описывает ценностную позицию, выражающую заботу о своей внешней, социальной приемлемости, о соответствии социально одобряемому стандарту.

Фактор F'5. «Терпимость сильного» - «Аккуратность независимого». Охватывает 6.4 % переменных, как целей, так и ценностей. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает человека, ценящего познание и терпимость, силу воли и духа. Противоположный полюс - человека, для которого важны аккуратность, нетерпимость к недостаткам, стремящегося заниматься своим делом и иметь собственное мнение.

Фактор F'6. «Активная политическая позиция в обществе» - «Рациональное регулирование собственного поведения». Охватывает 10 % переменных - целей и ценностей. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает эффективного поли­
тика, эффективно решающего дела и ценящего общественное признание и смелость в выражении своей точки зрения. Для него важно найти и утвердить свою позицию в обществе. Противоположный полюс описывает спокойного рационализатора, для которого важно отношение к нему людей, но он не требует от них признания. Его ценности - самоконтроль, самостоятельное регулирование своего поведения, своих мотивов и побуждений, рационализм и мудрость. Поскольку степень самоконтроля неодинакова у разных людей и во многом зависит от уровня общественной сознательности, духовного развития и культуры человека, его ценность и уровень в представленных противоположных позициях разная. Поэтому можно предположить, что положительный и отрицательный полюсы данного фактора описывают именно различающийся уровень общественного сознания, духовного и культурного развития у людей как носителей представленных позиций.

Фактор F'7. «‘‘Восточная’ созерцательная мудрость» - «‘‘Западная’ активность и продуктивность». Охватывает 4.5 % переменных преимущественно ценностей. Имеет биполярное строение. Положительный полюс описывает ценностную позицию мудрости, созерцания, отражает желание иметь право на ошибку, ощущать жизнь как процесс, проживать ее ради счастья. Противоположный полюс описывает ценностную позицию, отражающую направленность на продуктивность, активность, проживание жизни ради результата.

Фактор F'8. «Альтруизм» - «Эгоизм». Охватывает 10 % переменных. Имеет биполярное строение. Отрицательный полюс описывает позицию направленности на благо других, готовность подчинить свои интересы интересам других, заботиться о них. Положительный полюс описывает позицию эгоиста, ценящего независимость, желающего делать все, что захочется, возможно, даже не работать. Он подвержен влиянию частно-собственнических интересов и других общественных тенденций, разделяющих людей.

О чем говорят полученные данные?

Факторный анализ жизненных целей и ценностных ориентаций показал, что у подростков цели и ценности преимущественно попадают в разные факторы, а если цели и ценности и оказываются в одном факторе, то на разных его полюсах. Это говорит о том, что соотнесенность жизненных целей с ценностями невысока, поэтому, возможно, смысловая структура личности не имеет идеальной согласованности, однако говорить, что она совершенно рассогласо­вана, нельзя. При более пристальном взгляде на содержание факторов можно заметить, что все они некоторым образом представляют собой тот или иной стиль жизни, направленность человека на то или иное взаимодействие с обществом и с миром в процессе жизни.

Содержание факторов у родителей значительно отличается от содержания факторов у детей.

Однако есть и определенное сходство в содержании факторов обеих возрастных групп. Во-первых, как у взрослых, так и у подростков есть практически одинаковый мотивацион­ный фактор, состоящий из целей, связанных с собственной «Я-концепцией». В обоих случаях эти факторы представляют собой набор из множества целей, описывающих стремление к работе над собой, самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию.

Во-вторых, как у взрослых, так и у подростков содержание нескольких факторов отражает оппозицию целей и ценностей, если можно так сказать, «нового» и «старого» типов российского общества. Под целями и ценностями «нового типа российского общества» мы подразумеваем мотивационные и ценностные установки, связанные с продуктивностью, личной активностью, конкуренцией, расчетом только на самого себя, индивидуализмом, социальной, идеологической и духовной свободой, независимостью, активным самосовершенствованием, самостоятельной заботой о себе. Под целями и ценностями «старого типа российского общества» мы подразумеваем мотивационные и ценностные установки, свя­
занные с альтруизмом, самоконтролем, заботой о других, зависимостью от других, чуткостью, коллективизмом, взаимопомощью, долгом перед обществом, ответственностью не только за себя, но и за других, за общество в целом, сочетание общественных интересов с личными, сопровождаемые тенденцией в некоторой мере к попустительству и менее деятельностной позиции. Подобное содержание мы наблюдаем в факторах F’2, F’6, F’7, F’8 у взрослых и факторах F6, F7, F8 у подростков.

