Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 1. С. 168–183
doi:10.17759/pse.2016210115
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Национальная стратегия действий в интересах детей, уязвимые категории детей, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья , социально ориентированные НКО, институт добровольчества, социальное партнерство, межведомственное взаимодействие, социальные практики
Рубрика издания: НКО в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210115
Для цитаты: Семья Г.В., Телицына А.Ю. Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 168–183. DOI: 10.17759/pse.2016210115
Полный текст
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (далее – Нацстратегия) зафиксировано, что в Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
В отношении уязвимых групп детей в тексте документа отдельно выделены первоочередные задачи:
- обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. К началу реализации Нацстратегии около 40 тыс. детей-инвалидов воспитывались в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, которые имели системные проблемы, в том числе: «перенаселенность» воспитанниками, удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов;
- создание системы ранней профилактики инвалидности у детей и всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для работы с детьми уязвимых групп некоммерческие организации формируют широкий перечень форм социального партнерства. Экономические – социальный заказ, государственные гранты, внеконкурсное бюджетное субсидирование деятельности некоммерческих организаций; информационные – создание системы взаимного информационного обеспечения; организационные – формирование при органах власти общественных советов широкого спектра действий: экспертных, информационных, координационных и т. п.
Эффективность реализации Нацстатегии во многом определена особой ролью, которую играют некоммерческие организации и широким спектром направлений их деятельности.
1. Социально ориентированные НКО, общественные объединения с большим опытом работы видят «лакуны» в дорожных картах реализации стратегических направлений федеральных и региональных властей, работе организаций и предлагают свои услуги по их «закрытию». Примерами являются лоббирование правозащитным движением «Сопротивление» вопроса оказания помощи детям – жертвам преступлений и его инициатива по созданию центра помощи в поиске пропавших и пострадавших от насилия детей (сегодня – это функционирующий Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям).
«Лакуной» в системе постинтернатного сопровождения оказалась невозможность самостоятельного проживания выпускников коррекционных учреждений для детей-сирот. Решение в форме технологии сопровождаемого проживания предложено Карельской Региональной общественной организацией «Служба социальной реабилитации и поддержки».
2. Представители некоммерческих организаций входят в общественные, экспертные и координационные советы, активно участвуют в обсуждении законопроектов и отслеживают практику их применения. Только за 2013–2014 годы с их участием было принято более 40 поправок в действующее законодательство с целью оптимизации процедуры усыновления и передачи детей-сирот на воспитание в опекунские семьи, часть из этих поправок была оперативно скорректирована после сообщения о проблемах при применении новых норм (например, уточнение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью») в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 № 117).
3. Благотворительные фонды и НКО реализуют и финансируют за свой счет проекты, работающие на решение задач Нацстратегии. Благотворительные фонды «Ключ» и «Виктория», Благотворительный фонд социальных программ инвестиционной компании «Капиталъ» строят детские деревни и семейный городок для приемных семей, готовых принять на воспитание детей-сирот подросткового возраста, инвалидов, детей с ОВЗ, сиблингов.
Благотворительный Фонд «Абсолют Помощь» на средства Инвестиционной группы «АБСОЛЮТ» построил и запустил школу-интернат на 80 мест для детей с ограниченными возможностями здоровья из малообеспеченных и приемных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. В новом образовательном центре созданы оптимальные условия для комплексной реабилитации воспитанников, их успешной социальной адаптации. Школа-интернат уже стала экспериментальной и методической площадкой для обмена опытом и внедрения новых подходов в работе с детьми, нуждающимися в создании особых условий для обучения и воспитания. Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко проводит конкурсы для организаций разных форм собственности с целью поддержки семейного устройства детей-сирот, конкурс дневников замещающих родителей для формирования позитивного отношения общества к проблеме воспитания приемного ребенка [9].
Благотворительный фонд Святителя Василия Великого совместно с Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей организует конкурс «Область добра» с целью выявления и поощрения лучших региональных социальных программ и проектов, направленных на качественное улучшение социально-демографической ситуации и духовно-нравственного климата в регионах Российской Федерации, содействия тиражированию лучших практик и развития активного профессионального диалога между специалистами в области социально-демографической политики.
4. Некоммерческие организации разрабатывают и внедряют инновационные технологии и практики, которые впоследствии становятся общепризнанными, широко используются и отдельные из которых закрепляются законодательно. Широко известная сегодня в регионах социальная программа «Передышка», родившаяся в Санкт-Петербурге как пилотный проект АНО «Партнерство каждому ребенку», помогает детям с инвалидностью, давая родителям возможность получить помощь специально обученной профессиональной семьи, на время доверив ей заботу о ребенке.
