Психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: эксперимент и опыт

2657

Аннотация

В статье описаны модель и процесс педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в открытом образовательном учреждении; представлены результаты опытно-экпериментальной работы по преодолению детской безнадзорности и подростковой преступности на базе федеральной инновационной площадки – хабаровского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции – краевого государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Предложена авторская концепция профилактики девиантно-криминального поведения несовершеннолетних, в основе которой – создание психолого-педагогических условий для взращивания внутренних регулятивов поведения и замены ими внешних регулятивов. Показаны принципиальные отличия разработанной автором реабилитационно-воспитательной системы, которая апробирована в хабаровском краевом Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, от систем, функционирующих в других образовательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая реабилитация, социальная адаптация, реабилитационно-воспитательная система, девиантно-криминальное поведение

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Петрынин А.Г. Психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: эксперимент и опыт [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50257 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

Из следственного изолятора, где Димка провел три месяца, в хабаровский Центр психолого-педагогической реабилитации его привез следователь. Когда мальчишка появился в моем кабинете, вдруг вспомнилась классика: «...в комнату вошли глаза». Большие, тревожные Димкины глаза смотрели с виной и надеждой. Нам опять поверили.

Димке повезло. Кроме непутевой мамки, давно бросившей детей, и совсем старенького деда в его жизни есть удивительные люди, чьи терпение и бесконечная любовь к маленьким подранкам встают стеной между обездоленным оступившимся ребенком и пропастью смерти и тюрьмы.

Противоречия и вопросы «проблемных детей» волновали общество всегда (вспомним Петербург Достоевского: «...там семилетний развратен и вор»). Однако резкий рост числа безнадзорных детей и порождаемый им вал подростковой преступности особенно характерны для исторических ситуаций смены общественно-исторических формаций. Гавроши появлялись и в Великую Французскую революцию, и в Октябрьскую социалистическую 1917 года.

Сложная социально-экономическая ситуация последних лет в России вызвала увеличение количества безнадзорных детей. Растущий человек оказывается в асоциальной, подчас криминальной, среде, где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы (клички, «общий котел», ритуалы, уголовный жаргон и пр.) [2].

Детская безнадзорность и подростковая преступность становятся сегодня государственной проблемой и грозят перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Количество ежегодно совершаемых подростками административных правонарушений превысило 1 млн. Потребляющих наркотические вещества или пробовавших их хотя бы один раз среди несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 лет - 44,8%, т. е. 4 млн. 019 тыс. чел. Средний возраст первой пробы - 14 лет [1]. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, число беспризорных и безнадзорных детей таково, что мы уже почти перегнали послевоенный уровень. Ежегодно более 200 тыс. беспризорных и безнадзорных выявляются только органами внутренних дел [3].

Определение безнадзорных детей в воспитательно-трудовые колонии или закрытые учебно-воспитательные учреждения системы образования, как правило, приводит к их дальнейшей социально-психологической дезадаптации, к повышению уровня их «криминальной квалификации».

Наряду с традиционными образовательными учреждениями для детей и подростков с девиантным поведением (спецшколы, спецПТУ), все большее значение в работе по преодолению сложившейся ситуации приобретает новый тип образовательного учреждения - центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам (ППМС-центры). Деятельность этих центров регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации №867 от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи». Особенность центров - способность оперативно и гибко реагировать на возникающие в детской и подростковой среде проблемы, многообразие форм помощи ребенку, разноплановость деятельности.

ППМС-центры в зависимости от специфики деятельности создаются в следующих видах:

-     центр диагностики и консультирования;

-     центр психолого-медико-социального сопровождения;

-     центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

-     центр социально-трудовой адаптации и профориентации;

-     центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Основное назначение такого рода центров - оказание всесторонней психолого­педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, переживающим состояние покинутости, растерянности и потерянности. Оказание конкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни осуществляется через обращение психологов и педагогов к его внутреннему миру, его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к саморегуляции, самоисправлению, саморазвитию, самоопределению.

Наш Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции - краевое государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи, создан в Хабаровске одним из первых в России, в 1992 г., с целью психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением, недостаточно восприимчивых к традиционным формам обучения и воспитания.

