Особенности психологического благополучия старшеклассников

2496

Аннотация

В настоящее время существует проблема снижения уровня психологического благополучия школьников, обусловленного продолжительностью обучения. Гипотеза исследования основана на предположении о различиях в различных аспектах психологического благополучия у младших подростков (с 11 до 14 лет) и старшеклассников (15–17 лет). В исследовании приняли участие 572 учащихся средней школы Екатеринбурга. Возраст испытуемых от 12 до 17 лет. Рассмотрены взаимосвязи между отдельными компонентами психологического благополучия. В исследовании выявлены существенные различия в отношении к педагогам (t=4,905 при р < 0,000001), к школе (t=6,2 при р<0,0000001) и к родителям (t=5,78 при р < 0,0000001) младших и старших подростков. На отношение подростков к школе влияют отношения к педагогам (бета=,488), родителям (бета=,217), друзьям (бета=,119) и самоотношение (бета=,109). На отношение старшеклассников к школе положительно влияют отношения к педагогам (бета=,610), родителям (бета=,277) и отрицательно – к друзьям (бета =-,20). Психологическое благополучие старшеклассников преимущественно определяется отноше- ниями с друзьями и самоотношением. Отношение к школе снижается с увеличением возраста школьника. В заключение дается ряд общих рекомендаций по повышению психологического благополучия в школе.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие школьников, удовлетворенность жизнью, социально-психологические факторы психологического благополучия

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 114–120.

Фрагмент статьи

Исследование психологического благополучия подростков и старшеклассников, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно. Тем не менее, расширяется объем научно-исследовательских работ, разрабатываются психометрически обоснованные инструменты исследования психологического благополучия школьников и студентов. В американской психологии Р. Гилман и С. Хюбнер разработали ряд методик определения школьного благополучия [3]. В отечественной психологии разработкой методик диагностики психологического благополучия занимается И. А. Баева [1].

Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием высокого уровня глобальной удовлетворенности жизнью [3]. Ш. Салдо и Э. Шейффер выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия [8].

Литература

  1. Баева И. А., Якиманская И. С. Мониторинг пси- хологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях мо- дернизации // Психологическая наука и образо- вание. 2013. № 1.
  2. Edwards L. M. & Lopez S. J. Perceived family sup- port, acculturation, and life satisfaction in Mexican- American youth: A mixed-methods exploration // Journal of Counseling Psychology. 2006. V. 53. Р. 279–287.
  3. Gilman R. & Huebner E.S. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction. // Journal of Youth and Adolescence. 2006. V. 35. Р. 311–319.
  4. Huebner E. S. & Gilman R. Students who like and dislike school //Applied Quality of Life Research. 2006. № 1. Р. 139–150.
  5. Martin K. M. & Huebner E. T. Peer victimization and prosocial experiences and emotional well-be- ing of middle school students. // Psychology in the Schools. 2007. V. 44. Р. 199–208.
  6. Noddings N. Happiness and education. New York: 2003. Cambridge University Press.
  7. Rigby B.T. & Huebner E. T. Do causual attribu- tions mediate the relationship between personal- ity characteristics and life satisfaction in adoles- cence? // Psychology in the Schools. 2005. V. 42. Р. 91–99.
  8. Suldo S. M., Shaffer E. S. & Riley K. A social-cog- nitive-behavioral model of academic predictors of adolescents’ life satisfaction. // School Psychology Quarterly. 2008. V. 23. Р. 56–69.

Информация об авторах

Водяха Сергей Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Екатеринбург, Россия, e-mail: svodyakha@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4382
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2496
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 0