Примером может служить деятельность Национального фонда защиты детей от жестокого обращения по разработке и внедрению 26 стандартов оказания специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, включая методические руководства. Этим же фондом была внедрена технология работы со случаем, которая сегодня уже является общепринятой и закрепленной в региональных документах. Только в одном городе Уфа Благотворительным фондом профилактики социального сиротства подготовлено около 600 кураторов ведения случая в организациях помощи семье и детям, органах опеки и попечительства.
Начавшись в телепередаче «Пока все дома» как видеосюжете о ребенке, оставшемся без попечения родителей, практика съемки ребенка и его окружения превратилась в создание видеоанкеты, в которой собрана видеоинформация о ребенке, нуждающемся в семейном устройстве: его состоянии здоровья, хобби, личностных качествах и т. д. Такая визуальная производная информация существенно повышает шанс ребенка встретиться с будущими родителями. Практически всю эту работу выполняют некоммерческие организации, привлекая профессиональных операторов. Видеоанкетирование охватило почти все регионы России и способствовало появлению методических рекомендаций Минобрнауки России по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации об указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье.
5. Некоммерческие организации активно изучают международный опыт, адаптируют и апробируют его. Ярким примером является проект «Маленькая мама», ориентированный на помощь несовершеннолетним матерям, прежде всего из числа выпускниц детских домов. Автором социальной практики была международная организация Кидсейф, а сегодня государственные и некоммерческие центры «Маленькая мама» успешно функционируют в городах Москва и Санкт-Петербург, Новосибирской области и других регионах, сделав их чисто российским опытом.
Результаты деятельности Российского Комитета «Детские деревни-SOS» доказали состоятельность лежащих в их основе принципов: проживание по семейному типу, постоянный штат воспитателей (SOS-мамы), подготовка к самостоятельной жизни, переход от зависимого проживания через полунезависимое к независимому в домах молодежи. Сегодня опыт шести детских деревень учтен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
6. Особенностью услуг, которые предоставляют НКО, является нацеленность на особые категории детей и семей, которым сложно и не всегда возможно получить необходимую поддержку в государственных учреждениях. Почти пять тысяч семей, имеющих детей с синдромом Дауна, получают ежегодно различные виды помощи в благотворительной организации «ДАУНСАЙД АП».
Ежегодно в России около 20 тыс. детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, перед тем, как попасть в дом ребенка, проходят обследование в больнице. Многие из них проводят в больничных стенах длительное время, и в народе их часто называют отказниками или больничными детьми. В городе Новосибирске Благотворительный фонд «Солнечный город» реализовал уникальный проект «Социальное отделение», в рамках которого для отказников был отремонтирован целый этаж больницы, где созданы палаты для сна, оборудованы большая игровая, комфортные ванные комнаты, работает персонал по уходу за детьми, нет контакта с инфекционными больными. Сегодня программа «Больничные дети» реализуется в 11 городах России. В 2014 году Фонд запустил новый проект «Сестринский уход», который предполагает уход профессиональных нянечек за малышами-сиротами, попавшими на лечение в больницы Новосибирска.
РОО (региональная общественная организация) «Соучастие в судьбе» оказывает правовую помощь выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа в любом регионе России, включая участие в судебных заседаниях, специализируясь на защите жилищных прав молодых людей.
7. За последние несколько лет выросла роль социально ориентированных НКО в выработке и реализации социальной политики в субъектах Российской Федерации. Либо в регионы приходят крупные благотворительные фонды со своими программами и паритетным финансированием, либо региональные НКО становятся ресурсными центрами по социальному проектированию и модернизации социальной политики, обучению специалистов и супервизии их деятельности, организации межведомственного и мультидисциплинарного взаимодействия. Значительную роль в усилении позиции НКО в регионах сыграл Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который при реализации своих программ в регионах обязательно включает в качестве партнеров некоммерческий сектор, предоставляет на конкурсной основе гранты НКО, публикует лучший опыт работы и разрабатывает для партнеров методические рекомендации.
Приведенные примеры показывают, что Национальная стратегия действий с ее четко поставленными задачами и путями реализации, разработанная с широким участием экспертов из некоммерческого сектора, способствует реализации специалистами НКО накопленного опыта и поиску инновационных социальных практик и технологий.
Сегодня работа с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, все больше требует индивидуального подхода. И здесь важную роль играют волонтеры и различные волонтерские движения1.
Пятого декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития, который был учрежден по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году. Второе название данного праздника – День волонтеров. Во Всемирной декларации добровольцев сказано, что добровольцы имеют полное право принимать активное участие в различных экономических и социальных программах, не требуя за труд вознаграждения.
