Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением

1165

Аннотация

В данной статье представлены психологические технологии, используемые в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением, – традиционные и инновационные, сложившиеся в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы на базе федеральной инновационной площадки – Хабаровского краевого центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогические технологии ориентированы на усвоение подростком с девиантно-кримнальным поведением нравственных норм и ценностных смыслов, развитие способностей к рефлексии, проявление оперативной адаптации в нестандартных (кризисных) ситуациях, приобретение опыта деятельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя, развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками, развитие у подростка способностей, направлен-ных на самопознание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание. Эти технологи могут быть применены на уроках, в воспитательной работе и могут рассматриваться как отдельные элементы внеучебной деятельности с детьми. В статье предложены критерии и показатели эффективности процесса психолого-педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением.

Общая информация

Ключевые слова: реабилитационно-воспитательная система, психологические технологии, девиантно-криминальное поведение

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Петрынин А.Г. Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 1. С. 96–106.

Фрагмент статьи

По признанию Министерства внутрен-волну беспризорности. Даже по самым при­них дел Российской Федерации в настоящее близительным подсчетам, в стране 2 милли­время Россия переживает третью – после она неграмотных подростков, более 6 милли­Гражданской и Великой Отечественной войн – онов несовершеннолетних находятся в соци­ально неблагополучных условиях. По стати­стике, на каждого беспризорника приходится 23 безнадзорных ребенка.

Возникающее у безнадзорных детей чув­ство одиночества и безысходности, нрав­ственной глухоты, растерянности приводит к крайним формам социальной нетерпимости и отчаяния. Такие дети, прежде всего, глубоко несчастны лично и представляют серьезную угрозу для общества.

Нами предприняты попытки системного подхода к разработке, становлению и разви­тию реабилитационно-воспитательной систе­мы для детей с девиантным и делинквентным поведением. Мы считаем, что более точно это явление отражает термин «девиантно­криминальное поведение», прописав в ис­следовании его специфическую сущность и вскрыв факторы, его обусловливающие. Предлагается иная концепция профилакти­ки девиантно-криминального поведения не­совершеннолетних, основанная на создании психолого-педагогических условий взращи­вания внутренних и замены ими внешних ре­гулятивов поведения.

В ходе реализации реабилитационно­воспитательной системы использовались психолого-педагогические технологии – тра­диционные и инновационные, сложившиеся в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы на базе федеральной инновацион­ной площадки – Хабаровского краевого цен­тра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогические техно­логии ориентированы на усвоение подростком с девиантно-криминальным поведением нрав­ственных норм и ценностных смыслов, разви­тие способностей к рефлексии, проявление оперативной адаптации в нестандартных (кри­зисных) ситуациях, приобретение опыта дея­тельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя, развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками, развитие у под­ростка способностей, направленных на само­познание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание. Эти технологи могут быть при­менены на уроках, в воспитательной работе и могут рассматриваться как отдельные элемен­ты внеучебной деятельности с детьми.

Полный текст

По признанию Министерства внутрен-волну беспризорности. Даже по самым при­них дел Российской Федерации в настоящее близительным подсчетам, в стране 2 милли­время Россия переживает третью – после она неграмотных подростков, более 6 милли­Гражданской и Великой Отечественной войн – онов несовершеннолетних находятся в соци­ально неблагополучных условиях. По стати­стике, на каждого беспризорника приходится 23 безнадзорных ребенка.

Возникающее у безнадзорных детей чув­ство одиночества и безысходности, нрав­ственной глухоты, растерянности приводит к крайним формам социальной нетерпимости и отчаяния. Такие дети, прежде всего, глубоко несчастны лично и представляют серьезную угрозу для общества.

Нами предприняты попытки системного подхода к разработке, становлению и разви­тию реабилитационно-воспитательной систе­мы для детей с девиантным и делинквентным поведением. Мы считаем, что более точно это явление отражает термин «девиантно­криминальное поведение», прописав в ис­следовании его специфическую сущность и вскрыв факторы, его обусловливающие. Предлагается иная концепция профилакти­ки девиантно-криминального поведения не­совершеннолетних, основанная на создании психолого-педагогических условий взращи­вания внутренних и замены ими внешних ре­гулятивов поведения.

