Психологическая наука и образование
2014. Том 19. № 3. С. 197–206
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: магистратура, профессиональный стандарт, трудовое действие, трудовая функция, сетевое взаимодействие, практико-ориентированное теоретическое обучение, педагогическая практика
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 197–206.
Полный текст
С переходом на двухуровневую подготовку система высшего педагогического образования в нашей стране претерпела существенные изменения. Бакалавриат в большей мере ориентирован на общее высшее образование, магистратура призвана готовить профессионалов высокой квалификации в одной области.
Типология магистерских программ сложилась опытным путем. Все магистерские программы могут быть поделены на две большие группы. Первый и самый распространенный тип – прикладные магистерские программы, ориентированные на определенную педагогическую деятельность и направленные на подготовку учителей-предметников для основной и средней школы по математике, физике, химии, русскому языку, литературе и другим предметам; учителей начальных классов; педагогов для системы дошкольного образования; социальных работников; школьных практических психологов и др. В Институте педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ к числу таких прикладных магистерских программ относятся: «Начальное образование» (руководитель Ш.А. Амонашвили); «Дошкольная педагогика» (руководитель С.А. Козлова); «Педагогическая психология» (руководитель А.И. Савенков) и др. Второй тип магистерских программ – исследовательские магистерские программы. Это программы: «Педагогика и психология высшей школы» (руководитель Г.М. Коджаспирова); «Философия образования» (руководитель Б.С. Бессонов). Естественно, это деление условно: в каждой программе есть элементы подготовки как будущих педагоговпрактиков, так и педагогов-исследователей; принадлежность программы к тому или иному типу определяется доминированием в ее содержании и организации образовательного процесса тех или иных элементов подготовки.
Несмотря на то, что подготовка педагогов в магистратуре – дело новое, уже возникли задачи корректировки и научной экспертизы действующих программ. В связи с этим в Институте педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ была начата разработка прикладных магистерских программ нового поколения.
Ключевой позицией в разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) профессиональной прикладной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель основного общего образования) является изменение требований к результатам освоения ОПОП при условии соотнесения общепрофессиональных, общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [3], с компетенциями, указанными в Профессиональном стандарте педагога [1]. Изменение требований к результатам освоения ОПОП предполагает изменение структуры ОПОП в соответствии с принципом модульного построения. При этом модуль, представляющий собой практико-ориентированную теоретическую единицу, направлен не столько на освоение теоретических дисциплин, сколько на конкретные виды педагогической деятельности и на формирование определенного трудового действия (функции).
Модули программы универсальны и мобильны в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика». К таким модулям относятся «Основы современной системы основного общего образования»; «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе»; «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий»; «Проектирование образовательной деятельности в основной школе»; «Оценка и мониторинг основных образовательных результатов обучающихся в основной школе»; «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления». Модульный принцип позволяет руководителю магистратуры выстраивать множество вариантов магистерских программ, используя разные композиции названных модулей, и оптимизирует процесс подготовки магистранта. Кроме того, сами магистранты могут выбрать для освоения не одну дисциплину, а целый блок дисциплин, представляющихся им наиболее актуальными для профессионального становления.
Схематично образовательный процесс, реализуемый по основной профессиональной образовательной программе, представлен в модели образовательного процесса по направлению «Педагогическое образование» (учитель основного общего образования) (рис.1).
При реализация модулей основной профессиональной образовательной программы в ходе образовательного процесса учитывается:
– принадлежность к адресным группам магистрантов, которые формируются из четырех категорий абитуриентов: выпускник прикладного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», выпускник академического бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», выпускник бакалавриата (специалитета) иных направлений подготовки с педагогическим опытом работы в образовательной организации; выпускник бакалавриата (специалитета) иного направления подготовки без педагогического опыта работы в образовательной организации;
– базирование системы овладения трудовыми функциями (системы образовательного процесса) на двух подсистемах: подсистеме профессионально-ориентированной практической подготовки и подсистеме практико-ориентированной теоретической подготовки;
– блочное построение различных видов профессионально-ориентированной практической подготовки (концентрированной, рассредоточенной и стажерской), включающей: ориентировочный блок, формирующий блок, корректирующий блок и функциональный блок.
Реализация основной профессиональной образовательной программы требует соблюдения ряда условий:
– интеграции результатов ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога по схеме: функция – действие – компетенция (знание, умение, владение) – обобщенный (интегрированный) образовательный результат;
– вариативности содержания: построения индивидуальной образовательной траектории для различных адресных групп;
– сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Сетевое взаимодействие базируется на деятельностном подходе, который позволяет учесть при подготовке магистрантов опыт образовательных организаций, реализующих программы разного уровня образования, и предполагает углубленную профессионально-ориентированную практику. Созданный в ходе разработки проекта график учебного процесса в магистратуре наглядно показывает, как изменились роль и место различных видов практик в структуре подготовки будущего профессионала: педагогическая практика предваряет, сопровождает и завершает практико-ориентированное теоретическое обучение (рис. 2).
