Рецензия на проект и результаты апробации основной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», разработанной в Московском городском психолого-педагогическом университете

692

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200319

Для цитаты: Веджетти С.М. Рецензия на проект и результаты апробации основной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», разработанной в Московском городском психолого-педагогическом университете // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 180–181. DOI: 10.17759/pse.2015200319

Полный текст

В период с 18 по 22 мая 2015 года я ознакомилась с содержанием программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», разработанной в Московском городском психолого-педагогическом университете, также с результатами ее апробации во время участия в работе Всероссийской конференции по обсуждению итогов апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (18 мая 2015) и Курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по проектированию и реализации основных образовательных программ по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающей увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (19-22 мая 2015 года).

В процессе работы я имела возможность поучаствовать в разнообразных дискуссиях, лично переговорить с руководителем программы В.В. Рубцовым и его сотрудниками З.В. Макаров­ской, В.А. Гуружаповым, Д.В. Лубовским, с участниками конференциии и слушателями курсов повышения квалификации из разных регионов России.

Новизна программы обусловлена тем, что впервые подготовка педагогов-исследователй в магистратуре, способных выполнять конкретные психолого-педагогические исследования учебной деятельности, реально основана на фундаментальных положениях культурно­исторической психологии и деятельностного подхода в образовании, в методах компетент-ностного подхода к оценке результатов образования.

Открытие данной магистратуры является само по себе демонстрацией значительных достижений Российской психологической науки. Знание и понимание культурно-исторической психологии и деятельностного подхода не всегда доступно в западных странах из-за недостатка научных изданий произведений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и многих других представителей данных концепций. Содержание этой программы является важнейшим результатом развития данных концепций и свидетельством жизнеспособности научной школы, изложенной Л.С. Выготским и развитой его последователями Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими поколениями российских психологов применительно к проблемам современного образования. В программе последовательно реализуется идея человеческого обучения под генерирующим действием социального опыта и формирования высших психических процессов посредством языка и в социальной коллективной деятельности человека.

Большое значение имеет выделенная в программе связь академической научной работы студентов с практикой, опора на важнейшие достижения деятельностного подхода к практике обучения, прежде всего, к технологиям развивающего обучения. Это было отражено как в докладах на конференции, так и на курсах повышения квалификации. У слушателей курсов повышения квалификации был высокий интерес к способу проектирования магистерских программ. Хотя также надо признать, что у части слушателей было настороженное отношение к необходимости создавать на этой основе свои магистерские программы, опираясь на новый подход.

Важным международным значением рецензируемой программы является участие зарубежных последователей культурно-исторической психологии (члены ISCAR) в реализации содержания программы. Тем самым утверждается международный статус данной магистерской программы.

Рекомендую привлекать для учебы по данной программе или по отдельным ее модулям молодых исследователей из разных стран. Тем более, что в настоящее время имеется интерес к теории Л.С. Выготского и его последователей.

 

 

Веджетти Мария Серена,

профессор1-го Римского университета “La Sapienza” (факультет психологии),

Италия, иностранный член Российской Академии образования

22 мая 2015 года

Информация об авторах

Веджетти Серена Мария, кандидат психологических наук, профессор общей психологии, академик РАО, Римский университет Сапиенцы, Рим, Италия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3247-7650, e-mail: serena.veggetti@uniroma1.it

Метрики

Просмотров

Всего: 1782
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 692
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0