В ходе реализации реабилитационно­воспитательной системы использовались психолого-педагогические технологии – тра­диционные и инновационные, сложившиеся в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы на базе федеральной инновацион­ной площадки – Хабаровского краевого цен­тра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогические техно­логии ориентированы на усвоение подростком с девиантно-криминальным поведением нрав­ственных норм и ценностных смыслов, разви­тие способностей к рефлексии, проявление оперативной адаптации в нестандартных (кри­зисных) ситуациях, приобретение опыта дея­тельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя, развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками, развитие у под­ростка способностей, направленных на само­познание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание. Эти технологи могут быть при­менены на уроках, в воспитательной работе и могут рассматриваться как отдельные элемен­ты внеучебной деятельности с детьми.

В рамках разработанной нами реабили­тационно-воспитательной системы теорети­чески обоснована необходимость разработ­ки новой, гуманистически-ориентированной программы профессионального становления педагога, ведущего воспитательную рабо­ту с детьми, страдающими различными фор­мами девиантно-криминального поведения. Применение разработанной нами реабили­тационно-воспитательной системы открывает возможность осуществления гуманитарного подхода в психолого-педагогической реаби­литации несовершеннолетних, основанного на актуализации, стимулировании и поддерж­ке личностного саморазвития ребенка.

Новизна реабилитационно-воспитатель­ной системы заключается в том, что:

  • система построена на гуманистической основе и ориентирована на психолого-педаго­гическую реабилитацию детей с девиантно­криминальным поведением в открытом обра­зовательном пространстве;
  • система многомерна, ее концептуальная модель включает преобразование жизненно­го пространства подростка, обеспечивающее эффективный процесс психолого-педаго­гической реабилитации детей с девиантно­криминальным поведением;
  • система методологически строится на предоставлении выбора психолого-педаго­гических технологий, направленных на пре­образование окружающего социума и самого себя, саморегуляцию, самоуправление и са­мосозидание и постановке подростка в усло­вия выбора ценностей;
  • определены критерии и показатели эф­фективности процесса психолого-педагоги­ческой реабилитации детей с девиантно­криминальным поведением.

Практическое применение в тече­ние двадцати лет разработанной нами реабилитационно-воспитательной системы в Хабаровском краевом центре психолого­педагогической реабилитации и коррекции показывает более высокую эффективность деятельности по сравнению с существующи­ми традиционными учебно-воспитательными и пенитенциарными учреждениями. Детям, которым не верили ни родители, ни учите­ля, ни милиция, в Центре поверили и помог­ли взглянуть на самих себя с уважением и ве­рой.

Согласно разработанной нами реабили­тационно-воспитательной системе в Центре обеспечиваются условия для психолого-педа­гогической коррекции, включающие ком­плекс оздоровительных, воспитательных ме­роприятий, занятия общественно полезной деятельностью, безопасные условия прожи­вания, социально-правовую помощь. С це­лью оказания реальной помощи и поддерж­ки детям в Центре проводится их психологи­ческое обследование. По результатам обсле­дования определяется комплекс психолого­педагогических мер, которые помогают ре­шить личные проблемы воспитанников, вос­становить обучение в школе, положительную учебную мотивацию, эмоциональную устой­чивость. По данным нашего исследования, успех в реализации поставленных перед со­трудниками Центра целей и задач во многом зависит от действующей системы функцио­нальных подразделений.

Основными среди них являются:

  • сектор психолого-медико-педагогической помощи, в котором проводят углубленную ди­агностику отклонений в состоянии физиче­ского и психического здоровья, выявление индивидуальных особенностей дезадаптации детей, оказание им медицинской, психолого­педагогической помощи и социальной под­держки;
  • общеобразовательная школа с индивиду­альным обучением, где ребенок получает об­щеобразовательную подготовку в соответ­ствии с госстандартом;
  • учебно-производственный сектор, кото­рый обеспечивает получение профессиональ­ной подготовки, развитие умений техническо­го творчества;
  • сектор внеклассной воспитательной ра­боты, который создается с целью оказа­ния педагогической помощи несовершен­нолетним, имеющим отклонения в физиче­ском, интеллектуальном, нравственном раз­витии, основой деятельности комплекса яв­ляется включение детей в художественную деятельность, обладающую значительными компенсаторными и адаптационными воз­можностями;
  • детский приют, представляющий комплекс подразделений кратковременного (до 10 суток) и долговременного (до 1 года и более) пребы­вания несовершеннолетних. Приют создается с целью создания условий для нормальной жиз­недеятельности детям и подросткам, оказав­шимся в сложных жизненных ситуациях;
  • научно-методический отдел, организую­щий разработку инновационных программ психолого-медико-педагогической реаби­литации несовершеннолетних с девиантно­криминальным поведением, инновационные программы повышения квалификации работ­ников образования и учебно-методические комплекты к ним.

