Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 1. С. 51–58
doi:10.17759/bppe.2020170106
ISSN: 2658-3100 (online)
Создание психологически безопасной среды взаимодействия педагога с родителями воспитанников как одно из условий формирования единого образовательного пространства развития дошкольника
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая безопасность, единое образовательное пространство, психическое здоровье, психологическое насилие, потребность, взаимодействие
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170106
Для цитаты: Казарова Е.Г. Создание психологически безопасной среды взаимодействия педагога с родителями воспитанников как одно из условий формирования единого образовательного пространства развития дошкольника [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 51–58. DOI: 10.17759/bppe.2020170106
Полный текст
Семья и детский сад — две важнейших среды развития дошкольника. Для того чтобы это развитие было всесторонним, гармоничным и соответствовало потребностям общества, необходимо направить усилия семьи и ДОУ в единое русло. А значит, помочь родителям сделать их воспитательные воздействия осознанными, целенаправленными и педагогически грамотными. Это позволит сформировать единое образовательное пространство развития и воспитания дошкольника в семье и детском саду.
Однако не всегда взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанников является конструктивным. В нем порой присутствуют недопонимание, разногласия, взаимные обиды и недовольство. В результате страдают не только взрослые — участники общения, но и дети. Рассмотрим, какими средствами можно организовать психологически безопасное взаимодействие родителей и педагогов в целях гармоничного развития дошкольника.
Готовность родителей воспитанников к сотрудничеству с детским садом
Приоритет семейного воспитания в нашей стране закреплен законом. В законе «Об образовании в РФ», ст. 44, п. 1, определяется, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [21]. Образовательное учреждение лишь оказывает помощь родителям в этом. Для того чтобы принять эту помощь, необходимо взаимодействие, сотрудничество с педагогами ДОУ. Однако, как показывает практика и анализ литературных источников [7; 10; 12 и др.], далеко не все родители и педагоги готовы к взаимодействию.
В педагогической литературе описываются различные трудности в общении воспитателей ДОУ и родителей. Так, в ряде работ [1; 3] говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, в которой сочетаются две роли: формальная и неформальная. Воспитатель выступает в качестве официального лица и одновременно в качестве дружелюбного, внимательного собеседника, партнера по общению и воспитанию ребенка. При этом педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. В работах, посвященных взаимодействию педагогов ДОУ с родителями, подробно раскрываются этапы установления доверительно-деловых контактов между этими участниками образовательного процесса, даются практические рекомендации [2]. Однако не раскрывается наиболее глубинный аспект взаимодействия — его психологическая безопасность.
Возможность участия родителей в деятельности ДОУ, на мой взгляд, определяется двумя основными параметрами: уровнем их психолого-педагогической компетентности (как способности личности к решению образовательных и воспитательных задач благодаря имеющимся у нее знаниям, умениям и опыту) и уровнем активности.
В случае если психолого-педагогической компетентности и / или активности недостаточно, возникает задача профессиональной психолого-педагогической поддержки родителей, которая будет способствовать активизации их взаимодействия с ДОУ. В первую очередь, поддержка должна быть направлена на создание психологически комфортной и безопасной среды взаимодействия, ведь именно безопасность является первоисточником активности человека.
Психологическая поддержка безопасности взаимодействия
участников образовательного процесса
Проблема психологической безопасности образовательной среды все больше привлекает внимание ученых. В ее изучение внесли вклад такие исследователи, как: И.А. Баева, В.В. Ковров, Т.С. Кабаченко, М.М. Мириманова, Н.Т. Оганесян, В.И. Слободчиков, Э.Э. Сыманюк и др. Однако в существующих работах в основном затрагивается вопрос психологической безопасности личности ребенка или специалиста в определенных условиях профессиональной деятельности [1] и в гораздо меньшей степени — вопросы психологической безопасности взаимодействия различных субъектов образовательного процесса.
Психологическая безопасность определяется как «состояние среды, создающее защищенность, или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость / причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [4].
В чем же может выражаться психологическое насилие во взаимодействии педагогов и родителей? В неприятии, выраженном вербально и невербально, критике, грубых высказываниях и даже оскорблениях, обвинениях, угрозах, высмеивании, игнорировании. Необходимо признать, что психологическое насилие может проявляться обоюдно. И даже педагоги, обладая профессиональной психолого-педагогической подготовкой, порой проявляют элементы психологического насилия в общении.
Чувство безопасности обеспечивается также предсказуемостью ситуации, обстановки и удовлетворением потребностей участников общения. Среди них могут быть потребности во внимании, принадлежности, признании, уважении, познании, созидании, развитии. Педагогу необходимо уметь распознать их в высказываниях родителей и раскрыть возможности удовлетворения во взаимодействии с детским садом.