Нами предложена иная концепция профилактики девиантно-криминального поведения несовершеннолетних, основанная на создании психолого-педагогических условий взращивания внутренних регулятивов поведения и замены ими внешних регулятивов.

Основными направлениями деятельности Центра являются: социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика и оказание медицинских услуг; организация социальной поддержки ребенка и его семьи; социальный контроль за условиями воспитания несовершеннолетних; социальная и педагогическая реабилитация несовершеннолетних в возрасте 10-18 лет в школе Центра, воспитание и обучение; психологическая адаптация в приюте; обучение практических работников технологии реабилитационной педагогики, в том числе организация курсов повышения квалификации; координация деятельности учреждений образования и органов, занимающихся вопросами жизнедеятельности несовершеннолетних с девиантным поведением; пострежимная и постпенитенциарная адаптация для несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы или вернувшихся из закрытых специализированных учреждений и испытывающих трудности в социальной адаптации; оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в поведении, школьной и социальной адаптации.

Развернутый на базе Центра эксперимент федерального уровня объединил всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, попечителей). Педагоги выдвигают идеи эксперимента, планируют, организуют, проводят и анализируют мероприятия в рамках эксперимента, разрабатывают авторские программы и внедряют их. Попечители обеспечивают создание условий для эффективной реализации эксперимента, выступают экспертами его результативности. Воспитанники Центра являются субъектами эксперимента, непосредственно участвуют во всех его мероприятиях, выступают экспертами результативности. Родители участвуют в планировании, организации и проведении мероприятий в рамках эксперимента, являются экспертами эффективности деятельности, участвуют в анкетировании и других формах исследования.

Ключевые понятия нашего исследования - «реабилитация» (восстановление ребенком утраченных связей с собой, с природой, с обществом) и «адаптация» (умение противостоять негативному влиянию социума).

Принципиальное отличие разработанной нами и апробированной в Центре психолого­педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска                                  реабилитационно­

воспитательной системы от систем, функционирующих в других образовательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, состоит в следующем:

1.   В условиях Центра как открытого образовательного учреждения воспитываются несовершеннолетние с высокой степенью криминальности, совершившие деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, осужденные условно с испытательным сроком (в большинстве случаев только благодаря вмешательству Центра в судьбу ребенка). В случае вынесения приговора, предусматривающего лишение свободы, Центр содействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и из следственного изолятора ребенка помещают в Детский приют Центра (Обычно, согласно существующей системе борьбы с подростковой преступностью, такие дети помещаются только в учебно­воспитательные учреждения закрытого типа или в воспитательные колонии.).

2.    Большинство воспитанников Центра проживают дома; это делается с целью избежать дезадаптации детей в открытых и закрытых учебно-воспитательных учреждениях:              после выпуска из учреждения, где несовершеннолетний проживал

круглосуточно (спецшкола, спецПТУ, ВТК), он, как правило, не выдерживает натиска прежнего асоциального окружения и совершает более тяжкие правонарушения и преступления. В рамках эксперимента были созданы условия для профилактики социальной депривации. Обучаясь в Центре и проживая дома, ребенок постоянно находится в культуре выбора между прежним асоциальным образом жизни и новыми ценностями, мышлением, формирующимися эволюционным путем.

3.   В Центре воспитываются несовершеннолетние обоего пола, что делает среду их проживания естественной, природосообразной.

Авторы проекта осознанно шли на риск, понимая высокую ответственность за результаты эксперимента. Однако девятнадцать лет работы Центра доказали более высокую эффективность его деятельности по сравнению с деятельностью традиционных учебно-воспитательных и пенитенциарных учреждений.

В хабаровском Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции обучаются дети с девиантно-криминальным поведением (табл.), склонные к употреблению наркотических средств и токсических веществ. Как правило, это является следствием алкогольной и наркотической зависимости их родителей, отторжения детей от семьи. Свыше 70% ребят воспитываются в неполных семьях, около 40% имеют судимых родителей или близких родственников, многие дети живут с пьющими родителями. Свыше 90% семей воспитанников Центра относятся к категории остронуждающихся, родители многих из них в силу асоциального поведения часто меняют место работы или работают временно. У 30% детей родители не работают.

