Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 4. С. 19–30
doi:10.17759/pse.2015200402
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образовательные результаты, международные сравнительные исследования образовательных результатов школьников
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200402
Для цитаты: Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 19–30. DOI: 10.17759/pse.2015200402
Фрагмент статьи
Российское образование модернизируется, т. е. приводится в соответствие с требованиями современности. Эти процессы воспринимаются неоднозначно. Полярность оценок этого явления в своем основании, с одной стороны, имеет стойкую уверенность в успехах советской системы образования, а с другой – понимание того, что индустриальная направленность образования при переходе к информационному обществу в современном изменившемся мире требует преодоления. Особенности российского образования последних десятилетий стали наглядно видны при сравнении национальных систем образования в рамках международных сравнительных исследований в области образования. Исторически вначале был запущен проект TIMSS (IEA)1, затем в 2000 г. – PISA (OECD)2, в 2001 г. стартовал PIRLS (IEA)3.
Литература
- Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. Российское образование в контексте международных индикаторов. Аналитический доклад. М.: ИФ «Сентябрь», 2009. 184 с.
- Качество образования в российской школе: по результатам международных исследований / под. общ ред. К.Н. Поливановой. М.: Логос, 2006. 208 с.
- Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Гос. ун-та высшей школы экономики, 2010. 307 с.
- Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004. 196 с.
- Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / под общ. ред. А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. М.: Логос, 2006.
- Тюменева Ю. А., Вальдман А.И., Карной М. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8–24.
- Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // Self-Effic. Chang. Soc. 1995. Vol. 15. P. 1–46.
- Cohen J. et al. School climate: Research, policy, practice, and teacher education // The Teachers College Record. 2009. Vol. 111. № 1. P. 180–213.
- Gamoran A., Nystrand M. “Taking Students Seriously”, in F. Newman (ed.), Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools. N. Y.: Teachers College Press. New York City, 1992. P. 40–62.
- OECD (2010), PISA 2009 Results: What Makes a School Successful? [Электронный ресурс] // Resources, Policies and Practices. Vol. IV. 304 р. URL: https://doi.org/10.1787/9789264091559-en (дата обращения: 2.12.1015).
- OECD (2013), PISA 2012 Results: Ready to learn: Students’ Engagement, Drive and Self-beliefs [Электронный ресурс] // PISA OECD Publishing. Volume III. 520 p. URL: http://dx.doi. org/10.1787/97892642091170-en (дата обращения: 2.12.1015).