Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 2. С. 87–96
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Применение опросника социальной идентичности для диагностики социальнопсихологических особенностей ученической группы старших подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная идентичность, статус, ученическая группа, параметры социальной идентичности, старшие подростки
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Васькова О.В. Применение опросника социальной идентичности для диагностики социальнопсихологических особенностей ученической группы старших подростков // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 87–96.
Фрагмент статьи
Диагностика социально-психологических особенностей ученических групп – одно из приоритетных направлений деятельности социального психолога, работающего в системе образования. Помимо группового структурирования, в такой группе мы можем наблюдать и другие социально-психологические феномены. Например, феномен социальной идентичности, который приобретает наибольшую значимость и выраженность в подростковом возрасте, так как именно в данный период вопросы самоопределения, идентификации, в том числе и групповой, становятся наиболее актуальными. Ученическая группа, в которой состоит большинство подростков, является важнейшей средой для такого рода идентификации. Таким образом, изучение социальной идентичности именно в ученических группах подростков становится важной задачей социального психолога.
Литература
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2000.
- Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
- Кондратьев Ю. М., Сачкова М. Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2011. № 1. Электронная версия: http://psyedu.ru/journal/2011/1/2061.phtml.
- Крушельницкая О. Б. Особенности референтных отношений студентов как фактор учебнопрофессиональной мотивации // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2012. № 1. Электронная версия: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2797.phtml.
- Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2004.
- Тернер Дж., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. № 4.
- Costarelli S., Calla R. M. Social identity threat and experienced affect: the distinct roles of intergroup attributions and social identification // Сurrent research in social psychology. 2005. № 10.
- Iyer A., Leach C. W. Emotions in inter-group relations // European review of social psychology. 2008. № 19.
- Obst P. L., White K. M. Three dimensional strength of identification across group memberships: A confirmatory factor analysis // Self and Identity. 2005. № 4.
- Rubini M., Graziani A. R., Palmonari A. Why adolescent groups are not all alike: the role of group functions // Abstracts of 14-th International Meeting of EAESP. 2005.
- Tajfel H. Social categorization // S. Moscovici (Ed.), Introduction a la psychologie sociale. Paris, 1972.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5755
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1936
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3