Концепция развития Центра основывает­ся на идеях преодоления уголовной субкуль­туры, разработанных А. С. Макаренко. Мы использовали также идеи гуманистическо­го воспитания О. С. Газмана, И. П. Иванова, лечебной педагогики А. А. Дубровского, ре­абилитационной педагогики и психологии В. А. Иванникова, Б. Н. Алмазова, Р. В. Овча­ровой, гуманистической психологии А. Ма­слоу, А. Адлера, гуманистической педагоги­ки К. Роджерса, В. А. Сухомлинского, тради­ции народной педагогики. В основании данной концепции заложены идеи развития внутрен­него мира человека, соотнесенные с законами развития природы, идея веры в возможности и особенности тех, кто оказался надломлен­ным, непринятым, а порой просто покинутым, находясь под «огнем губительной свободы».

Методологическое значение системного подхода при разработке концепции состоит в том, что он позволяет оценить особые целост­ные свойства теоретического базиса исследу­емых процессов, раскрыть динамику их функ­ционирования и развития.

Важным методологическим основанием для построения концепции являются гумани­стический и деятельностный подходы. Суть гуманистического подхода формулируется следующим образом: ни одно психологиче­ское явление, будь то процесс, состояние или свойство индивида, не может быть правиль­но понято без учета личностной его обуслов­ленности, без учета его системы отношений к миру, природе, обществу, к самому себе, без гуманитаризации реабилитационного процес­са, направленного на взращивание духовно­сти. Деятельностный подход позволяет на­править усилия на освоение предметной де­ятельности, в том числе и духовной, когда ее «предметом» становится сам субъект.

Реабилитационный процесс рассматрива­ется нами с учетом его личностной обуслов­ленности, личностных позиций его участни­ков. Определив методологическую основу, мы определились, в рамках какой стратегии будем работать. Разработанная нами модель Центра ориентирована на стратегию, которая указыва­ет на способность к изменению, к личностной динамике: способность к саморазвитию, само­совершенствованию, самообразованию – стра­тегию открытого типа, которая предлагает не описание конечного результата реабилитации, а описание самих этих процессов в таких орга­низационных, дидактико-методических и пси­хологических характеристиках, которые дают возможность детям и взрослым чувствовать удовлетворение «здесь и теперь», а не рабо­тать с ориентацией на полезные для будущего, но, тем не менее, далекие результаты.

Смещение акцентов с проектирования конечных результатов на обеспечение пси­хологической полноты актуальной учебно­воспитательной ситуации требует измене­ния единиц анализа и планирования рабо­ты педагогов. Мы считаем, что предметно­центрические, узко учебные ориентации долж­ны быть расширены. Центр необходимо рас­сматривать как целостный социокультурный организм, где весь учебно-воспитательный процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений.

Особая высокая культура построения от­ношений и форм взаимодействия на всех уровнях жизни школьного общества (педагог – отдельный ученик, группа учеников, педаго­гический коллектив, дети и взрослые Центра) дает возможность говорить о его открытости как способности постановки и решения твор­ческих задач широкого жизненного звучания.

Системообразующая психолого-педагоги­ческая идея Центра – профилактика и преодо­ление безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних через возрождение и раз­витие гуманистических традиций образова­ния, воспитания и развития личности ребенка.

Важным вопросом в ее реализации является максимальная гуманизация и гуманитариза­ция всего процесса жизнедеятельности детей, которая находит свое воплощение в следую­щих психолого-педагогических установках.