Ежегодно Программой развития Организации Объединенных Наций составляется рейтинг Индекса человеческого развития (Human Development Index), являющийся комбинированным показателем, который характеризует развитие человека в странах и регионах мира. Среди показателей есть совокупный Индекс благотворительности (значение для России в 2014 году – 19), по которому Россия имеет 123 место в рейтинге. В него входят следующие показатели:
- процент населения, который оказывает помощь незнакомым людям, нуждающимся в помощи – 33%;
- процент населения, который делает пожертвования на благотворительные цели – 6%;
- процент населения, который участвует в волонтерской деятельности – 17%.
Начало 1990-х годов считается официальным периодом зарождения волонтерской деятельности в современной России. С этих пор волонтерство претерпело ряд существенных изменений. Одним из важных является преобразование волонтерского труда из неспециального (которым, наряду с физической помощью, уборкой территорий, ремонтом по мещений и т. п., можно считать и спонсорскую помощь) в своего рода профессиональную деятельность [1].
Объединение неравнодушных людей, возникшее как отклик на помощь отказным малышам в больницах, трансформировалось в организацию «Благотворительный фонд “Волонтеры в помощь детям-сиротам”» в силу понимания необходимости системного подхода к решению проблем. Сегодня у Фонда множество программ по трем основным направлениям профилактика социального сиротства, помощь детям в больничных и сиротских учреждениях, содействие семейному устройству. В реализации каждой из этих программ основную роль играют волонтеры. Более 500 постоянных добровольцев и 1,5 тыс. помощников ежедневно оказывают всестороннюю помощь по всем программам Фонда: они занимаются поиском необходимой информации в Интернете, участвуют в акциях сбора и доставки благотворительной помощи, в поездках к детям-сиротам с мастер-классами, ведут работу с семьями в сложных жизненных ситуациях, организуют процесс обследования и лечения детей-сирот и многое другое. Это один из многих примеров, которые демонстрируют неравнодушное отношение, гражданскую позицию людей разных возрастов.
Программы наставничества представляют собой эффективную и проверенную временем технологию социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми из социально незащищенных семей.
Межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры» занимается профессиональным наставничеством для детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, на протяжении 12 лет [2]. Технология наставничества предполагает индивидуальное взаимодействие волонтера-наставника и ребенка школьного возраста на регулярной и долгосрочной основе (не реже одного раза в неделю в течение минимум одного года). Работа с ребенком строится при профессиональном сопровождении психологов – специалистов программ. Общение ребенка с волонтером-наставником способствует его всестороннему развитию, обогащению социального опыта, развитию навыков общения, улучшению эмоционального состояния, ребенок получает возможность получить помощь и поддержку наставника, когда она особенно необходима.
В программе принимают участие дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети в замещающих семьях (приемные, опекунские семьи), дети, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети из неблагополучных кровных семей. В настоящее время в программе данной организации участвуют более 200 волонтеров и детей.
Сама технология реализации программы наставничества предполагает несколько этапов, начиная с диагностики и отбора волонтеров с последующим их обучением и подготовкой. Важным этапом является подбор и сопровождение пар «наставник–ребенок». Решение о подборе ребенку волонтера принимается специалистами программы на основании всей совокупности информации, полученной от волонтера, ребенка, опекуна (родителя). При этом учитываются пол и возраст участников, их личностные особенности, общность интересов и увлечений, потребности ребенка и возможности, навыки волонтера.
Профессиональное сопровождение пары «наставник–ребенок» осуществляется психологом – специалистом организации на регулярной основе и на протяжении всего времени участия в программе. В истории организации есть пары, которые сотрудничают уже на протяжении восьми лет.
В рамках программы реализуются следующие направления деятельности волонтеров-наставников: познавательное и мотивационное (расширение кругозора, посещение музеев, выставок, экскурсий и т. п.); социально-бытовое (развитие навыков, необходимых в самостоятельной жизни, для успешной адаптации в социуме – хозяйственно-бытовых, коммуникативных, рационального использования денежных средств и т. д.); обучающее (помощь в освоении школьной программы, дополнительное образование); профориентационное (помощь в выборе будущей профессии, определение сферы интересов, мотивация к обучению); здоровье и гигиена (правила гигиены, привитие ребенку норм заботы о своем здоровье); личностное развитие (развитие положительных личностных качеств, мотивации к продуктивной деятельности и т. д.); спортивное (совместные занятия спортом); творческое (освоение любого направления творческой деятельности, развитие воображения ребенка и его творческих способностей); досуговое (организация совместного досуга: игровая деятельность, прогулка в парке, чтение литературы и т .д.).
