Психологическая наука и образование
2014. Том 19. № 1. С. 5–16
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект РГНФ № 14-16-77004 "Методологические основы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании города Москвы")
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, принципы инклюзии, гуманистическая парадигма , образовательные отношения, социальный процесс, инклюзивная культура, психолого-педагогические исследования, образовательные потребности
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 5–16.
Фрагмент статьи
У инклюзии как гуманистической идеи есть своя история развития. «Всемирная декларация об образовании для всех…» (Джомтьен, Таиланд) еще в 1990 году определила общее видение инклюзивности. Всемирная конференция по образованию детей с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания) в 1994 году заявила, что «инклюзивное образование требует крупной реформы обычной школы» [9].
Литература
-
Алехина С. В. Инклюзивная образовательная практика как объект психолого- педагогических исследований // Материалы II международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (г. Ростов-на-Дону, 24–25 ноября 2011 г.). Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. 757 с.
-
Алехина С. В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди». 2013. С. 5–19.
-
Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. 1-е изд. // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
-
Бодалев А. А. Психология общения. М.: Изд- во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 254 с.
-
Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 173 с.
-
Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М.: Прогресс,1990.
-
Вачков И. В. Полисубъектный уровень взаимодействия между людьми // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. Т. 2. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2013. С. 144–146.
-
Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей [Электронный ресурс] // Всемирная конференция по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд. 5– 9 марта 1990 г.). URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0012/001211/121147R.pdf (дата обращения: 04.02.2014).
-
Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ russian/documen/declarat/salamanka.pdf (дата обращения: 04.02.2014).
-
Всемирный доклад по мониторингу ОДВ: императив качества. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 231 p.
-
Всемирный форум по образованию (Да- кар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.) [Электронный ресурс]: Дакарские рамки действий. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0012/001211/121147R.pdf (дата обращения 04.02.2014).
-
Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
-
Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–18.
-
Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 122 –139.
-
Конвенция о правах инвалидов: Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml (дата обращения 04.02.2014).
-
Косолапов Н. А. Социальная психология и международные отношения. М.: «Наука», 1985. 271 с.
-
Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного обра- зования. Главы из книги. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 28 с.
-
Московиси С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.
-
Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. Москва-Воронеж,1995, 356 с.
-
Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. М.: Форум, 2012. 208 с.
-
Сушков И. Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2008, 412 с.
-
Шеманов А. Ю. Связь идеологии и практики инклюзии и проблемы ее акцепции в России: Российско-французский практический семинар
-
«Искусство – терапия – инклюзия (Москва, 21– 22 ноября 2011 г.) [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Ssp- 030.htm (дата обращения 08.02.2014).
-
Шмидт В. Р. Инклюзивное образование – смутный объект желаний? или Как придать ясность общественному движению в пользу интеграции [Электронный ресурс]: Библиотека ЦПМСС «Взаимодействие» («Инклюзия». Про- ект Центра). URL: http://inclusion.vzaimodeystvie. ru/ (дата обращения 08.02.2014).
-
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
-
Bossaert G., Colpin H., Pijl S., Petry K. Loneliness among students with special educational needs in mainstream seventh grade // Research in Developmental Disabilities 33 (2012) 1888–1897. Available at: http://search.ebscohost.com/ (Accessed 04.02.2014).
-
Claibornea L., Cornforth S., Davies B., Milligan A., Whitea E. Inclusion and mastery: variations on the theme of subjection // Gender and Education. Vol. 21, № 1, January 2009, Р. 47–61. Available at: http://search.ebscohost.com/ (Accessed 04.02.2014).
-
Diamond K., Hestenes L., Carpenter E., Innes F. Relationships between enrollment in an inclusive class and preschool children’s ideas about people with disabilities // Topics in Early Childhood Special Education. 1997. Vol. 17.
-
Diamond K., Stacey S. (2000). The other children at preschool: Experiences of typically devel- oping children in inclusive programs // Young Exceptional Children Monograph Series № 2: Natural Environments and Inclusion. Р. 59–68.
-
Guralnick M., Hammond M. Sequential analysis of the social play of young children with mild devel- opmental delays // Jornal of Early Intervention. 1999. № 22.
-
Janson U. Interaction and Quality in Inclusive Preschool Social Play between Blind and Sighted Children. Interaction and Quality // Report of the CIDREE Collaborative Project on EarlyChildhood Education, 30–42. Dundee: Scottish Consultative Council on the Curriculum, CCC,1997.
-
Litvack M., Ritchie K., Shore B. High- and ave- rage-achieving students’ perceptions of disabilities and of students with disabilities in inclusive classrooms. Vol. 77. № 4. Р. 474–487. 2011 Council for Exceptional Children. Availableat: http://search.ebscohost.com/ (Accessed 04.02.2014).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 9254
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 2956
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0