Провозглашение идеи самоценности лич­ности каждого ребенка, который никогда не должен быть средством достижения иллю­зорных «результатов» в казенных отчетах. Ребенок всегда – Цель!

  • признание уникальности каждого ребен­ка, вера в его силы и возможности, опора на лучшие качества его личности;
  • патерналистская опека ребенка, кото­рая проявляется в последовательной замене внешних регулятивов его поведения (запре­ты, наказания, административные «нажимы» и всякого рода «педагогические наскоки») на внутренние (мотивы, интересы, потребности ребенка, его природное стремление стать ав­тором самого себя и др.);
  • оказание конкретной помощи в обрете­нии ребенком смысла своей жизни, конкрет­ных и реально достигаемых жизненных пер­спектив и др.

Термин «реабилитация» понимается как восстановление утраченных ребенком свя­зей с природой, с обществом, с самим собой. Реабилитация происходит в коллективной де­ятельности. Коллектив для нас – средство са­моразвития, самореализации, самоопределе­ния, самореабилитации и адаптации личности.

Любая помощь человеку, в том числе и ре­бенку, должна быть основана на комплексной диагностике его личностного развития. Сама помощь должна пониматься не как решение жизненных задач человека (формирующее иждивенчество), а как возвращение веры в себя, в свои силы и возможности, на помощь в создании условий самостоятельного реше­ния своих проблем.

Психологи непосредственно участвуют во всех направлениях реабилитационной дея­тельности.

Психологическое сопровождение реа­билитационного процесса строится в рам­ках гуманистической клиентцентрирован­ной психологии с использованием техноло­гий, применяемых в различных психологи­ческих и психотерапевтических направлени­ях (когнитивно-бихевиоральное, логотерапия, символ-драма, игротерапия).

Основной целью реабилитационного про­цесса детей с девиантно-криминальным пове­дением является их дальнейшая адаптация в просоциальной среде, уход от криминального мира. Поэтому работа психологической служ­бы направлена на развитие личности каждого подростка, способности осознавать свои про­блемы, находить пути решения, ставить цели, выполнять их, уважая и принимая других лю­дей, что соответствует сущности гуманисти­ческой клиентцентрированной психотерапии (К. Роджерс).

В работе со старшим подростками важное значение имеет преодоление экзистенциаль­ного вакуума (отсутствие жизненного смыс­ла и жизненных ценностей и целей, предпола­гающее уход в аддиктивное поведение, либо принятие квазиценностей, наиболее ярко представленных в уголовной субкультуре и тоталитарных сектах). В данном случае наи­более оправданной является деятельность психолога в рамках логотерапии (В. Франкл).

Психологи внедряют в работу педагогов с подростками технологию, предполагающую формирование мотивации подростка к обу­чению и личностному самоизменению, опи­раясь на опыт, мотивируя и поддерживая са­мостоятельные решения, что может быть обо­значено как технология диалогического обра­зования (термин П. Фрейера). Эта технология в сочетании с концепцией «педагогическо­го оптимизма» В. Сухомлинского («в каждом человеке есть что-то хорошее»), уважением к личности каждого воспитанника, понима­нием его душевного состояния позволяет пе­дагогам, работающим с детьми с девиантно­криминальным поведением, создавать усло­вия для социальной и психологической реа­билитации воспитанников и актуализировать осознанную мотивацию подростков к самоиз­менению.

Создание условий для процесса реабили­тации подростков с девиантно-криминальным поведением неразрывно связано с разруше­нием стереотипов и моделей отношений, со­ответствующих правилам уголовной субкуль­туры; с ориентацией на появление у подрост­ков позитивных реакций и желаний к самоиз­менению в соответствии с иными ценностны­ми ориентациями. Когнитивно-поведенческое направление в психологии предполагает, что большая часть человеческого поведения за­учивается посредством наблюдения за моде­лями. Научение через наблюдение включа­ет в себя: проявление внимания (заинтересо­ванность), сохранение (связано с симпатией к объекту), продуцирование («и я так могу») и мотивацию («и я так буду»). Эти идеи являют­ся основополагающими в разработке психо­коррекционной технологии в работе с детьми с девиантно-криминальным поведением.

