Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 2. С. 33–42
doi:10.17759/pse.2015200204
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Исследование компонентов произвольной регуляции у детей первого класса
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: произвольная регуляция, вербальная рабочая память, следование инструкции, правила поведения, торможение, дети первого класса
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200204
Для цитаты: Савина Е.А., Логвинова А.Э. Исследование компонентов произвольной регуляции у детей первого класса // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 2. С. 33–42. DOI: 10.17759/pse.2015200204
Фрагмент статьи
Развитие произвольной регуляции представляет собой один из центральных аспектов социализации ребенка, его психического здоровья, социально-эмоционального развития и успеха в обучении. Произвольная регуляция является важной прогностической переменной для готовности ребенка к школе и успешного овладения учебными навыками [18; 20]. В период младшего школьного возраста интенсивно происходит формирование учебной деятельности, в связи с чем требования к произвольной регуляции поведения повышаются [1; 7].
Литература
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2013. 152 с.
- Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. С. 6–86.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 2006. 203 с.
- Лурия А. Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка: в 2 т. Т.2. / Общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 5–46.
- Семенова О. А., Кошельков Д. А., Мачинская Р. И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Культурноисторическая психология. 2007. № 4. С.39–49.
- Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Baddeley A. D. Working memory, thought and action. Oxford: Oxford University Press. 2007. 412 p.
- Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. № 11(1). P.1–29.
- Berry D. Inhibitory control and teacher–child conflict: Reciprocal associations across the elementary-school years // Journal of Applied Developmental Psychology. 2012. № 33. P. 66–76.
- Cowan N. The magical number 4 in short-term memory: A reconsideration of mental storage capacity // Behavioral and Brain Sciences. 2001. № 24. P. 87–185.
- Denham S. A., Warren-Khot H., Bassett H. H., Wyatt T., Perna A. Factor structure of self-regulation in preschoolers: Testing models of a field-based assessment for predicting early school readiness // Journal of Experimental Child Psychology. 2012. № 111(3). P. 386–404.
- Gathercole S. E., Lamont E., Alloway T. P. Working memory in the classroom // S. J. Pickering (Ed.). Working memory and education. San Diego: Academic, 2006. P. 219–240.
- Gerstadt C. L., Hong Y. J., Diamond A. The relationship between cognition and action: Performance of children 3½-7 years old on a Stroop-like day-night test // Cognition. 1994. № 53. P. 129–153.
- Kimura, D. Sex and cognition. Cambridge, MA: A Bradford Book/The MIT Press, 2000. 229 p.
- Kochanska G., Murray K. T., Harlan E. T. Effortful control in early childhood: Continuity and change, antecedents, and implications for social development // Developmental Psychology. 2000. № 36. 220–232.
- Matthews J. S., Ponitz C. C., Morrison F. J. Early gender differences in self-regulation and academic achievement // Journal of Educational Psychology. 2009. № 101(3). P. 689–704.
- McClelland M. M., Cameron C. E., Connor C. M., Farris C. L., Jewkes A. M., Morrison F. J. Links between behavioral regulation and preschoolers’ literacy, vocabulary, and math skills // Developmental Psychology. 2007. № 43. P. 947–959.
- Nigg J. T. On inhibition/disinhibition in developmental psychopathology: Views from cognitive and personality psychology and a working inhibition taxonomy // Psychological Bulletin. 2000. № 126(2). P. 220–246
- Ponitz C. C., McClelland M. M., Matthews J. S., Morrison F. J. A structured observation of behavioral self-regulation and its contribution to kindergarten outcomes // Developmental Psychology. 2009. № 45(3). P. 605–619.
- Posner M., Rothbart M. Developing mechanisms of self-regulation // Development and Psychopathology. 2000. № 12. P. 427–441.
- Raffaelli M., Crockett L. J., Shen Y. L. Developmental stability and change in self-regulation from childhood to adolescence // Journal of Genetic Psychology. 2005. № 166. P. 54–75.
- Zelazo P. D., Miieller U., Frye D., Marcovitch S. The development of executive function in early childhood // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2003. № 68 (3). P. 1–137.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2989
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1501
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2