Одной из основных проблем для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является низкий уровень знаний и низкая мотивация обучения.
Сами наставники отмечают проблему низкого уровня образованности у детей, считают ее одной из наиболее насущных и требующих решения. В этом отношении, в первую очередь, обращается внимание на слабую технику чтения и математику (счет) как наиболее проблемные точки в способностях подопечных. Приведем выдержки из дневников наставников.
«Стало понятно, в какой-то момент, когда я попросила его почитать, что он читает с большим трудом. Буквально по слогам. И стало ясно, что нужно с этим что-то делать Ну, не может мальчик в тринадцать лет читать по слогам» (П., 34 года, наставник, опыт наставничества – 1 год).
«Была еще проблема, заключающаяся в том, что он не умеет считать. Для меня было открытием, когда я клала рубль или два, а он видел двенадцать. И я поняла, что с деньгами они не дружат. В тетрадках-то они считают, а на практике – нет. Долго мы с этим мучились, но я научила его считать» (А., 28 лет, наставник, опыт наставничества – 3 года).
Наставники решают проблему привлечения ребенка к учебе с помощью игрового подхода к образовательной деятельности, который помогает детям легче воспринимать информацию и не уставать. Показательным примером в этом отношении являются кейспары: волонтер придумала специальную игру для подопечного, стеснявшегося и отказывавшегося читать:
«Надо было как-то увлечь его чтением. Как я поняла, самостоятельно он принципиально против. Он понимает, что все другие ребята читают лучше него, а он читает плохо. И я придумала следующую игру, в которую, кстати, он искренне верит и думает, что это по-взрослому. Я сказала ему: а давай, ты будешь работать. Ты ведь хочешь купить машину “Скорой”. Тебе нужен чемоданчик, деньги. Я предложила ему работать иллюстратором. Я должна была приносить ему рассказы, сказки, а он будет делать иллюстрации. Так и началось его приучение к чтению» (П., 34 года, наставник, опыт наставничества – 1 год).
Таким образом, вовлекая ребенка в активную деятельность, волонтер сумела пробудить в нем стабильный интерес и желание научиться читать.
Обязательным элементом программ наставничества является оценка результатов работы. В табл. 1 приведены результаты взаимодействия пар ребенок–наставник.
Результаты взаимодействия |
Дети с наставниками от двух до шести лет |
Дети с наставниками |
Улучшение академической успеваемости |
82 |
18 |
Появление хобби |
73 |
27 |
Мотивация к обучению |
80 |
20 |
Повышение самооценки |
67 |
33 |
Повышение уверенности в себе |
66 |
34 |
Благотворительная организация «Хранители детства» при реализации программы «Надежное плечо. Социальная адаптация и наставничество» использует модель «гостевой семьи» с целью предоставления детям-сиротам возможность познакомиться и наладить отношения с потенциальными приемными родителями или взрослыми наставниками. В результате не менее 50% подростков нашли себе наставников, что дало основу для возникновения доверительных межличностных отношений.
Требования, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и анализ контингента воспитанников в организациях для детей-сирот, где под надзором находятся более 70% подростков, 25% детей с ОВЗ и более 50% сиблингов, обусловливают необходимость развития института наставничества в условиях деинституционализации детей-сирот [6; 8].
Особенности организации наставничества связаны с тем, что ребенок-сирота помещается под надзор организации временно до его дальнейшего семейного устройства (хотя, по понятным причинам некоторым из них придется все-таки провести свою жизнь в стенах организации и стать выпускниками детских домов и школ-интернатов). Благодаря успешной паре наставник–воспитанник, ребеноксирота может перейти на воспитание в приемную семью или вернуться в кровную. Очень важно мотивировать родителей ребенка на продолжение отношений с наставником. Ведь многие проблемы развития ребенка в условиях институционализации не смогут быть решены одномоментно в семье, а ситуация разрыва сложившихся отношений может негативно сказаться на личностном развитии ребенка и его способности формировать привязанность. Продолжение наставничества в замещающей семье с поддержкой новых родителей может стать инструментом профилактики возврата детей из семьи обратно в учреждение.
Наставники могут быть востребованы в замещающих семьях, которые приняли на воспитание детей-сирот с проблемами в поведении, с ограниченными возможностями здоровья. Как показывают всероссийские и региональные мероприятия в области спорта и культуры, среди детей-сирот немало одаренных и способных детей, и нужен немалый труд, чтобы сопровождать детей на занятия, регулярно заниматься с ними. Здесь также могут помочь наставники.
