Специфика психологической готовности к материнству девушек-сирот

1220

Аннотация

В данной научной работе затронут вопрос психологических особенностей материнской сферы девушек-сирот. Цель работы – изучить особенности психологической готовности к материнству у девушек – воспитанниц интернатных учреждений. Согласно общей гипотезе у девушек-сирот психологическая готовность к материнству имеет особенности в связи с развитием в образовательной среде закрытых учреждений (на примере двух регионов: Магаданской области и г. Москвы). По результатам исследования, в котором приняли участие 135 девушек (65 воспитанниц интернатов/детских домов и 70, воспитывающихся в семьях), выявлены следующие особенности материнской сферы сирот: несформированность продуктивных (позитивных, реалистичных) моделей семьи, материнства, социального развития (профессионального развития, движения в обществе); идеализированность и стереотипность представлений об основных компонентах материнства (образы матери, себя как матери); развитость и конкретность операционального блока; неосознанность в жизненной перспективе своей роли матери.

Общая информация

Ключевые слова: девушки-сироты, материнство, готовность к материнству, ценностнно-смысловой блок готовности к материнству, эмоционально-потребностный блок готовности к материнству, операциональный блок готовности к материнству

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Миронова С.И. Специфика психологической готовности к материнству девушек-сирот // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 90–98.

Фрагмент статьи

Рассматривая материнство как часть личностной сферы женщины (сложное психологическое образование), мы признаем его как стадию личностной и половой идентификации [8; 14]. То есть, анализируем материнство с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла.

Литература

  1. Брутман В. И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 79–87.
  2. Васягина Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т., 2010. 340 с.
  3. Егорова М. А., Миронова С. И. Образовательная среда интерната как фактор психологической готовности к материнству девушек-сирот // На пороге взросления / Под ред. Л. Ф. Обуховой, И. А. Корепановой. М., МГППУ, 2011. С. 238–248.
  4. Егорова М. А., Миронова С. И. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 79–87.
  5. Кондратьев М. Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ- интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 143–153.
  6. Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженов О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 35–42.
  7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  8. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 47–72.
  9. Миронова С. И. Специфика материнской сферы девушек-сирот / С. И. Миронова / Моногра- фия. Германия, Саарбрюккен. LAP Lambert Academic Publishing. 2012. 108 с.
  10. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: депривационные нарушения в развитии ребенка. СПб.: Питер, 2006. 302 с.
  11. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
  12. Серкин В. П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.
  13. Соломин И. Л. «Жизненный  путь»:  методика рисуночных метафор (метод. рук-во). СПб.: ИМАТОН, 1997. 40 с.
  14. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
  15. Хеллингер Б. Порядки любви: разрешение семейно-системных конфликтов  и противоречий. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 395 с.
  16. Шилов И. Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум. СПб.: «Петрополис», 2000. 220 с.

Информация об авторах

Миронова Светлана Игоревна, педагог-психолог Дворца детского (юношеского) творчества г. Магадана, Магадан, Россия, e-mail: s-zhelnova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3258
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1220
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1