Т а б л и ц а

Уровень девиантно-криминального поведения воспитанников хабаровского краевого Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Номер п/п

Формы девиантного поведения

Количество воспитанников (%)

1

Употребляли алкоголь

до 98

2

Употребляли           наркотические,          токсические

вещества

до 78

3

Участвовали в грабежах и вымогательствах

до 46

4

Принимали участие в кражах, в том числе автомобилей

до 75

5

Отличались сексуально-девиантным поведением с половой распущенностью

до 73

6

Были склонны к бродяжничеству

до 70

7

Состояли на учете в ПДН или имели судимость

до 88

В течение девятнадцати лет в Центре эффективно работают сектор психолого- медико-педагогической помощи, общеобразовательная школа, Детский приют, сектор дополнительного образования, учебно-производственный комплекс, научно-методический отдел. Оборудованы учебные классы и производственные мастерские, спортивные залы, библиотека, медицинские кабинеты и кабинеты психологической реабилитации.

Школа как структурный элемент Центра решает задачу восстановления обучаемости детей, формирования положительной мотивации к обучению. В своей деятельности учителя используют личностно ориентированный подход. Учебная деятельность, приносящая успех и удовлетворение подростку, становится фактором его развития. Школьная система создает условия для получения основного общего образования через многообразие учебных планов и форм обучения учащихся.

Выбор темпа обучения, объема учебной нагрузки и других характеристик учебного процесса осуществляется с учетом специфики контингента детей с девиантно­криминальным поведением. В Центре психолого-педагогической реабилитации обучаются:

-   дети, индивидуальные способности которых в школьной ситуации не гарантируют им возможности самостоятельно справиться с проблемами обучения (слабость нервной системы, заторможенность нервных процессов, низкий уровень развития отдельных психических функций - речевой, памяти, воображения, мышления и др. неразвитость сенсорной сферы);

-   дети со сниженными адаптационными возможностями к школьным условиям и педагогическим требованиям общеобразовательной школы (обучавшиеся по 2-3 года в одном классе и не освоившие учебную программу из-за большого количества пропусков занятий; с неразвитой коммуникативной и эмоционально-волевой сферой, с несформированной психологической готовностью к школьному обучению и др.);

-    дети, вступившие в конфликт с социальной средой и воспитательной системой (отторгаемые семьей, «изгои» в классных коллективах, имеющие затяжные конфликты с учителями, склонные к бродяжничеству совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ).

Реализация целей и задач обучения с учетом специфики детей предусматривает:

-    необходимость выбора оптимального темпа обучения, объема учебной нагрузки;

-    усиление сенсорной нагрузки (при сенсорной депривации детей);

-    введение обязательных коррекционных занятий с учащимися;

-   сочетание предметного обучения с интегрированными курсами профессиональной подготовки (усиление «технологии»);

-   опору на индивидуальные системы развивающихся деятельностей с разной познавательной направленностью.

В связи с этим в качестве компонента школьного обучения вводятся обязательные уроки по предмету «Основы этикета» (с ориентацией на развитие нравственной сферы учащегося) и психологический цикл:

-    уроки «Учись учиться» (с ориентацией на развитие основных психических функций) - в V-VI классах;

-    уроки «Я и другие» (с ориентацией на развитие коммуникативных навыков, способов социальной адаптации в социальных группах) - в VII классе;

-    уроки «Человековедение» (с ориентацией на развитие самосознания, формирование положительной Я-концепции, на психологическую подготовку к семейной жизни) - в VIII-IX классах.

Неоценимую роль в социально-педагогической реабилитации учащихся с девиантным поведением играют трудовое обучение и профессиональная подготовка. Они способствуют:

-    трудовой адаптации;

-    развитию первичных трудовых навыков;

-    развитию склонностей и интересов ребенка.

Для решения этих задач в Центре имеются оборудованные мастерские, соответствующим образом оформленные цехи и автокласс. Учебный процесс по трудовому обучению строится с уклоном на производительный труд, обучение осуществляется по пяти профилям: слесарное дело, столярное дело, токарное дело, швейное дело, автодело.

Приобретая трудовые и профессиональные навыки, учащиеся совместно с мастерами производственного обучения создают и реализуют большой объем продукции различных наименований.