Наставничество предусматиривает следующие социализирующие эффекты:
- общение ребенка и ответственного взрослого человека формирующее личностный коммуникативный канал социализации;
- персонализация социальной ответственности ребенка, выраженная в стремлении к сотрудничеству с конкретным взрослым человеком;
- компетентностная (консультативная и тренерская) поддержка взрослым человеком индивидуальных усилий ребенка, реализующего собственный личностный план развития.
Волонтерские программы и наставничество являются важнейшим ресурсом поддержки развития личностного потенциала воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и содействия их эффективной социальной интеграции[3; 4; 7].
Сегодня во всех регионах России в соответствии со Стратегическим направлением «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» проводится реорганизация и реформирование организаций для детей-сирот [6]. Перед сотрудниками организаций ставятся новые профессиональные задачи, включая подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, сопровождение выпускников, содействие передаче детей на семейные формы воспитания, работа с родителями, лишенными родительских прав, и др. Эффективно решить их можно через сотрудничество с социально ориентированными некоммерческими организациями и внедрение института наставничества.
В табл. 2 приведен анализ различных целевых групп добровольцев, который может быть использован при выборе партнера при реализации различных проектов.
Целевые группы добровольцев |
Плюсы |
Минусы |
Индивидуальные добровольцы |
Могут предложить уникальные услуги, искреннее желание работать |
Требуется проверка предлагаемых услуг. Индивидуальная работа с каждым добровольцем занимает много времени Сложность контроля |
Социально ориентированные НКО |
Предлагают востребованные, актуальные услуги. Подобранный под задачу коллектив сотрудников. Несут ответственность за своих со- трудников |
Прекращают программы в случае |
Добровольческие объединения |
Предлагают услуги в соответствии с возможностями членов объединения; эмоционально готовы на реше- ние большого круга проблем |
Не несут ответственности в такой степени как НКО. Разная степень квалификации у членов объединения. |
Студенты образовательных организаций профессионального образования |
Массовое участие (возможно в пе- риод практики студентов). Больше доверия к молодым людям со стороны воспитанников, приемных детей |
Краткосрочность взаимодействия, нужен постоянный контроль. Нет осознания собственного мотива добровольческой деятельности. |
Кандидаты в замещающие родители, усыновители |
Волонтерство в организации для детей-сирот можно использовать как желание кандидатов познакомиться с условиями жизни воспитанников, с самими детьми. Проведение волонтерской практики может быть обязательным при об- |
Краткосрочность. Повышенная эмоциональность. Волонтерство может быть сведено к поиску «своего» ребенка |
Замещающие родите- ли и усыновители |
Имеют собственный опыт, знакомы с проблемами. Пользуются доверием других приемных семей, которые могут рассказать то, что не готовы сообщать официальным структурам |
Нет системных знаний теоретических основ для работы в ШПР и в службах сопровождения, для осмысления собственного опыта |
Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Есть личный опыт самостоятельной жизни. Больше доверия к ним |
Необязательность, непредсказуемость. Нужен контроль за информацией |
Бизнес-структуры, |
Массовость участия, возможны значительные дополнительные ресурсы |
Для многих сотрудников является «обязаловкой». Часто присутствует |
Одна из наиболее широких сфер взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и добровольцев – это содействие социальной интеграции и адаптации воспитанников организации для детей-сирот и их замещающих семей, создание равных стартовых возможностей, участие в подготовке к самостоятельной жизни, включению в жизнь общества. Это достигается путем организации следующих видов деятельности [5].
1. Создание личностно-развивающей деятельностной среды, раскрытие личностного потенциала детей.
Участие волонтеров в формировании разнообразной деятельностной развивающей среды решает типичные для организации для детей-сирот проблемы:
– помогает детям сформировать собственную уникальную индивидуальность;
– способствует преодолению инфантилизма, расширяя возможности для индивидуального ответственного выбора,
– расширяет спектр разнообразных форм развивающей деятельности, в наибольшей степени отвечающих интересам и потребностям ребенка.
Для замещающих семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и не имеющих достаточного дохода, возможность получения дополнительной помощи в развития детей является крайне актуальной.
2. Развитие социальной, бытовой и академической компетентности детей и подростков в организациях и замещающих семьях.
Волонтеры оказывают дополнительные услуги, направленные на развитие компетентностей у детей:
– бытовой компетентности – помощь в приобретении бытовых и жизненно важных навыков, обучение ведению домашнего хозяйства, личного документооборота т. д. Особенно актуально перед выпуском из детского дома, в процессе ознакомления ребенка с инфраструктурой его будущего проживания;
– социальной компетентности – на современном рынке труда все в большей степени требуются не только образовательные компетенции, но и навыки и умения, которые являются основой любой профессиональной деятельности и общественного взаимодействия: навыки эффективного социального взаимодействия и межличностного общения, когнитивные навыки и культура мышления, профориентационные навыки, компетенции ведения здорового и безопасного образа жизни, навыки личностной эффективности;
– академической компетентности – развитие общеучебных умений и навыков и помощь в освоении учебной программы, построении индивидуальной образовательной траектории.
