Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы*

1838

Аннотация

В статье дается оценка распространенности насилия и жестокого обращения с детьми в школе. Исследуются масштабы как физического воздействия, которое оказывают школьники друг на друга и учителя на школьников, так и морального давления в системе отношений ученик-ученик и ученик-учитель. Система взаимоотношений в школе крайне важна для дальнейшего становления личности, соответственно и насилие в школе (буллинг) требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует дальнейшее развитие и формирование свойств личности. Исследовательская выборка представлена 289 учащимися общеобразовательных школ в возрасте 11–18 лет. Основной метод исследования – опросник ICAST-C. Результаты исследования показывают, что преобладающее большинство детей испытывают на себе различные формы физического и психологического насилия, а также пренебрежения нуждами. В результате проведенного исследования было получено, что в большинстве случаев школьное насилие имеет вид психологического и/или физического насилия. При этом в школах чаще встречается психологическое насилие, которое вызывает у ребенка эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

Общая информация

* Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Разработка измерительных инструментов для оценки распространенности насилия над детьми», руководитель проекта Е. Н. Волкова, доктор психологических наук, профессор, № проекта 12-06-00641.

Ключевые слова: насилие в школе, физическое насилие, психологическое насилие

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Для цитаты: Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 19–28.

Фрагмент статьи

Школьное насилие – это вид институционального насилия. Это физическое, психи- ческое, духовное социально организованное воздействие на ребенка, которое понижает его нравственный, психический (т. е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также и угроза такого воздействия. Принципиально важным в этом определении является закрепление факта системно- го воздействия насилия на ребенка в школе: каждый акт насильственных действий в образовательном учреждении является не просто проявлением жестокости одного челове- ка (или группы людей) по отношению к другому. Важно, что насильственные действия порождаются всей действующей системой отношений в образовательном учреждении, подкрепляются этой системой и явно или неявно поддерживаются.

Литература

  1. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образователь- ной среды: Учебное пособие / Под ред. И. А. Бае- вой. М.: Эконом-Информ, 2009.
  2. Волкова Е. Н., Григорьева Е. В., Серегина И. А., Усова Е. С. Психология субъектности педагога: Монография. Н. Новгород, НГПУ, 2001.
  3. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2011 году. Нижний Новгород, 2012.
  4. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Дет- ская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
  5. Методическое руководство по использованию международного опросника ICAST-C для изу- чения распространенности насилия над детьми (детский вариант): методические разработки / Авторы-сост: Е.Н. Волкова, А.В. Гришина,Л.В. Скит- невская. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.
  6. Насилие и жестокое обращение с детьми: ис- точники, причины, последствия, решения: Коллективная монография / под ред. Е. Н. Волковой. Н. Новгород, 2011.
  7. Обеспечение психологической безопасно- сти в образовательном учреждении / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006.
  8. Петросянц В. Р. Психологические характери- стики старшеклассников, участников буллин- га в образовательной среде / Российский госу- дарственный педагогический университет им. А. И. Герцена. ISSN 1997-8588. 2010 г.
  9. Проблемы насилия над детьми и пути их пре- одоления / под ред Е. Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008.
  10. Champion K., Vernberg E., Shipman K. Nonbul- lying victims of bullies: Aggression, social skills, and friendship characteristics // Applied Developmental Psychology. 2003. № 24. 11. Children and Young People of the European Union / Child Helpline Data 2003 – 2012, Child Helpline International. May 2013, ISBN 978-94-6228-142-4.
  11. Reijntjes A., Vermande M. et all. Developmental trajectories of bulling and social dominance in youth. Child Abuse and Neglect. V.37, Iss. 4. 2013.
  12. Tucker C.J., Finkelhor D. et all. Prevalence and correlates of sibling victimization types. Child Abuse and Neglect. V. 37, Iss. 4. 2013.
  13. Wing Hong Chui, Heng Choon (Oliver) Chan. Association between self-control and school bulling be- haviors among Macanese adolescents. Child Abuse and Neglect. V. 37, Iss.4. 2013.

Информация об авторах

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Гришина Анна Викторовна, кандидат психологических наук, начальник управления научных исследований, ФГБОУ ВПО НГПУ имени Козьмы Минина, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: angrishina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3268
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1838
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4