Программа профессиональной подготовки предусматривает овладение учащимися необходимыми математическими знаниями. Между тем к своим 14-15 годам многие подростки с девиантно-криминальным поведением не освоили программу даже начальной школы из-за большого количества пропущенных уроков. Зачастую они затрудняются производить действия с десятичными и обыкновенными дробями, находить значение алгебраических выражений, переводить результаты измерений из более крупных единиц в мелкие, выполнять геометрические построения. Развитию профессионального мастерства учащихся препятствуют также неумение применять математические знания на уроках труда. Реальные задачи вызывают растерянность даже у тех школьников, которые хорошо усвоили материал на уроках математики.

В связи с этим обстоятельством в течение нескольких лет в Центре выявлялись математические темы, на которые опираются программы профессионального обучения, исследовались причины возникающих трудностей при овладении профессией. На основе полученных результатов в Центре были разработаны спецкурсы «Использование математических знаний при профессиональном обучении подростков с девиантно­криминальным поведением», которые способствуют разрешению противоречия между желанием подростков овладеть профессией и низким уровнем их математической грамотности. Цель спецкурсов - через объединение усилий преподавателей производственного обучения и учителей математики сформировать у подростков с девиантно-криминальным поведением учебную и трудовую мотивацию, помочь им в усвоении математических знаний в процессе профессиональной подготовки.

Для реабилитации воспитанников, преодоления ими средовой дезадаптации важное значение имеет верная профессиональная ориентация.

Немаловажную роль в психолого-педагогической реабилитации детей с девиантно­криминальным поведением играет система воспитательной работы, которая реализуется:

-    через воспитательную работу в классе, группе;

-    отдельные коллективные творческие дела Центра;

-    ключевые дела (в контексте методики гуманистического воспитания);

-    организацию летнего отдыха воспитанников;

-    деятельность внеклассных объединений и др.

Процесс дополнительного образования - сфера наибольшего благоприятствования для развития воспитательной работы с детьми. Это связано с инновационными идеями: гуманистической направленностью образования (отказ от функциональной заданности этого процесса, самоопределение подростка, формирование личностной позиции), построением индивидуализированных систем обучения, превращением знания в инструмент освоения мира и т.д. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности воспитанника, содействует воспитанию новых нравственных ценностей, стимулирует к позитивным поступкам и творчеству.

В Центре продуктивно реализуется идея интеграции базового и дополнительного образования, создается инфраструктура дополнительного образования, обеспечивающая удовлетворение личностных потребностей подростков с девиантным поведением. Это тем более важно, что не все воспитанники обладают способностями к базовому обучению, и выход в другие области деятельности, их успех в них, в конечном итоге, положительно сказывается и на результатах общего образования. Такая система в условиях Центра создает неограниченные возможности для индивидуального развития. Здесь в едином образовательном пространстве и социокультурной среде взаимодействуют с воспитанниками учителя, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Совместная творческая коллективная деятельность взрослых и детей формирует у подростков положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества личности, создает условия для присвоения новых ценностей, приращения нравственных качеств, изменения ценностных ориентаций на позитивные, формирования адекватной самооценки, обеспечения социально-психологической адаптации.

В связи с тем, что детям с девиантно-криминальным поведением присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к внеурочной деятельности, им предлагается выбор нескольких кружков из десяти успешно функционирующих.

В профилактике дезадаптации подростков, обучающихся в Центре, важная роль отводится социальной службе, обеспечивающей социально-психологическую поддержку детей, осуществляющей связь семьи со школой, уличной средой, учреждениями социальной защиты и правоохранительными органами и другими службами. Особое внимание уделяет эта служба работе с семьей по восстановлению утраченных связей между детьми и родителями, близкими родственниками, разрешению конфликтных ситуаций, оказанию консультативной помощи. За каждым социальным педагогом закреплены группы воспитанников, с которыми он постоянно работает: посещает на дому, проводит личные беседы, при необходимости принимает участие в заседаниях судов.

При Центре функционирует Детский приют на 32 спальных места. Причины проживания детей в приюте:

-    изоляция от асоциальной среды микрорайона;

-    конфликты и насилие в семье, пьющие родители;

-    психологическая дезадаптация детей в учреждении общественного воспитания;

-    ожидание суда.

