Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах

1860

Аннотация

В статье приведена классификация педагогических условий реализации инклюзивного образования в системе высшего образования и проведен их анализ в шести высших учебных заведениях г. Москвы. Результаты исследования получены с помощью метода анкетирования, которым были опрошены 212 студентов с 1 по 4 курс, обучающиеся на разных направлениях и уровнях подготовки. Для исследования педагогических условий в контингенте студентов были выделены две группы: учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, а также без отклонений в здоровье. Анализ полученных данных осуществлялся с помощью корреляционного и факторного анализа. Результаты проведенного исследования подтвердили структуру теоретической классификации и показали различия в оценках педагогических условий реализации инклюзивного образования студентов с ОВЗ и инвалидностью и без нее. Теоретическая классификация и схема анализа может применяться на практике для исследования педагогических условий реализации инклюзивного образования в учебных заведениях разной направленности.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогические условия, адаптивные дисциплины, социокультурная среда

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200201

Для цитаты: Волкова В.В., Михальчи Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 2. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2015200201

Фрагмент статьи

Разработка педагогических условий реа­лизации инклюзивного образования в систе­ме высшего образования в Российской Феде­рации является важной задачей для педаго­гического сообщества и актуальной пробле­мой образовательной инклюзии.

Литература

  1. Айсмонтас Б. Б. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных обра­зовательных технологий / Под ред. Б. Б. Айсмон­таса. М.: МГППУ, 2015. 334 c.
  2. Аржаных Е. В., Гуркина Д. А., Терехова А. М. Трудоустройство выпускников с ограниченны­ми возможностями здоровья // Высшее образо­вание в России. 2014. № 10. С. 35–44.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М.: Кнорус, 2013. 630 с.
  4. Мартынова Е. А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования сту­дентов-инвалидов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Об­разование. Педагогические науки». 2013. Т. 5. № 1.
  5. Михальчи Е. В. Моделирование социокуль­турной среды вуза для студентов с ОВЗ и инва­лидностью // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1. С. 27–35.
  6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Из­дательский центр «Академия», 2009. 200 c.
  7. Федеральный государственный образова­тельный стандарт высшего образования. Направление подготовки 38.03.02 «Менедж­мент» [Электронный ресурс] // URL: kpfu.ru/docs/ F480243653/38.03.02.Menedzhment.doc (дата об­ращения: 19.01.2015).
  8. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология выс­шей школы. М.: Логос, 2012. 232 с.

 

Информация об авторах

Волкова Вероника Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной социальной психологии и конфликтологии, Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы, Москва, Россия, e-mail: bercut_team@mail.ru

Михальчи Екатерина Владимировна, преподаватель факультета международного менеджмента и делового администрирования, аспирант, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», Москва, Россия, e-mail: Missi-ice@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3386
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1860
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2