Школьное и домашнее насилие: взаимосвязь и взаимная обусловленность*

2368

Аннотация

Представлены результаты исследования распространенности пренебреже- ния нуждами детей, а также различных форм физического и психологи- ческого насилия над детьми в школе и дома. Выборку составили 289 учащихся общеобразовательных школ (42,7 % – мальчики и 57, 3% – девоч- ки), в возрасте 11–18 лет, проживающих в г. Нижнем Новгороде и области. Основной метод исследования – опросник ICAST-C (International Child Abuse Screening Tool – Children’s Version: Международный инструмент оценки жестокого обращения с детьми – детская версия). Выявлено, что преобладающее большинство детей испытывают на себе различные формы физического и психологического насилия, а также пренебрежения нуждами. Проведен анализ особенностей семейной ситуации, в которой находится ребенок. Ребенок, переживший психологическое или физическое насилие дома, сталкивается с психологическим и физическим насилием и в школе. Обнаружена взаимосвязь между испытываемым детьми домашним и школьным насилием, а также их взаимная обусловленность.

Общая информация

* Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Разработка измерительных инструментов для оценки распространенности насилия над детьми», руководитель проекта – доктор психологических наук, профессор Е.Н. Волкова, проект № 12-06-00641.

Ключевые слова: насилие над детьми, школьное насилие, домашнее насилие, диагностика, опросник ICAST-С

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Волкова Е.Н., Исаева О.М. Школьное и домашнее насилие: взаимосвязь и взаимная обусловленность // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 56–64.

Фрагмент статьи

Мировое сообщество ученых и практиков, работающих с детьми с 60-х годов ХХ в., признало существование феномена насилия над детьми как специальной проблемы, требующей для своего решения объединения усилий профессионалов из различных сфер деятельности, родителей и всего общества в целом. С 70-х годов ХХ в. появились специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния и причин насилия над детьми, разработку программ терапии, нацеленных на предотвращение насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики насилия [6].

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми и в современной России – одна из самых острых, актуальных. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключени- ем не является и семья, несмотря на то, что данный социальный институт призван, в первую очередь, обеспечивать безопасность ребенка.

Литература

  1. Волкова Е. Н., Гришина А. В., Скитневская Л. В. Методическое руководство по исполь- зованию международного опросника ICAST-C для изучения распространенности насилия над детьми (детский вариант): Методические разра- ботки. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.
  2. Волкова Е. Н., Исаева О. М. Опыт валидиза- ции опросника для изучения насилия и жестоко- го обращения с подростками // Материалы вто- рой региональной научно-практической конфе- ренции «Актуальные проблемы психологии об- разования» / Под ред. Е. Н. Волковой. Н. Новго- род: НГЦ, 2001. С. 14–21.
  3. Выготский Л. С. Психология развития челове- ка. М.: Смысл, 2005.
  4. Лоханева Д. И., Скоробогатова Н. В. Исследо- вание проблемы домашнего насилия над детьми // Вестник Шадринского гос. пед. ин-та. 2013. № 1. С. 206–211.
  5. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. СПб.: Речь, 2004.
  6. Насилие и жестокое обращение с детьми: ис- точники, причины, последствия, решения: Кол- лективная монография / Под ред. Е. Н. Волковой. Н. Новгород: Папирус, 2011.
  7. Омарова П. О., Шахова Р. М. Современные психолого-педагогические исследования про- блемы школьного насилия// Современные про- блемы науки и образования. 2013. № 2. С. 295–295.
  8. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008.
  9. Adam J. Z., Isaeva O. et all. SPCAN Child Abuse Screening Tool Children’s Version (ICAST-C): In- strument development and multi-national pilot test- ing // Child Abuse &Neglect. 2009. Vol. 33. Issue 11. P. 833–841.

Информация об авторах

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0926-5182, e-mail: oisaeva@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3078
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2368
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3