Значительная роль в охране прав несовершеннолетних отводится юристу Центра.

Большую работу психологи проводят по психологическому просвещению родителей, сотрудников Центра. Ими разработаны темы для педагогов, родителей, медицинских работников с учетом особенностей детей.

Психологи, социальные работники Центра постоянно поддерживают связь со своими воспитанниками-«выпускниками», следят за их адаптацией в обществе, помогают в приобретении профессии, оказывают психологическую поддержку.

Значительное внимание уделяется социальной реабилитации семьи как условию преодоления безнадзорности и девиантно-криминального поведения несовершеннолетних. Педагоги, психологи, врачи создают ребенку и его родителям ситуацию успеха, поэтому родители постоянно обращаются в Центр за психолого-педагогической и психотерапевтической помощью в кризисной ситуации.

Наша психолого-педагогическая позиция - не борьба с неправильным образом жизни, а создание условий для нормального образа жизни. Оказываясь в воспитывающей среде, где созданы условия для преодоления сенсорной и эмоциональной деприваций, ребенок присваивает новые для него нравственные ценности, которые затем несет в семью.

В Центре действует психолого-медико-педагогическая комиссия. По результатам обследования дети, показавшие наличие существенных пробелов в знаниях, обучаются по программам массовой школы, адаптированным для этих детей с учетом их социальной и педагогической запущенности.

В штате медицинского персонала Центра врачи: педиатр, невропатолог, психиатр, психотерапевт, нарколог, дерматовенеролог, гинеколог и средний медперсонал. Физиокабинет оснащен физиоаппаратурой.

В Центре работает психолого-медико-педагогический консилиум. На консилиумах решаются вопросы комплексного подхода к проблеме реабилитации детей с девиантным поведением, формируются профилактические программы параллельной медикаментозной, физиотерапевтической и психотерапевтической коррекции.

В Центре используются методики лаборатории лечебной педагогики доктора А.А. Дубровского, проводятся занятия физической культурой по программам, в разработке и рецензировании которых принимали участие специалисты Хабаровской академии физической культуры, краевого управления Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения Хабаровского края, краевого физкультурного диспансера. Занятия ведутся в основной и подготовительной группах. Физической культуре отводится важная роль в реабилитации воспитанников Центра - как в медицинском, так и в психолого­педагогическом аспектах.

В течение ряда лет осуществляется совместная работа психологов, педагогов и врача- психоневролога. В результате проведения профилактических мероприятий увеличились сроки ремиссии у воспитанников с наркоманийной зависимостью.

Подростки, познавшие предательство самых близких людей, нередко вымещают свою агрессию, боль, неустроенность на взрослых, которые окружают их, - на педагогах Центра. Дети мстят за обиды, полученные до поступления в Центр. И требуются огромное терпение, доброта и любовь, чтобы со временем залечить детские раны.

Работать с такими сложными детьми хочет и способен не каждый педагог. Не каждый педагог готов к огромным психо-эмоциональным и профессиональным затратам, которые требуются, чтобы помочь попавшему в беду ребенку. В Центре работают те, у кого есть желание помочь попавшему в беду ребенку и кто профессионально способен и готов к этому. Механизмами формирования и совершенствования коллектива являются: ориентация на развитие профессионального самосознания, профессиональная рефлексия, мотивирующий управленческий контроль, создание условий для профессионального роста педагогов, выбор индивидуальных методов мотивации с учетом личностных особенностей сотрудников. При этом нравственными приоритетами вклада каждого в общее дело являются гармонизация личных и общественных целей. Межличностные отношения в среде сотрудников являются моделью для детского сообщества и транслируются в детскую среду.

Творческим коллективом Центра разработана инновационная образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования по направлению опытно-экспериментальной деятельности «Подготовка педагогов к работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением» и учебно-методический комплект к ней.

Программа включает в себя шесть автономных программ по специализациям, отражающим новые виды деятельности, возникшие в инновационном экспериментальном проекте:      педагог улицы; педагог-психолог-конфликтолог; воспитатель-реабилитолог;

мастер производственного обучения-реабилитолог; учитель-реабилитолог; проектировщик реабилитационно-воспитательных систем.