Проведенное нами исследование показа­ло, что наиболее продуктивной психокоррек­ционная и реабилитационная работа с детьми с девиантно-криминальным поведнием явля­ется в том случае, если к психокоррекционной деятельности привлечены все участники реа­билитационного процесса (учителя, воспита­тели, врачи, руководители), не только объеди­ненные общей целью, но и владеющие прак­тическими навыками в различных психологи­ческих направлениях и информацией о пси­хологическом состоянии каждого подростка и совместно работающие в единой техноло­гии, направленной на личностное самоизме­нение подростка. Интеграция их деятельно­сти осуществляется на основе протокола со­вместных действий. Синтез различных на­правлений позволяет обозначить эту техно­логию как мультимодальную технологию пси­хокоррекции и психотерапии личности детей с девиантно-криминальным поведением. Она включает системные техники гуманистиче­ской психологии, когнитивно-поведенческой психологии, технологии мультимодальной психотерапии, а также ряд прогрессивных на­правлений современной инновационной пе­дагогики. Применение таких технологий по­зволяет достичь оптимальных результатов многостороннего влияния на личность под­ростка как со стороны взрослых, так и со сто­роны сверстников.

В результате перед подростком, зара­женным криминальной субкультурой, вполне адаптированном в криминальном мире и за­частую не выказывающим стремления к воз­вращению в просоциальную среду, предста­ют не одна личность (учитель, воспитатель, психолог), вызывающая симпатию и желание воспроизвести модель его поведения, но груп­па личностей, объединенных общими ценно­стями, искренне расположенных к подрост­ку, уважающих его мнение и мнение друг дру­га, с развитым чувством эмпатии. Такая груп­па предлагает подростку развернутую модель поведения, в корне отличную от моделей по­ведения антисоциальных групп, однако явля­ется достаточно сплоченной для того, чтобы подросток почувствовал свою безопасность и желание воспроизвести такое отношение к миру. Систему работы Центра в этом направ­лении мы бы определили как психокоррекци­онную технологию сотрудничества. Она пред­полагает работу в микропедколлективах – с группой детей непосредственно работают воспитатель, учитель-куратор, мастер, психо­лог, воспитатель приюта (если воспитанник там проживает). Каждый взрослый владеет своевременной информацией о психологиче­ском состоянии и внутриличностных измене­ниях подростка, практическими психокоррек­ционными и психотерапевтическими техника­ми, центрирован на воспитаннике и измене­ниях его внутреннего мира.

Технология сотрудничества предпола­гает гуманистическую направленность и гу­манитарное ценностное единство всех чле­нов микропедколлектива, владение практи­ческими психокорекционными и психотера­певтическими навыками, всей информаци­ей о психологическом развитии и внутрилич­ностных изменениях подростка. Работа по этой технологии будет успешной в том слу­чае, если сотрудники владеют общим объе­мом информации и координируют свои дей­ствия. Для успешной реализации данной за­дачи мы считаем необходимой практику ре­гулярного соконсультирования (аналог: ба­линтовские группы, групповая супервизия, где в качестве руководителя группы выступа­ет психолог). Соконсультирование позволяет совместно моделировать и отслеживать пси­хокоррекционную работу с воспитанниками, своевременно разбирать трудные ситуации и совместно искать их разрешение. Такая прак­тика является профилактикой эмоционально­го выгорания участников реабилитационного процесса.

Предложенная нами мультимодальная технология психокоррекции личности детей с девиантно-криминальным поведением осу­ществляется психологом совместно с други­ми специалистами в психокоррекционной и психотерапевтической работе в учебной, вос­питательной, учебно-производственной де­ятельности в групповой и индивидуальной формах. Психолог проводит распределение акцентов деятельности между участниками реабилитационного процесса. Таким обра­зом, мультимодальная технология влияния на личностное самоизменение подростка с девиантно-криминальным поведением стро­ится в системе решения психодиагностиче­ских, психокоррекционных и психотерапевти­ческих задач, осуществляемых как психоло­гической службой, так под ее руководством всеми участниками реабилитационного про­цесса (психологами, учителями, врачами, воспитателями, мастерами производственно­го обучения, социальными педагогами, педа­гогами дополнительного образования, юри­стами) с четким распределением их обязан­ностей и сфер влияния.

