Самоопределяющие нарративы в развитии личности

1376

Аннотация

Рассматривается роль нарративной идентичности в развитии личности, которое определяется как способность воплощения индивидуального проекта самосозидания вопреки ситуативной детерминации. В качестве структурно-функциональных единиц нарративной идентичности автором выделяются «самоопределяющие воспоминания», содержащие самооценку человека по значимым параметрам Я-концепции.

Общая информация

Ключевые слова: самоопределяющие воспоминания, нарративная идентичность, автобиографическая память, развитие личности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Нуркова В.В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 22–30.

Фрагмент статьи

Развитие личности можно понимать как становление способности активно конструировать свою деятельность в горизонте личных ценностей – действовать вопреки ограничениям ситуативной детерминации, опираясь в своих поступках на индивидуально значимое «там и тогда», произвольно игнорируя «здесь и сейчас». Иными словами, в жизни личностно зрелого человека доминирует стратегия планомерного воплощения самостоятельно сформулированного проекта самосозидания.

Литература

  1. Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности.М.: УРАО, 2000. 320 с.
  2. Нуркова В. В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти. Дис. … докт. психол.наук. М., 2009. 661 c.
  3. Нуркова В. В., Масолова Г. Ю. Характеристики воспоминаний о детстве и психологический облик взрослого [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2009. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2009/4/Nurkova_ Masolova.phtml (дата обращения: 16.03.2014).
  4. Нуркова В. Рассказывать о себе, рассказывать себя, рассказывать собой: автобиографический нарратив с позиций культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2010. № 1. C. 74–92.
  5. Alyusheva A. R., Nourkova V. V. Identity formation and autobiographical memory: Two interrelated concepts of development // World Academy of Science, Engineering and Technology. 2012. Vol. 66. P. 285–288.
  6. Berntsen D., Rubin D. C. Cultural life scripts structure recall from autobiographical memory // Memory and Cognition. 2004. Vol. 32. P. 427–443.
  7. Cleveland E. S., Reese E. Maternal structure and autonomy support in conversations about the past: Contributions to children’s autobiographical memory // Developmental Psychology. 2005. Vol. 41(2). P. 376–388.
  8. Conway M. A. Memory and the Self // Journal of Memory and Language. 2005. Vol. 53 (4). P. 594–628.
  9. Conway M. A., Singer J. A., Tagini A. The self and autobiographical memory: Correspondence and coherence // Social Cognition. 2004. Vol. 22. P. 495–537.
  10. Fivush R., Haden A. H. Reese E. Elaborating on elaborations: Role of maternal reminiscing style in cognitive and socioemotional development
    // Child Development. 2006. Vol. 77(6). P. 1568–1588.
  11. Habermas T. How to tell a life: The development of the cultural concept of biography across the lifespan // Journal of Cognition and Development. 2007. Vol. 8. P. 1–31.
  12. Habermas T., Bluck S. The Life Story Schema // Motivation and Emotion. 2000. Vol. 24, № 2. P. 121–147.
  13. Habermas T., de Silveira C. The development of global coherence in life narratives across adolescence: Temporal, causal, and thematic aspects // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44. P. 707–721.
  14. Habermas T., Köber C. Autobiographical reasoning is constitutive for narrative identity: The role of the life story for personal continuity // The Oxford handbook of identity development / K. C. McLean, M. Syed (Eds.). Oxford, UK: Oxford University
    Press, 2014. P. 354–362.
  15. Larkina M., Bauer P. J. The Role of Maternal Verbal, Affective, and Behavioral Support in Preschool
    Children’s Independent and Collaborative Autobiographical Memory Reports // Cognitive Development.
    2010. № 25(4). P. 309–324.
  16. McAdams D. P. The psychology of life stories // Review of General Psychology. Special Issue: Autobiographical Memory. 2001. Vol. 5. P. 100–122.
  17. Banks M. V., Salmon K. Reasoning about the self in positive and negative ways: Relationship to psychological
    functioning in young adulthood // Memory. 2013. Vol. 21(1). P. 10–26.
  18. Nelson K., Fivush R. The emergence of autobiographical memory: A social cultural developmental
    theory // Psychological Review. 2004. № 111. P. 486–511.
  19. Nourkova V. V. Maternal reminiscing style as a predictor of memory source monitoring efficacy // CON AMORE: Center on Autobiographical Memory Research. Perspectives on Autobiographical Memory Development 16–17 June, 2011. Aarhus University, Denmark. P. 21.
  20. Pasupathi M., Mansour E., Brubaker J. R. Developing a life story: Constructing relations between self and experience in autobiographical narratives // Human Development. 2007. Vol. 50. P. 85–110.
  21. Singer J. A., Blagov P. The integrative function of narrative processing: Autobiographical memory, self-defining memories, and the life story of identity // The self and memory / D. Beike, J. Lampinen, D. Behrend (Eds.). New-York, NY: The Psychology Press, 2004. P. 117–138.
  22. Self-defining memories, scripts, and the life story: Narrative identity in personality and psychotherapy / J. A. Singer, P. Blagov, M. Berry, K. M. Oost // Journal of Personality. 2013. Vol. 81(6). P. 569–582.
  23. Sutin A. R., Robins R. W. Going forward by drawing from the past: personal strivings, personally meaningful memories, and personality traits // Journal of Personality. 2008. Vol. 76(3), Jun. P. 631–664.
  24. What characterizes life story memories? A diary study of freshmen’s first term / D. K. Thomsen, M. H. Olesen, A. Schnieber, T. Jensen, J. Tonnesvang // Consciousness and Cognition. 2012. Vol. 21. P. 366–382.
  25. Wang Q. Autobiographical Memory and Culture [Электронный ресурс] // Online Readings in Psychology and Culture. 2011. Vol. 5(2). Available at: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1047 (Accessed: 04.09.2014).

Информация об авторах

Нуркова Вероника Валерьевна, доктор психологических наук, профессор факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Института социальных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО «РАНХиГС»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3117-3081, e-mail: vernur@yahoo.com