3. Обеспечение дополнительных мер по защите прав и интересов ребенка, замещающей семьи, реализация программ наставничества.
Участие добровольцев предоставляет каждому ребенку возможность получить индивидуальную помощь в форме социального наставничества. В этом направлении, например, важна волонтерская деятельность студентов юридических факультетов (под супервизорством опытных преподавателей), которые могут знакомить своих «подопечных» с их правами и обязанностями, сопровождать выпускников при оформлении документов, стать при необходимости «личными адвокатами».
Открытость и публичность организаций для детей сирот обеспечивает участие добровольцев на законных основаниях в целевой деятельности организаций для детей сирот, создает условия для объективного общественного контроля за соблюдением прав воспитанников, способствует в полной мере реализации демократических принципов открытости и публичности государственных организаций для детей-сирот.
Программы наставничества позволяют предоставить всем детям, находящимся в организациях для детей-сирот, и выпускникам этих организаций взрослого наставника, способного обеспечить поддержку с учетом индивидуальных потребностей и интересов ребенка, мотивировать личностное саморазвитие и оказывать действенную поддержку. Наставники нужны семьям, принявшим на воспитании детей сложных категорий: с ОВЗ, подростков с асоциальным поведением, сиблингов, несколько детей сразу. Появление наставников в семье будет служить профилактике возвратов, способствовать процессу адаптации ребенка в новой семье.
4. Привлечение дополнительных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.
Фандрайзинг – привлечение денежных средств и материальных ресурсов, необходимых для поддержки воспитанников и реализации социальных проектов – реализуется добровольцами в форме благотворительных и социальных проектов, PR-акций, организации спонсорства и меценатства. Краудсорсинг – привлечение ресурсов от населения, как в форме натуральной помощи (лекарственные препараты, одежда, канцелярские принадлежности, книги, электронная техника и т. д.), так и в форме сбора частных пожертвований. Для краудсорсинга активно используются электронные и реальные социальные сети.
Важную роль в привлечении дополнительных ресурсов играет использование медийных персон (так называемое общественное попечительство). Люди, известные в обществе и обладающие общественным положением, могут привлечь внимание к проблеме, увлечь своим примером, объединить усилия тех, кто оказывает помощь.
Использование технологий «равный-равному», «такой как я» привлекает к реализации добровольческих программ и проектов выпускников организаций для детей-сирот, которые стали узнаваемы и имеют позитивную социальную репутацию. Такой же принцип существует для добровольцев из числа замещающих семей при взаимодействии с кандидатами в замещающие родители и другими замещающими семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение высокопрофессиональных специалистов (так называемых pro bono) к оказанию социальных, просветительских, воспитательных и иных профессиональных услуг, востребованных как для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и для замещающих семей.
Привлечение «pro bono» специалистов к оказанию добровольческой помощи предполагает оказание социальных услуг в соответствии с квалификацией специалиста. К наиболее распространенным формам оказания «pro bono» услуг относятся следующие: медико-социальная реабилитация, психолого-педагогическая работа, менеджмент и администрирование социальных проектов, социальная работа, просветительская деятельность, воспитательная деятельность, юридическое сопровождение, экономический консалтинг, разработка и администрирование социальных сетей и информационных ресурсов.
Это направление очень актуально для замещающих семей, проживающих в сельской местности, где отсутствуют необходимые специалисты – юристы, врачи узкой специализации, детские психиатры, психологи и пр.
6. Оказание помощи специалистам. Добровольцы могут оказывать помощь и поддержку специалистам организаций для детей сирот, школ приемных родителей и служб сопровождения, предоставляя на принципах дополнительности и усиления эффективности ряда услуг: добровольное ассестирование профессиональной деятельности специалистов, консультационная, научно-методическая и образовательная поддержка специалистов, помощь в информационном обеспечении профессиональной деятельности.
7. Содействие семейному устройству детей-сирот и сопровождение замещающих семей. В рамках реализации программ семейного жизнеустройства волонтеры могут выступать в следующих ролях: социальный рекрутер, домашний помощник, наставник семьи, наставник приемного ребенка.