Концептуальная основа данной техноло­гии, не отвергая возможности непосредствен­ного влияния на развитие личности, предпо­лагает акцентирование внимания на создании психологических условий для самоизменения личности детей с девиантно-криминальным поведением в условиях гуманистической на­правленности и ценностного единства всех членов коллектива.

Основная цель психологической службы при сопровождении учебного процесса – вос­становление учебной мотивации и школьной посещаемости. Регулярно в начале и в конце учебного года психологическая служба про­водит диагностику мотивации к учебной дея­тельности и пребыванию в школе (использу­емая методика: «Удовлетворенность образо­вательным процессом» М. Н. Лукьянова). Для более успешного построения коррекционного процесса на уроке учителю важно владеть ин­формацией не только об уровне знаний, уме­ний и навыков учащихся, но и уровне развития когнитивных процессов, а также типологии личности воспитанников. (Первичная психо­логическая диагностика познавательных про­цессов включает в себя «Корректурные про­бы» – уровень развития внимания», «Сложные аналогии» – сформированность логическо­го мышления, «Развитие памяти», «Теппинг­тест» – определение свойств нервной систе­мы по психомоторным показателям).

К успешному построению учебного про­цесса с детьми со стойким негативным отно­шением к школе (до 90 % вновь поступающих воспитанников) ведет установление позитив­ного межличностного контакта между учите­лем и учеником, поэтому в процессе обяза­тельных консультаций учителям помимо зна­комства с уровнем развития познавательных процессов у детей психологи дают характери­стику эмоционального состояния, личностно­го развития каждого воспитанника, рекомен­дации, направленные на создание гуманитар­ного реабилитационного пространства в про­цессе учебной деятельности.

Психологи обеспечивают условия (тре­нинги личностного роста, направленные на развитие психологической культуры) разви­тия профессиональной мотивации, при кото­рых учитель, непосредственно осуществля­ющий работу на уроке, овладевает практи­кой клиент-центрированной терапии (эмпа­тия, конгруэнтность, безоценочное принятие воспитанника), строит диалогическое обще­ние на уроке, овладевает такими приемами когнитивно-поведенческого направления в психологии, как позитивное и негативное под­крепление, моделирование успешности уси­лий, «подбадривание», предоставление воз­можности к самореализации.

В разработанной нами реабилитационно­воспитательной системе предусмотрено пси­хологическое обследование детей, которое выявляет личностную и профессиональную на­правленность воспитанников. Мы использова­ли серию методик (ПДО, методика Голланда, методика Йовайши), на основании которых возможно распределение воспитанников по профессиональным группам. В рамках группо­вых занятий с психологом старшеклассникам предлагается знакомство с профессиями, не представленными в условиях Центра.

Преодоление девиантно-криминального поведения в условиях Центра неразрывно связано со снижением агрессивности, сняти­ем враждебности воспитанников, снижени­ем тревожности, уровня средовой дезадап­тациии детей, а также формированием адек­ватной самооценки, развитием рефлексив­ных навыков и личностной направленности на успех. В процессе эксперимента установ­лено, что требуется ежегодное обследова­ние детей для определения уровня «субъек­тивной удовлетворенности собой, деятельно­стью и окружающими». Существующая мето­дика адаптирована специалистами Центра. Использование этой методики позволяет вы­явить уровень средовой адаптации воспитан­ников и выстроить программу реабилитации с учетом «проблемных мест» в отношениях (педагоги, родители, сверстники, самоотно­шение, отношения к труду, учебе, внекласс­ной деятельности). Эффективно ведется групповая коррекционная работа по модифи­цированному варианту программы И. В. Дуб­ровиной. Ежегодно проводится определение уровня тревожности воспитанников по воз­растам. Для младших воспитанников (12– 14 лет) используется тест Филипса, для стар­ших (15–17 лет) – тест школьной тревожности А. М. Прихожан (школьная, самооценочная, межличностная). Ежегодно проводится тест на определение агрессивности и враждебно­сти подростков (опросник Басса-Дарки).

