Применение опросника социальной идентичности для диагностики социальнопсихологических особенностей ученической группы старших подростков

1847

Аннотация

В статье представлен опросник, направленный на измерение социальной (групповой) идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Данный опросник включает социально-психологические шкалы, разработанные итальянскими исследователями A. R. Graziani, M. Rubini, A. Palmonari, S. Costarelli, R. M. Calla. Осуществлены перевод, адаптация, а также апробация опросника в общеобразовательных школах Москвы. Проверка методики на надежность выявила высокий уровень согласованности шкал (альфа Кронбаха = 0,81). Анализируются результаты исследования особенностей групповой идентичности старших подростков, занимающих разное положение в статусной структуре ученической группы. В исследовании были задействованы 212 учащихся 9–10-х классов. Средний возраст участников исследования – 15,8 лет. Полученные результаты отчетливо демонстрируют наличие значимых отличий в характеристиках социальной идентичности у учащихся с различным статусом в интрагрупповой структуре школьного класса. Делается вывод, что опросник социальной идентичности может быть использован как методический инструмент диагностики социально-психологического профиля группы в практической работе психолога образования.

Общая информация

Ключевые слова: социальная идентичность, статус, ученическая группа, параметры социальной идентичности, старшие подростки

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Васькова О.В. Применение опросника социальной идентичности для диагностики социальнопсихологических особенностей ученической группы старших подростков // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 87–96.

Фрагмент статьи

Диагностика социально-психологических особенностей ученических групп – одно из приоритетных направлений деятельности социального психолога, работающего в системе образования. Помимо группового структурирования, в такой группе мы можем наблюдать и другие социально-психологические феномены. Например, феномен социальной идентичности, который приобретает наибольшую значимость и выраженность в подростковом возрасте, так как именно в данный период вопросы самоопределения, идентификации, в том числе и групповой, становятся наиболее актуальными. Ученическая группа, в которой состоит большинство подростков, является важнейшей средой для такого рода идентификации. Таким образом, изучение социальной идентичности именно в ученических группах подростков становится важной задачей социального психолога.

Литература

  1. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2000.
  2. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  3. Кондратьев Ю. М., Сачкова М. Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2011. № 1. Электронная версия: http://psyedu.ru/journal/2011/1/2061.phtml.
  4. Крушельницкая О. Б. Особенности референтных отношений студентов как фактор учебнопрофессиональной мотивации // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2012. № 1. Электронная версия: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2797.phtml.
  5. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2004.
  6. Тернер Дж., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. № 4.
  7. Costarelli S., Calla R. M. Social identity threat and experienced affect: the distinct roles of intergroup attributions and social identification // Сurrent research in social psychology. 2005. № 10.
  8. Iyer A., Leach C. W. Emotions in inter-group relations // European review of social psychology. 2008. № 19.
  9. Obst P. L., White K. M. Three dimensional strength of identification across group memberships: A confirmatory factor analysis // Self and Identity. 2005. № 4.
  10. Rubini M., Graziani A. R., Palmonari A. Why adolescent groups are not all alike: the role of group functions // Abstracts of 14-th International Meeting of EAESP. 2005.
  11. Tajfel H. Social categorization // S. Moscovici (Ed.), Introduction a la psychologie sociale. Paris, 1972.

Информация об авторах

Васькова О.В., аспирант факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: toskana@yandex.ru