Инновационным является способ организации курсов повышения квалификации - включение слушателей в деятельность образовательного учреждения для несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением.

В разработанной авторским коллективом Центра инновационной программе повышения квалификации изложены принципиально новые подходы к профессиональной подготовке педагогов для работы с подростками девиантно-криминального поведения. Инновационный подход состоит в новых специализациях и, прежде всего, в новой технологии повышения квалификации, заключающейся в занятиях на базе действующего Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, участии в многочисленных тренингах и влиянии на изменение профессионального сознания педагогов. Реализуется идея соединить современные научные знания по физиологии, психологии, методологии, конфликтологии с разработкой педагогической деятельности по созданию условий для реабилитации, самореабилитации и взаимореабилитации детей. Такое сопряжение научных знаний и практической деятельности создает у педагогов - слушателей курсов потребность и умения использовать эти знания для преобразования собственной деятельности.

В ходе эксперимента педагогами, психологами и врачами Центра опубликовано более 100 научных статей, монографий, учебно-методических пособий и методических рекомендаций. Инновационный потенциал коллектива Центра кроется в особом уровне компетентности и ценностно-профессиональной готовности к инновационной деятельности.

Коллектив педагогов в Центре рассматривается как образец коллектива детей. Взаимная забота, понимание и сотрудничество определяют отношения в системе «взрослый-взрослый», «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». Проведенное нами обследование воспитанников по изменению отношений в детско-взрослой среде по методике неоконченных предложений свидетельствует об этом.

Продолжая предложение «Когда я провинюсь, мой воспитатель...», подростки пишут: «...пытается меня понять, разобраться»; «...не кричит, как в школе, а спокойно поговорит», «.старается мне помочь».

А вот окончания предложения «Мне кажется, что наш воспитатель.»: «.хорошая, красивая, ей можно доверять»; «.очень добрый, нас всегда понимает, к нему можно обратиться с любыми вопросами»; «.любит меня больше, чем своего сына, и поэтому я ее тоже очень люблю, она мне стала как родная мать».

В анкете, определяющей мотивацию к Центру, воспитанники пишут: «здесь много людей, понимающих меня», «здесь все добрые, уважают каждого, потому что, когда мне тяжело, Центр меня выручает», «учителя все как будто бы родные и повара вкусно варят», «Центр - мой второй дом, меня здесь любят и уважают», «если бы не Центр, меня бы давно не было в живых.».

Решая социально важную задачу, педагогический коллектив работает над предупреждением социального сиротства, укреплением детско-родительских отношений. В Центре реализуются новые виды услуг и технологии по профилактике социального сиротства:   подготовка межведомственной группы партнеров, занимающихся этой

проблематикой в микрорайоне; сопровождение деятельности субъектов, занимающихся профилактикой социального сиротства (информационное, методическое, практическое); трансляция и апробация в новых условиях опыта Центра по взаимодействию с различными структурами, занимающимися профилактикой социального сиротства, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми, возникшего в Центре нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска по социальному сиротству - детско-родительского волонтерства.

В Центре регулярно проводятся семинары и для руководителей, и для педагогов города, края, Дальнего Востока, остальной части Российской Федерации, а также многочисленные международные встречи.

Результативность и практическая значимость опытно-экспериментальной работы заключается в следующем:

- разработана научно обоснованная и эффективно действующая модель образовательного учреждения нового типа по организации гуманистически ориентированного процесса психолого-педагогической реабилитации детей с девиантно­криминальным поведением;

-    разработаны реабилитационно-воспитательная система и реальная практика организации процесса психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в условиях открытого образовательного учреждения;

-    разработан псхолого-педагогический инструментарий к проектированию и организации открытых реабилитационно-воспитательных систем, направленных на процесс педагогической реабилитации несовершеннолетних;

-    подготовлен проект целостного процесса психолого-педагогической реабилитации детей в условиях образовательного учреждения.

Включение педагогического коллектива Центра в экспериментальную деятельность стимулировало профессиональный рост, личностное приращение взрослых участников реабилитационного процесса, что, несомненно, способствовало повышению эффективности психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с отклонениями в поведении. Практическими результатами, свидетельствующими об эффективности процесса подготовки кадров к решению экспериментальных задач, повышении психолого­педагогического мастерства и профессиональной культуры, являются показатели позитивной динамики жизнедеятельности воспитанников Центра.