Основные направления взаимодействия:
– участие волонтеров в процессе информирования населения о воспитанниках организаций для детей-сирот, ожидающих семейного устройства;
– поиск гостевых семей, готовых добровольно краткосрочно принимать детей;
– участие добровольцев в поиске и подборе кандидатов в замещающие родители;
– участие добровольцев в работе с родителями, лишенными родительских прав, с целью восстановления их в родительских правах; с родителями, находящимися в местах лишения свободы и пр;
– участие волонтеров в работе с мамамиотказницами в домах ребенка; – участие добровольцев в поиске и подборе кандидатов в приемные родители для конкретных воспитанников, имеющих проблемы с семейным устройством в связи с наличием ограниченных возможностей здоровья, наличием братьев и сестер, подростковым возрастом и проблемы с поведением (например, технология социального рекрутмента семей); – участие добровольцев в подготовке приемных родителей (например, специалисты могут проводить занятия по проблемным вопросам, замещающие родители – делиться опытом воспитания приемного ребенка и пр.); – участие волонтеров в сопровождении замещающих семей, их консультировании, создание сети поддержки новых приемных семей; – содействие в создании и работе различных ассоциаций, клубов приемных родителей и прочих общественных объединений;
– содействие в организации различных мероприятий – «ивентов» для организации знакомства воспитанников с гражданами, кандидатами в замещающие родители.
При участии волонтеров в данной работе необходимо соблюдать законодательство, накладывающее ограничения на распространение личной информации о воспитанниках, которое может идентифицировать ребенка и место его нахождения. Оказание добровольческой помощи должно соответствовать целям и задачам взаимодействия и строиться на следующих принципах.
1. Дополнительный характер услуг. Базовый принцип оказания волонтерских услуг, предполагающий отсутствие в деятельности добровольцев дублирования основных функциональных обязанностей сотрудников организаций, служб, замещения услуг высококвалифицированных специалистов добровольческим трудом, использования добровольческого труда вне соответствия с целями и задачами программ взаимодействия.
В то же время, предлагаемые услуги должны отвечать интересам и потребностям личностного развития детей в организациях и замещающих семьях, создавать дополнительные условия, повышающие эффективность деятельности организаций и социальное самочувствие детей.
2. Востребованность услуг. Предлагаемые услуги должны быть обоснованы и востребованы организацией для детей-сирот и ее воспитанниками, ШПР и службами сопровождения, отвечать актуальным и перспективным целям и задачам развития.
3. Сбалансированность программ воспитательного воздействия. Программы волонтерского участия должны учитывать педагогическую, временную и физическую нагрузку ребенка, должны быть сбалансированы с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Волонтерские программы должны быть максимально учтены в текущем и перспективном плане деятельности организации, служб сопровождения, находиться в естественной взаимосвязи с другими формами и направлениями педагогического воздействия и поддержки.
4. Системность. Создание условий и предоставление социальных услуг, оказывающих позитивное системное воздействие на положение воспитанников организаций для детей-сирот, замещающих семей, прежде всего, в сфере социальной интеграции. Некоторые семья чувствуют себя «особенными», страдают от негативного отношения со стороны общества.
5. Добровольное участие детей и замещающих семей. Дети и семьи имеют полное право на добровольное участие или неучастие в предлагаемых программах взаимодействия.
Дополнительными социально-психологическими эффектами являются: повышение мотивации личностного роста и гражданского участия детей и замещающих семей; создание положительного социального имиджа воспитанников организаций для детей-сирот и семейных форм устройства; развитие реальных социальных сетей с участием воспитанников, детей из замещающих семей, их родителей и добровольцев; вовлечение детей и подростков всех форм устройства в просоциальную деятельность.
Эффективность деятельности социально ориентированных НКО во многом связана с тем, что проекты реализуются при участии различных партнеров как из государственного сектора, так и из бизнес-сообщества.
В международной и отечественной практике при реализации межсекторного взаимодействия принято руководствоваться основными шестью принципами, которые обеспечивают развитие социального партнерства. Эти принципы основываются на требованиях, связанных с признанием и принятием необходимости партнерства; разработкой ясных и реализуемых целей; выполнением обязательств; созданием и поддержанием доверия; созданием четких и надежных механизмов партнерства; проведением мониторинга, оценки и обучения.