В начале и в конце каждого учебного года психологами предлагаются методики, направ­ленные на выявление динамики личностного развития воспитанников, позволяющие адек­ватно выстраивать реабилитационное про­странство в условиях Центра («Самооценка», «Клетки» – определение направленности личности на успех либо на избегание неудач, «Несуществующее животное»). Регулярные обязательные консультации с воспитателями, организация соконсультирований участников микропедколлективов позволяют педагогам более успешно с учетом особенностей и из­менений в поведении и личностном развитии воспитанников выстраивать программу реа­билитации для каждого.

Благодаря совместной деятельности с психологом, у воспитателя, работающего с подростком с девиантно-криминальным по­ведением, развивается эмпатия, формирует­ся стремление к безусловному принятию под­ростка, способность быть конгруэнтным, ува­жать опыт воспитанника и его мнение (побуж­дая к высказыванию его). Взрослые помога­ют воспитаннику в осознании его жизненных смыслов, учат ставить цели и достигать их, преодолевать «выученную беспомощность».

В процессе консультаций с психологом воспитатели приюта знакомятся с особенно­стями личностного развития ребенка и изме­нениями, происходящими с ним в период пре­бывания в Центре. Психологическая служба проводит изучение уровня эмоционального комфорта в приюте (тест Люшера в модифи­кации Дорофеева), а также изучает систему отношений, складывающихся в приюте (ме­тод наблюдения, социометрия).

С целью оказания реальной помощи и поддержки детям в Центре проводится их психологическое обследование. По резуль­татам обследования проводится комплекс психолого-педагогических мер, который по­могает решить личные проблемы воспитан­ников, восстановить обучаемость, положи­тельную учебную мотивацию, эмоциональ­ную устойчивость. На каждого воспитан­ника Центра заполняется индивидуальная психолого-педагогическая карта, в которой отражаются основные характеристики лич­ности при приеме в Центр (первичный уро­вень), после проведения с ним определенной коррекционной работы (промежуточный уро­вень), а также к моменту выпуска ученика из Центра (уровень на выходе).

Собственно психокоррекционная деятель­ность психологов в условиях Центра предпо­лагает как групповую работу (разработаны программы групповых занятий для воспитан­ников 6-, 7-, 8-х классов, старших воспитан­ников, программы с учетом гендерных осо­бенностей), так и индивидуальную (исполь­зуются техники арттерапии, сказка-терапии, телесно-ориентированной, символ-драмы, поведенческой терапии, психодинамическо­го направления). Целью работы психолога яв­ляется нормализация тревожности и агрес­сивности подростка, формирование положи­тельной Я-концепции, адекватной самооцен­ки и рефлексивных навыков. Психолог явля­ется координатором психокоррекционной ра­боты членов микропедколлективов, проводит индивидуальную работу с коллегами и роди­телями воспитанников.

Осуществляя первичный прием, психолог проводит консультации с подростком и его родителями, диагностику эмоционального со­стояния подростка, его личностного развития, взаимосвязи проблем в семье и девиаций в поведении подростка («Несуществующее жи­вотное», самооценка и уровень притязаний, «ВАП» – родительский опросник). В педаго­гическом опыте Центра понятие «психолого­педагогическая реабилитация» раскрывается в следующих характеристиках. Это педагоги­чески целесообразные изменения у воспитан­ников:

  • в мотивационной сфере поведения, дея­тельности;
  • в целевых установках, ценностных ориен­тациях и жизненных перспективах;
  • в средствах и способах их достижения;
  • в результатах их достижений и отношений ребенка к ним.

Такой подход к пониманию сущности про­цесса психолого-педагогической реабилита­ции открывает возможности разработки кри­териев эффективности деятельности Центра и его основных показателей. Критерий – это «мерило оценки, суждения». В педагоги­ке мы рассматриваем критерий как признак, на основе которого производится оценка или проверка того или иного педагогического яв­ления.

Критерии, оценивающие степень эффек­тивности воспитательного процесса, клас­сифицируются как «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» критерии больше соотносятся со статистическим анализом исследуемых про­цессов и явлений. Нас интересуют «мягкие» критерии, которые позволяют более успеш­но проводить качественный анализ процесса профилактики девиантно-криминального по­ведения несовершеннолетних. Согласно ло­гике исследования и сущности предмета ис­следования педагогической реабилитации нами определены критерии и эмпирические показатели, которые, на наш взгляд, дают полное представление о степени эффектив­ности процесса педагогической реабилита­ции детей с девиантно-криминальным пове­дением.

