Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты

2226

Аннотация

Представлены результаты анализа вопроса интеграции детей-мигрантов в образовательную среду. Рассматриваются риски и ресурсы миграции для системы образования. Описаны юридические и политические аспекты интеграции в образовании. Показана социально-психологическая модель интеграции мигрантов, включающая структурную (институциональную) и культурную интеграцию (аккультурацию). Кратко описаны основные отечественные программы по психологическому сопровождению адаптации мигрантов. Выделены стратегические задачи в работе с учащимися мигрантами в системе образования, которые требуют специального психологического обеспечения.

Общая информация

Ключевые слова: интеграция мигрантов, аккультурация, психологическая адаптация, психологическое сопровождение, мигрантофобия, беженцы

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 5–17.

Фрагмент статьи

В работе «От рисков к выгодам или от вы- год к рискам?» крупнейший отечественный специалист в области миграционных исследований А. Вишневский отмечает: «…в силу объективных и совершенно неустранимых обстоятельств мировой истории международные миграции станут одним из главных пунктов повестки дня всего XXI века. И отнюдь не только в России. Это глобальный феномен, с которым связаны острейшие вызовы, стоящие перед мировым сообществом. Никто не знает, как будут развиваться события, здесь много непредсказуемого, но одно можно сказать с уверенностью: так, как было раньше, уже не будет» [4, с. 8]. Вишневский будто бы продолжает высказывание итальянского философа, писа- теля и медиевиста Умберто Эко, который еще в конце 90-х годов прошлого века в эссе «Миграции, терпимость и нестерпимое» отмечал: «… в следующем тысячелетии Ев- ропа превратится в многорасовый, или, если предпочитаете, в многоцветный континент. Нравится вам это или не нравится, но так будет. И если не нравится, все равно будет так. Эта смычка (или стычка) культур может привести к кровавым последствиям, и я уверен, что в определенной степени эти последствия проявятся, и будут неизбежны, и будут тянуться долго» [28, с. 137].

Литература

  1. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования «Содержание и ресурс- ное обеспечение профессиональной деятельности педагогов-психологов в системе образова- ния Российской Федерации» / Рубцов В.В. и др. М., 2009.
  2. Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы // Развитие личности. 2001. № 3 и 4, http://rl-online.ru/ articles/3_4-01/198.html
  3. Берри Дж. и др. Кросс-культурная психология. Харьков, 2007.
  4. Вишневский А. Г. От рисков к выгодам или от выгод к рискам? // Миграция XXI век. Независимый информационно-аналитический журнал. Январь-февраль 2012. № 1 (10).
  5. Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально- психологическая адаптация детей из семей ми- грантов. М., 2011.
  6. Гуляева А. Н. Социокультурная адаптация де- тей мигрантов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2010. №5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/ Gulyaeva.shtml
  7. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / Под ред А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой, А. В. Макарчук. М., 2009.
  8. Кипнис М. Тренинг межкультурных отноше- ний. М., 2006.
  9. Ковалева Н. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представи- телей разных культур в условиях образовательного учреждения // Культурно-историческая пси- хология. 2010. № 1.
  10. Кузнецов И.М. Мигранты в мегаполисе и про- винции: вариативность реализации интеграци- онного потенциала // Россия реформирующая- ся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М., 2008.
  11. «Культурный шок» и социально- педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика / Под ред. С. А. Расчетиной, В. Э. Зюсса. СПб., 2010.
  12. Лебедева Н. М. Теоретические подходы к ис- следованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. Сб. статей / Под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Та- тарко. М., 2009.
  13. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог. Тре- нинг этнокультурной компетентности. М., 2003.
  14. Лебедева Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М., 2004.
  15. Мукомель В. И. Российские дискурсы о ми- грации: нулевые годы // «Демоскоп weekly» № 479, 480, 26 сентября – 9 октября 2011. http:// www.demoscope.ru/weekly/2011/0479/tema01.php
  16. Психическое здоровье беженцев. Киев, 1998.
  17. Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 2001. № 3.
  18. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М., 2001.
  19. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация: теория и тренинг. М., 2006.
  20. Солдатова Г., Шайгерова Л., Шарова О. Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантно- сти для подростков. М., 2001.
  21. Солдатова Г. У., Макарчук А. В., Пантелеев А. Б. Комплексная программа социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве / Под ред. О. Е. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой. СПБ., 2008.
  22. Солдатова Г. У., Макарчук А. В., Пантелеев А. Б. Программа оценки адаптации детей и подростков из семей мигрантов к поликультурной образовательной среде // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве / Под ред. О. Е. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой. СПБ., 2008.
  23. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В. Тренинг повышения межкультурной компетентности. М., 2005.
  24. Солдатова Г., Макарчук А. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.
  25. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Хухлаев О. Е., Щепина А. И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. М., 2002. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / Под ред А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой, А. В. Макарчук. М., 2009.
  26. Хухлаев О. Е. Не такой как все: психологиче- ская адаптация детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе // Школьный психолог.. 2005. № 18 (352).
  27. Хухлаева О. В., Чибисова М. Ю. Работа психолога в многонациональной школе. М., 2011.
  28. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб., 2005.
  29. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on Immigration, Integration and Employment [Электронный ресурс]. Brussels: Commission of the European, 2003 URL:http:// eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:52003DC0336:EN:NOT .
  30. Entzinger H., Biezeveld R. Benchmarking in Immigrant Integration. Rotterdam: European Research Centre on Migration and Ethnic Relations (ERCOMER), 2003.
  31. Gordon M. M. Assimilation in American Life; New York: Oxford University Press, 1964.

Информация об авторах

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Кузнецов Игорь Михайлович, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, центр исследования межнациональных отношений, Федеральный научно-исследовательский социологическый центр Российской академии наук, Москва, Россия, e-mail: ingvar31@yandex.ru

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8174-6001, e-mail: marina_jurievna@mail.ru