Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер – их роль в повышении качества профессионального труда

1642

Аннотация

Представлен анализ состояния проблемы разработки стандартов профессиональной деятельности за рубежом и в России. В первую очередь обращается внимание на стандарты профессиональной деятельности для работников социальной сферы, которые имеют межведомственный характер. Обосновывается целесообразность при создании профессиональных стандартов (ПС) для социальной сферы как целостной отрасли проектирование и рассмотрение сразу всей системы ПС; результаты проектирования на макроуровне отражаются в документе, называемом «отраслевой квалификационной рамкой». Обращается внимание на то, что: 1) реальная деятельность профессионалов в социальной сфере имеет отчетливую гуманитарную направленность и ее объектом становятся часто принципиально различные категории населения; 2) сложность работы в социальной сфере зачастую связана с необходимостью взаимодействия разных специалистов, а организация их работы носит межведомственный характер. Выделяются факторы, влияющие на разработку и внедрение профессиональных стандартов в разных странах. Рассматриваются основные направления стратегии разработки и применения профстандартов работников образования и социальной сферы в России.

Общая информация

Ключевые слова: социальная сфера, профессиональный стандарт, межведомственное взаимодействие в социальной сфере, зарубежный опыт, подготовка кадров для социальной сферы

Рубрика издания: Подготовка кадров для работы с уязвимыми категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210110

Для цитаты: Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 119–129. DOI: 10.17759/pse.2016210110

Фрагмент статьи

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающий разработку и утверждение к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов, совпал по времени с реализацией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Поставленные в Нацстратегии задачи в области защиты прав детей, их образования и воспитания, обеспечения семейного окружения требуют инновационного подхода к кадровой политике – введения новых профессиональных стандартов в социальной сфере.

Литература

  1. Бессарабова  О.Н.  Образовательные  стан- дарты средней школы США: состояние и тенденции развития: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 223 с.
  2. Разумова  Е.В.   Стандартизация  образова- ния в России и за рубежом: 80-е гг. XX – начало XXI вв.: сравнительный анализ: дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 219 с.
  3. Шульга Т.И. Новые направления кадровой политики   специалистов    социальной    сферы. К проблеме разработки профессиональных стан- дартов // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 3. С. 23–32.
  4. Introduction to Standards [Электронный ре- сурс]. URL: http://www.tda.gov.uk/upload/resources/pdf/l/introduction_to_standards.pdf (дата обращения: 03.02.2010).
  5. Professional Standards for Teachers [Электронный ресурс]. URL: http://www.tda.gov.uk/teachers/professionalstandards/standards/qts.aspx (дата обращения: 03.02.2010).
  6. Professional standards for the accreditation of teacher preparation institutes. N.Y.: NCATE, 2008. 92 p.
  7. Qualified Teacher Status [Электронный ре- сурс]. URL: http://www.tda.gov.uk/Recruit/thetrainin-gpro-cess/qualifiedteacherstatus.aspx (дата обращения: 03.02.2010).
  8. SEDA. Professional Development Framework. Core  development  outcomes  [Электронный  ресурс]. URL: http://www.seda.ac.uk/pdf/11%20SEDA%20PDF_Core.htm (дата обращения: 03.02.2010).
  9. SEDA. Professional Development Framework. Values or principles [Электронный ресурс]. URL: http://www.seda.ac.uk/pdf/11%20SEDA%20PDF_Principles.htm  (дата обращения: 03.02.2010).
  10. Skills Tests [Электронный ресурс]. URL: http://www.tda.gov.uk/Recruit/thetrainingprocess/qualifiedteacherstatus/skillstest.aspx (дата обращения: 03.02.2010).
  11. Standards Framework [Электронный ресурс]. URL: http://www.tda.gov.uk/upload/resources/pdf/s/standards_framework.pdf (дата обращения: 03.02.2010).
  12. Standards Guidance [Электронный ресурс]. URL: http://www.tda.gov.uk/partners/ittstandards/guidance_08/qts (дата обращения: 03.02.2010).
  13. The UK professional standards framework for teaching and supporting learning in higher education, 2006. 4 p.
  14. White Paper. The future of  higher education. Crown Copyright, 2003. 115 p.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2505
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1642
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0