В содержании некоторых факторов выражается важность для обеих возрастных групп такого аспекта, как социальная гражданская активность индивида в обществе. Подобное содержание мы наблюдаем в факторах F’3, F’4, F’6, F’8 у взрослых и факторах F2, F10 у подростков. При этом взрослые в некоторых случаях противопоставляют активной гражданской позиции ценности и цели, связанные с личным развитием, духовностью, внутренним миром, что отражено в факторах F’4, F’5, F’7. Так, мы видим, что для взрослых также более актуален этот аспект в целом и данная оппозиция в частности.

Как у взрослых, так и у подростков обнаруживается фактор, в содержании которого ценность образованности состоит в оппозиции с ценностью развития. У взрослых это фактор F’4, у подростков - фактор F3. Подростки наряду с этим противопоставляют ценность образованности ценностным и мотивационным установкам на материально обеспеченную жизнь, интересную работу и получение удовольствия от жизни (F6), а также гармоничному отношению к миру (F9). Очевидно, что эти ценностные и мотивационные установки и их взаимное положение в системе более значимы и актуальны для подросткового возраста, где активно идет как процесс развития, так и получения образования, но они интересуют также и представителей зрелого возраста, которые при этом могут сами своим воспитанием влиять на формирование такой установки у своих детей.

И наконец, ещё одна оппозиция, которую мы можем обнаружить в содержании факторов в зрелом и подростковом возрасте, - это оппозиция ценностно-мотивационной установки на честное служение обществу и установки на тунеядство, эгоизм и независимость от него, то есть противостояние просоциаль- ной и асоциальной ценностно-мотивационной позиции. Данная оппозиция намного ярче выражена в подростковом возрасте (факторы F2, F8, F9, F10), чем в зрелом (F’3). Возможно, это обусловлено активным поиском подростком собственной идентичности и интенсивным самоопределением. Одной из острых проблем самоопределения сегодня оказывается определение собственного отношения к гражданскому обществу России, в котором подросткам предстоит жить и работать.

Анализ различий ценностно-мотиваци­онных факторов у подростков и взрослых приводит к следующим выводам. Если факторы взрослых практически ограничиваются описанным выше содержанием, то подростки имеют несколько абсолютно специфических для возраста факторов. Это, в первую очередь, фактор самоопределения (F4), что понятно, так как подросток находится в процессе активного поиска себя, самоопределения.

Отметим также фактор оппозиции учения и неучения (F5) и небезынтересный фактор оппозиции альтернативного пути развития и безмятежного существования (F3). Похоже, что у современных подростков существует представление о некотором пути развития, который они могут осуществлять в своем возрасте. Вероятно, они видят несколько альтернативных путей развития, отдельные из которых воспринимают как традиционные, навязываемые обществом, а отдельные - как альтернативные традиционным. Такие варианты альтернативных путей развития содержатся, в частности, в подростковых субкультурах.

Большинство факторов в выборке как взрослых, так и подростков были либо преимущественно мотивационными, либо преимущественно ценностными (см. таблицу). У подростков преобладают мотивационные факторы, в то время как у взрослых, напротив, преобладают ценностные факторы. Этот факт может свидетельствовать в пользу предположения, что мотивационная сфера формируется и развивается раньше, чем ценностная. У обеих возрастных групп преобладают биполярные факторы, что говорит о противостоянии двух позиций, положенном в основу содержания ценностно-мотивационной установки, несовместимости этих двух позиций в ценностной и мотивационной сфере.

Число ценностно-мотивационных факторов как у подростков, так и у взрослых не превышает 25 %. Это свидетельствует в пользу предположения, что соотнесенность ценностей и жизненных целей как у подростков, так и у взрослых невысока.

Результаты факторизации жизненных целей и ценностей, отражающих структуру и содержание ценностных и мотивационных сфер личности в подростковом и зрелом возрасте, в целом подтверждают выводы, полученные в исследовании И. Г. Дубова и Н. Н. Толстых, свидетельствуя, что ценностные ориентации и жизненные цели как в зрелом, так и в подростковом возрасте не соединены друг с другом в единые смысловые образования, что говорит в пользу положения об относительной самостоятельности этих элементов смысловой структуры личности. Однако говорить, что она совершенно рассогласована и не имеет никакой логики в содержании, также нельзя.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного че­ловекознания. М., 1977.
  2. Дубов И. Г., Толстых Н. Н. Жизненные цели жи­телей российского мегаполиса // Ментальность россиян / Под ред. И.Г. Дубова. М., 1997.
  3. Солодовникова З. Т. Особенности взаимо­связи между ценностными ориентациями и ненными целями в раннем юношеском и зрелом возрасте. Выпускная квалификационная работа. М., 2010. Рукопись.
  4. Толстых А. В. Личность в системе возраст­ных когорт и поколений // Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб., 2000.

Информация об авторах

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3477
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1270
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1