Обучением специалистов некоммерческих организаций занимаются как государственные организации, так и общественные объединения. По заказу Минэкономразвития России Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проводится обучение работников социально ориентированных некоммерческих организаций. Специальные школы некоммерческих организаций, созданные при комитетах общественных связей, предоставляют постоянно действующие программы повышения квалификации, в рамках которых систематически проводятся семинары, охватывающие самые разнообразные вопросы деятельности некоммерческих организаций, вопросы взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с органами государственной власти, коммерческими структурами и многое другое.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет проект «Внедрение модулей программ повышения квалификации и учебно-методических комплексов для специалистов, обеспечивающих взаимодействие с общественными и благотворительными организациями, при реализации программ профилактики социального сиротства, развития семейных форм устройства детей, социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в рамках которого совместное обучение проходят, как специалисты органов управления образованием, опеки и попечительства, учреждений системы образования, так и специалисты некоммерческих, благотворительных организаций и волонтеры. Таким образом, для специалистов некоммерческих организаций и волонтеров открываются широкие возможности повышения своих профессиональных компетенций.
Подтверждением профессионализма НКО является предложение Президента России В.В. Путина в начале 2016 года передать часть социальных функций региональных властей в сферу деятельности неправительственных организаций. Во всем мире ставка на негосударственные структуры делается с учетом способности НКО предоставлять социально значимые услуги населению со значительно меньшими затратами в отличие от государственных органов власти и учреждений. Привлечение служб социально ориентированных некоммерческих организаций позволяет также снизить нагрузку на специалистов государственных учреждений, а также дает возможность улучшить качество предоставления услуг и их эффективность.
С 1 января 2015 года вступил в силу закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 5 закона система социального обслуживания включает в себя и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Новый закон дает возможность общественным организациям получить не только дополнительное финансирование, но и качественно расширить свою работу с детьми и их семьями.
Анализ ситуации показывает, что, несмотря на принимаемые решения и действия, более эффективному взаимодействию социально ориентированных НКО, волонтерских движений и государственного сектора препятствуют следующие факторы: несовершенство законодательной базы, слабая координация деятельности некоммерческих и благотворительных организаций на уровне региона (муниципалитета), неоднозначность оценок действия НКО и ее результативности (отсутствуют критерии оценки) со стороны региональных властей, неразвитость системы подготовки кадров для НКО, «боязнь» властей передать определенные функции и полномочия НКО как государственному партнеру, в большей степени в НКО видят источник дополнительного труда, материальных средств.
В случае продолжения Национальной стратегии действий в интересах детей после 2017 года, необходимо предусмотреть в качестве механизма ее реализации принятие не Плана первоочередных мероприятий правительства, где нет места некоммерческому сектору, а Национального плана по ее реализации, куда на правах партнеров-исполнителей могут войти социально ориентированные НКО, благотворительные фонды, добровольцы.
1. Сегодня в России в отсутствие современного законодательства равнозначно используются оба термина – волонтерство и волонтер, добровольчество и доброволец
Литература
- Бодренкова Г.П. Системное развитие до- бровольчества в России: от теории к практике: учеб.-метод. пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.
- Горячева А.А., Яценко Р.П., Телицына А.Ю. Наставничество – как практика социокультурной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное пар- тнерство: педагогическая поддержка субъектов образования: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 243–251.
- Курагина Г. Социальная адаптация выпуск- ников детских домов средствами волонтерской деятельности // Социальное обслуживание се- мей и детей: науч.-метод. сборник. Вып. 4. Адап- тация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей. СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методиче- ский центр “Семья”», 2015. С. 142–147.
- Лобынцева С.В., Филонов Н.Л. Минимальный набор социальных компетенций и его выявление (из опыта работы Благотворительного фонда «Большая перемена» по поддержке выпускников детских домов) // Социальное обслуживание се- мей и детей: науч.-метод. сборник. Вып. 4. Адап- тация к условиям самостоятельного проживания выпускников Организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методиче- ский центр “Семья”», 2015. С. 197–210.
- Решетников О.В. Корпоративное доброволь- чество: науч.-метод. пособие. М.: ООО «Изда- тельство “Проспект”». 2010. 152 с.
- Семья Г.В. Деинституционализация детей- сирот: реформирование сети учреждений интер- натного типа и развитие спектра услуг для детей и семей. М.: Вариант, 2012. 112 с.
- Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, лишенных родителей // Прикладная пси- хология и психоанализ. 2003. № 1. С. 29–34.
- Справочник учреждений и организаций, активных в деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: справочник / Сост. Е.А. Бестаева. СПб.: Санкт-Петербургский ин- ститут раннего вмешательства, 2008. 98 с.
- Укрепляя семейные связи. Из опытов регионов. Семья и дети. М.: Фонд Тимченко, 2015. 115 с.
- Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ. М.: МГОУ, 2015. 202 с.
- Эффективные региональные модели и луч- шие практики профилактики социального сиротства, устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их сопровождения: сб. материалов «круглого стола» (Москва, 4 апреля 2013 года). М. ООО «Вариант». 2013. 196 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3366
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 2334
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1