Для создания психологически комфортной и безопасной среды, прежде всего, возможно проводить консультации для педагогов по вопросам взаимодействия с родителями. Более всего родитель общается с воспитателем группы, которую посещает его ребенок, и от того, как строится общение с ним, зависит отношение родителя к детскому саду в целом. Педагог должен выступать образцом педагогически грамотного и тактичного общения. Возможности организации и содержания такого общения следует обсуждать на индивидуальных или групповых консультациях. При этом на консультации психологу важно еще раз напомнить педагогу о конфиденциальности всей обсуждаемой информации.
Основы психологии общения для педагогов раскрываются в мини-лекциях, а необходимые навыки отрабатываются в психологических играх, упражнениях и деловых ситуациях. Например, в предложенных ниже возможных недружелюбных высказываниях родителей, относящихся к той или иной ситуации взаимодействия, я предлагала педагогам «разглядеть» позитивную потребность родителя и в своем тактичном ответе подчеркнуть ее значимость для развития ребенка, тем самым обеспечив психологическую безопасность ситуации общения.
Ситуация 1. Родитель воспитателю: «Почему рисунки других детей висят на стенде, а рисунка моего Сережи нет? Он что, опять не рисовал? Неужели нельзя найти к нему индивидуальный подход?» (потребность обеспечить разностороннее развитие ребенка).
Ситуация 2. Родитель воспитателю: «Ваня вчера пришел из детского сада с насморком. Вы, наверное, ему на прогулку шарф не повязали?» (потребность в сохранении здоровья ребенка).
Ситуация 3. Родитель воспитателю: «Мы уже столько поделок сделали, я на них столько денег потратила, а почему же ни одной грамоты нет?» (потребность в признании).
Для профилактики конфликтов с родителями я предлагаю воспитателям следующие рекомендации [15].
1. Обращайтесь к родителю на «Вы», по имени и отчеству. Сделайте и разместите на удобном и доступном месте в группе список имен и отчеств родителей. Это поможет удовлетворить потребность в уважении и внимании к родителю как личности. Недаром еще Д. Карнеги писал о том, что для человека нет звука значительнее и приятнее, чем звук собственного имени.
2. Благодарите родителей за обращение к вам, пусть даже выраженное в форме претензии («Хорошо, что Вы подняли этот вопрос. Меня тоже очень беспокоит эта ситуация»). Это подчеркнет значимость мнения родителя и будет способствовать удовлетворению его потребности в признании.
3. Разглядите в претензии родителя положительный момент, то есть истинную потребность в безопасности ребенка, заботу о его здоровье, полноценном развитии и др. Похвалите родителя за это («Я вижу / меня очень радует, что Вы заботитесь о том, чтобы ваш ребенок вырос общительным. Это абсолютно правильно»).
4. Сделайте родителя вашим союзником, подчеркнув его значимость («Никто не знает Вашего ребенка лучше, чем Вы. Помогите мне..., подскажите, как лучше. Как Вы дома справляетесь с такими проявлениями?»).
5. Подчеркивайте общие взгляды («Мы с вами обе хотим, чтобы ребенку в садике было хорошо»). Это будет способствовать удовлетворению потребности в принадлежности к одной группе, а именно: группе взрослых людей-единомышленников, которых объединяют общие педагогические ценности и которые одинаково заинтересованы в развитии детей.
6. Обговорите план дальнейших совместных действий («Давайте попробуем так: дома Вы., здесь я. Еще мы (а не «Вам нужно») можем обратиться к психологу»). Дайте возможность родителю внести свои предложения, это поможет удовлетворить его потребность в созидании.
7. Выразите уверенность («Я уверена, что вместе мы решим эту проблему»), но развейте иллюзии («хотя это достигается небыстро»).
8. Если родитель настроен явно агрессивно, не «опускайтесь» до его уровня общения («Я не готова продолжать разговор в таком тоне. Я теряю спокойствие, а оно нужно для решения ситуации. Давайте встретимся завтра и все обсудим»).
Для того чтобы отказаться от психологического насилия, педагог должен владеть навыками общения и саморегуляции эмоционального состояния. Для этого необходимо отслеживать свою позу, мимику, жесты. Они должны быть открытые, не доминирующие. Формированию навыков отслеживания самих чувств поможет методика В.Ю. Чал-Борю, которая предлагает проведение рефлексии ощущений в теле (например, покалывание, сбои дыхания, напряжение мышц и т.п.), мыслей для опознания возникшего чувства, а затем отслеживание собственных действий и динамики ощущений и чувств. Автор рекомендует использовать методику регулярно для формирования навыка распознавания и саморегуляции чувств, сначала письменно, а затем мысленно.