Рис. 2. График учебного процесса
Соотнесение двух стандартов (ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога) определяет принципы построения модулей:
– рабочие программы дисциплин модулей базируются на системно-деятельностном,
– компетентностном и исследовательско-рефлексивном подходах к проектированию и организации образовательного процесса;
– инновационность модулей заключается в практико-ориентированной теоретической подготовке магистрантов по дисциплинам;
– изучение дисциплин модуля предполагает наличие практикумов в объеме не менее 50% от аудиторного времени;
– практическое изучение дисциплин модулей и НИР проводится на базе сетевого взаимодействия с участием различных образовательных организаций – стажировочных площадок;
– результаты освоения дисциплин модулей направлены на освоение определенной трудовой функции (действия);
– процент формируемых трудовых действий по каждому модулю ОПОП составляет не менее 95 % от трудовых действий, указанных в Профессиональном стандарте педагога;
– профессионально-ориентированная практика превалирует в образовательном процессе. С концентрированной практики начинается изучение всех дисциплин. Последующее теоретическое обучения сопровождается рассредоточенной учебной практикой. Заканчивается образовательный процесс концентрированной (стажерской) практикой.
Заложенная в фундаменте деятельностного подхода идея о том, что обучение будущего учителя в магистратуре должно начинаться с практики в школе, вызывает большие сложности на этапе апробации. Для большинства профессоров и преподавателей высшей школы, ориентированных на другую парадигму, это оказывается неприемлемым. В соответствии с логикой, в которой они привыкли работать десятилетиями, студента надо обучить и только потом выпускать на практику. Однако это рационально лишь в том случае, когда мы работаем в специалитете или бакалавриате, но нецелесообразно в работе с магистрантами. Практика показывает, что в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» поступают люди с разной базовой подготовкой, но при этом имеющие не только жизненный, но и профессиональный педагогический опыт. Для них начать обучение с практики логично и важно, это позволит актуализировать и проблематизировать современную школьную реальность в глазах будущих магистрантов и создаст нужную мотивацию для теоретического обучения. Важно также и то, что сама практика будущих педагогов не рассматривается как какое-то автономное, отдельное от теоретического обучения действие. Решение задачи создания сетевого взаимодействия университета с другими образовательными организациями и учреждениями в деле подготовки будущего профессионала, заложенное в концепции проекта, позволило организовать образовательный процесс в вузе в форме практико-ориентированного теоретического обучения.
Все виды практики рассредоточены по четырем блокам, это: ориентировочный, формирующий, корректирующий и функциональный блоки.
Результатом ориентировочного блока, который состоит из концентрированной учебной практики, является выявление проблем обучающегося, определяющих построение его индивидуальной образовательной траектории с учетом выбора различных дисциплин.
Результатом формирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, является овладение магистрантами трудовыми функциями (действиями), необходимыми знаниями и умениями.
Результатом корректирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, может явиться уточнение и/или изменение образовательной траектории.
Результатом функционального блока, состоящего из концентрированной учебной и стажерской практики, является овладение магистрантом трудовыми функциями (действиями), выраженное в защите магистерской диссертации.
Особенности и результаты практико-ориентированного теоретического обучения с учетом вышеизложенного рассмотрим на примере модуля «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе».
Инновационность модуля заключается:
– во включении в модуль учебных дисциплин, не представленных ранее, а именно: «Технологии системно-деятельностного обучения»; «Технологии организации внеурочной деятельности обучающихся»; «Технологии предпрофильной подготовки школьников»; «Технологии организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся»; «Технологии проектирования в школе»; «Технологии учебного исследования в школе»; «Система и технологии научно-методической деятельности учителя»; «Тренинг педагогической креативности»; «Дискуссионные технологии обучения школьников»; «Креативные технологии современного образования»;
– в структуре модуля (соотношении базовой и вариативной частей), предполагающей адресность групп обучающихся (имеющих педагогическое образование и не имеющих педагогического образования);
– в соответствии содержания используемых образовательных технологий модуля Профессиональному стандарту педагога, где каждая учебная дисциплина интегрирована с практикой и направлена на формирование профессиональных действий учителя.
Освоение трудовых действий (функций) магистрантами находит отражение в образовательных результатах выпускника по каждому модулю ОПОП (уточненных, конкретизированных и измеряемых). Представим компетенции магистранта как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения образовательного модуля «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе» (табл. 1).
Таблица 1 Совокупный ожидаемый результат освоения модуля «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе»
Реализация основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель среднего общего образования) позволяет достичь следующих обобщенных результатов:
– для выпускника магистратуры – модульное построение образовательной программы в магистратуре даст возможность выработать индивидуальную траекторию профессионального самоопределения, которая позволит сформировать его конкурентоспособность;
– для вуза, реализующего ОПОП, – узнаваемость бренда среди участников сетевого взаимодействия и абитуриентов и возможность оптимизации образовательного процесса (за счет универсальности модулей ОПОП), позволяющей уменьшить стоимость подготовки магистрантов;
– для образовательной организации сетевого взаимодействия по реализации ОПОП – возможность подбора профессиональных кадров на стадии их обучения.
Областью практического использования и применения конкретных результатов выполнения проекта является регионально-отраслевой сегмент системы образования Российской Федерации.
Перспективы использования данных разработок в практике подготовки педагогов в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» могут быть очень широкими. Внедрение разработанной системы может стать значимым фактором повышения качества подготовки педагогических кадров образовательными организациями высшего профессионального образования.
Литература
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: http://
www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 15.09.2014). - Савенков А.И., Львова А.С. Подготовка учителя начальной школы в бакалавриате и магистратуре // Начальная школа. 2014. № 8. С. 10–16.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое
образование (квалификация (степень) «бакалавр» ) [Электронный ресурс]:
Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. №
788. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/1909
(дата обращения 15.09.2014).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2731
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1723
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1