За девятнадцать лет Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции выпустил свыше тысячи воспитанников, которые нашли свое место в жизни, смогли научиться противостоять негативному влиянию социальной среды.

В результате грамотно смоделированного процесса коррекции девиантно­криминального поведения подростков были предотвращены многие суицидные попытки, бродяжничество, у абсолютного большинства учащихся преодолены психологическая дезадаптация и отклонения в поведении. Повышается уровень средовой адаптации воспитанников, растет уровень их удовлетворенности учебной деятельностью, нормализуется уровень агрессивности и враждебности воспитанников. Все это позволяет преодолеть психологическое отчуждение подростков с девиантно-криминальным поведением, сформировать основу для формирования позитивных смысловых, ценностных установок личности, которые способствуют искоренению и предупреждению противоправных поступков. Отмечается высокая степень социальной адаптации выпускников. Они обучаются в профессиональных училищах, колледжах, институтах, работают, служат в рядах Российской армии, воспитывают детей. Сотни детей спасены от тюрьмы и смерти, получили основное общее образование и профессиональную подготовку.

Опыт работы коллектива Центра занесен в краевую картотеку инновационного педагогического опыта, одобрен и рекомендован к распространению Коллегией Министерства образования России.

Девятнадцатилетний опыт Центра как учреждения открытого типа подтверждает его более высокую эффективность по сравнению с закрытыми учреждениями для детей с девиантным поведением: большинство выпускников трудоустраиваются, продолжают обучение, воспитывают собственных детей. Рецидив (направление в места лишения свободы) составляет лишь 5%, а ремиссия от нарко- и токсикозависимости достигает 65%. Несмотря на высокую степень семейного неблагополучия воспитанников в Центре единичны случаи лишения их родительских прав; ни одна из воспитанниц, ставших несовершеннолетней матерью до окончания обучения, не оставила младенца. Многие выпускники, повзрослев, являют пример высокой нравственности, забирая своих младших братьев и сестер из учреждений общественного воспитания и оформляя над ними опеку.

Серьезность и значимость эксперимента по психолого-педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением в открытом образовательном пространстве, который реализуется в Центре психолого-педагогической реабилитации г. Хабаровска, неоднократно отмечались на Федеральном и международном уровнях. В 1998 г. Центру был присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки с предоставлением Гранта Министерства образования Российской Федерации и присужден Гран-при Всероссийского фестиваля авторских школ - «Педагогический Оскар». Центр является лауреатом VI Московской международной выставки-форума «Школа-2002», дипломантом Российских образовательных форумов 2003, 2004 гг., лауреатом Всероссийских фестивалей Авторских школ 1998, 2005 гг., лауреатом конкурсов «Школа года» 2004, 2005 гг., обладателем почетного «Знака качества образования», победителем Всероссийского фестиваля Авторских школ (2006 г.) в номинациях «Авторская школа», «Инновационная школа», «Эффективная школа», победителем Всероссийского фестиваля инновационных психолого­педагогических проектов «Психология и современное российское образование» (2007 г.). В 2011 г. Центру присвоен статус Федеральной инновационной площадки. В письме Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко Губернатору Хабаровского края В.И. Ишаеву хабаровский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции назван одним из лучших в России.

Позитивные результаты эксперимента могут быть перенесены в практику деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи,                                                                                 деятельности руководителей и

заместителей руководителей по научно-методической, учебно-воспитательной, учебно­производственной и воспитательной работе, методистов, педагогов, ведущих научно­практическую, опытно-экспериментальную работу, работников инновационных и традиционных общеобразовательных учреждений, специальных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, учреждений интернатного типа, учреждений начального профессионального и дополнительного образования, вузов, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов и руководителей образования.

Литература

  1. Концепция образовательной программы «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью». М., 2003.
  2. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.
  3. Фридинский С.Н. Детей убивают и у нас. М., 2005. Электронная версия: http://www.genproc.gov.ru.

Информация об авторах

Петрынин Александр Геннадьевич, кандидат педагогических наук, директор, муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Хабаровск, Россия, e-mail: petrynin@mail.redcom.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2136
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2657
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3