Приемы саморегуляции, доступные для самостоятельного освоения педагогами, могут быть связаны также с применением элементов восточных практик (джин шин джитсу, мудр), массажем биологически активных точек, дыхательной гимнастикой, релаксацией, аутотренингом. Эти же техники являются средствами психологической и психофизической профилактики эмоционального выгорания, которое часто является причиной повышенной конфликтности педагога в общении.
Взаимодействие с родителями как активными участниками
образовательного процесса в детском саду
Поскольку психологическая безопасность взаимодействия создается обеими сторонами общения, психологу важно осуществлять и психологическое просвещение родителей. Я регулярно провожу семинары-практикумы, на которых родители знакомятся с эффективными техниками общения. Основной из них, на мой взгляд, является техника «Я-сообщение» («Я-высказывание»). Ее освоение и применение в общении позволяет избежать напряженности и проявлений психологического насилия.
Еще одним аспектом психологической безопасности, как было сказано выше, является обеспечение психического здоровья участников взаимодействия. Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Для предоставления возможности родителям внести вклад в жизнь детского сада и почувствовать себя полноправными партнерами воспитателей и педагогов они привлекаются к:
• выражению своего мнения и предложений по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в ходе анкетирования;
• проведению занятий, мастер-классов с воспитанниками детского сада;
• совместному с детьми участию в творческих конкурсах и музыкальных фестивалях, обогащению предметно-развивающей среды учреждения.
Еще одна возможность — это участие в работе Родительского клуба, в том числе поддержка информационного пространства общения родителей посредством пополнения электронного родительского журнала, открытого на официальном сайте нашего ДОУ. Он включает рубрики о здоровом питании детей, полезных играх и игрушках, в том числе изготовленных своими руками, об опыте семейного воспитания, содержит рекомендации психолога. Родители имеют возможность не только изучать представленную в электронном журнале информацию, но и сами могут размещать полезные материалы и делиться своим опытом.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ в целях создания единого образовательного пространства будет эффективным при обязательном условии психологической безопасности этого взаимодействия. А значит, взаимодействие должно быть лишено психологического насилия, должно удовлетворять основные потребности его участников и сохранять их психическое здоровье. Все основные направления психолого-педагогической работы (диагностическое, просветительское, коррекционно-развивающее, консультационное) в комплексе позволяют сформировать психологически безопасную среду взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Литература
- Агавелян М.Г. Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в деле воспитания подрастающего поколения // Проблемы и перспективы эффективного обновления образовательных систем: Межрегиональный сборник научных трудов. Новосибирск, 2003. С. 7–112.
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: Сфера, 2009. 128 с.
- Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2008. 213 с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб: Союз, 2002. 271 с.
- Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. М.: МГППУ, 2013. 304 с.
- Гладкова Ю. Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 69–78.
- Глебова С.В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. М.: Учитель, 2008. 111 с.
- Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С. 41–48.
- Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. 112 с.
- Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2011. 190 с.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ / Доронова Т.Н. [и др.]. М.: Линка-Пресс, 2001. 223 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями. М.: Сфера, 2005. 80 с.
- Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 167–174.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.: Педагогическое общетво России, 2000. 544 с.
- Казарова Е.Г. Консультация для воспитателей ДОУ «Бесконфликтное общение педагога с родителями. Рекомендации психолога» [Электронный ресурс ] // Maam.ru. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-dou-beskonfliktnoe-obschenie-pedagoga-s-roditeljami-rekomendaci-psihologa.html (дата обращения: 12.12.2019).
- Ковров В.В., Мириманова М.М., Оганесян Н.Т. Воспитательная система образовательного учреждения как ресурс обеспечения психологической безопасности: Учебно-методическое пособие. М.: Эконинформ, 2012. 181 с.
- Офицерова Т.А., Губанихина Е.В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 48. С. 202–205. URL: https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 30.12.2019).
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7. Инноватор. М., 1997. С. 177–184.
- Скачок В.Е. [и др.] Место безопасности в жизни человека и общества и ее вес в системе потребностей // Молодой ученый. 2018. № 17. С. 266–268.
- Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды: Монография. Пермь: Изд-во УрГУ, 2005. 108 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=353367&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.928832532236866#031813187165276124 (дата обращения: 12.02.2020).
- Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб: Прайм-Еврознак, 2001. 400 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 788
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 414
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1