Принятие всеми сотрудниками Центра базовых идей гумани­стической и гуманитарной психологии в качестве методоло­гических (концептуальных) оснований для выбора стратегии своей профессиональной деятельности; ценностно-ориен­тационное единство коллектива; наличие в Центре психологической атмосферы, основанной на принципах общинности, сотрудничества, диалогового общения и эмоциональной открытости детей и взрослых; наличие в реабилитационно-воспитательной системе системо­образующих видов деятельности и ключевых творческих дел; наличие помогающих отношений в системе «педагог – подро­сток», способствующих обеспечению эмоционального комфор­та воспитанников

Усвоение подростком нравственных норм и ценностных смыс­лов; развитие способностей к рефлексии; проявление оперативной адаптации в нестандартных (кризис­ных) ситуациях; приобретение опыта деятельности, направленной на преобра­зование окружающего социума и самого себя; развитие положительного субъективного опыта общения с пе­дагогами и сверстниками; развитие у подростка способностей, направленных на самопо­знание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание

Системный подход в управлении деятельностью Центра: наличие рефлексивного управления; целенаправленная система проведения профессионального самосовершенствования сотрудников Центра; сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении Цен­тром; привлечение всех заинтересованных сторон к управлению Центром (самоуправление); осознание сотрудниками Центра ответственности за его дея­тельность и судьбы детей

Выявленные нами критерии и эмпириче-териев эффективности исследуемого процес­ские показатели в своей совокупности до-са во многом зависит от характера разверты­статочно полно отражают объективность и вания этого процесса в условиях Центра, на­продуктивность успешного функционирова-учно обоснованной методики проектирования ния модели деятельности Центра психолого-модели реабилитационно-воспитательной си­педагогической реабилитации. Вместе с тем, стемы, адекватного выбора системообразую­нельзя сказать, что все критерии и показате-щей деятельности и основных направлений ли проявляются равномерно. Диалектика ее реализации.

Литература

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  2. Алмазов Б. Н. Профилактика конфликтов в ра­боте с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.
  3. Алмазов Б. Н. Средовая адаптация и социаль­ная поддержка в процессе воспитания // Соци­альная педагогика / Б. Ф. Семенов, Б. Н. Алма­зов. Свердловск, 1989.
  4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадап­тация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  5. Газман О. С. Гуманизм и свобода / Гуманиза­ция воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
  6. Газман О.С. От авторитарного обращения к педагогике свободы // Новые ценности образо­вания. М., 1995.
  7. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995.
  8.  Дети с девиантным поведением: психолого­педагогическая реабилитация и коррекция: Ма­териалы Всерос. науч-практ. конф. Саратов, 1991 г./ (Ред.-сост. В. А. Иванников и др.). М., 1992.
  9. Дубровский А. А. Лечебная педагогика // Аль­манах МАМА. М., 1994. Вып. 1.
  10. Иванов И. П. Методика коммунарского воспи­тания: Книга для учителя. М., 1990.
  11. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1959– 1960.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк, 1954.
  13. Овчарова Р. В. Психологический портрет со­циокультурно и педагогически запущенного ре­бенка. Архангельск, 1994.
  14. Овчарова Р. В. Ранняя профилактика и кор­рекция социально-педагогической запущенно­сти детей: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 1995.
  15. Овчарова Р. В. Реабилитационное простран­ство для подростка с девиантным поведением. Мат-лы Всероссийской научно-практич. конф. М.-СПб.-Екатеринбург, 1996.
  16. Роджерс К. Личные размышления относи­тельно преподавания и учения // Открытое обра­зование. 1993. № 5–6.
  17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Станов­ление человека. М., 1994.
  18. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1.
  19. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1967.
  20. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
  21. www.genproc.gov.ru.
  22. www.newseducation.ru.

Информация об авторах

Петрынин Александр Геннадьевич, кандидат педагогических наук, директор муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска, Хабаровск, Россия, e-mail: petrynin@mail.redcom.ru