Опыт развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

1631

Аннотация

Описывается формирование интравербального поведения, включающего в себя понимание прочитанного, диалог и ответы на вопросы, а также мысли и воспоминания. Отмечается, что такое поведение является базой для обучения простым коммуникациям, развития академических навыков, овладения профессиональными умениями. Многие люди с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности в освоении интравербального поведения, и до сих пор не существует методики, позволяющей научить их использовать его функционально верно и полно. Авторы отмечают, что исследование эффективности различных видов подсказки в обучающих тренингах выполнено с целью оптимизации обучения интра- вербальному поведению детей с РАС. Проанализирована эффективность освоения навыка ответа на вопрос в условиях применения текстовых и эхоидных подсказок. Представлены результаты эксперимента с двумя испытуемыми, детьми разного пола 8 и 17 лет, имеющими диагноз «аутизм», в котором установлена более высокая эффективность текстовой подсказки. Делается вывод о том, что для вопросов, имеющих несколько или мно- го правильных ответов, разница в эффективности текстовой и эхо- подсказок более существенна, чем для простых вопросов, имеющих единственный верный ответ.

Общая информация

Ключевые слова: прикладной анализ поведения, вербальные операнты, запрос, имитация, называние, интравербальное поведение

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210308

Для цитаты: Первушина О.Н., Трубицына А.Н., Кондратьева Н.Г., Плисковская Е.Н. Опыт развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 67–76. DOI: 10.17759/pse.2016210308

Фрагмент статьи

В своей книге «Вербальное поведение» [10] Б.Ф. Скиннер представил концепцию и классификацию основных элементов речи, названных им вербальными оперантами, построенную на их функциональном отношении к предшествующим акту речи событиям и его последствиям. Дальнейшие исследования вербального поведения, обзор которых представлен, в частности, в статье S. Oah и Dickinson [8], подтвердили положения Скиннера о функциональном различии между элементарными вербальными оперантами и, как следствие, о том, что обучающие программы не могут быть успешными, если они не предполагают отдельного обучения каждому элементарному вербальному операнту.

Литература

  1. Carbone V.J. Clinical Applications of Verbal Behavior Research with Children with Autism. International Asso- ciation of Behavior Analysis. Boston. MA, 2004.
  2. Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied be- havior analysis. Second edition. Pearsons, Columbus, Ohio, Merrill Prentice Hall, 2007.
  3. Drash P.W., High R.L., Tudor R.M. Using Mand Train- ing to Establish an Echoic Repertoire in Young Children with Autism // The Analysis of Verbal Behavior. 1999. № 16. P. 29–44.
  4. Kelley M.E., Shillingsburg M.A., Castro M.J., Addison L.R. Further Evaluation Of Emerging Speech In Children With Developmental Disabilities: Training Verbal Behav- ior // Journal of Applied Behavior Analysis. 2007. № 40 (3). P. 431–445. doi: 10.1901/jaba.2007.40-431
  5. Kodak T., Clements A. Acquisition of mands and tacts with concurrent echoic training // Journal of Ap- plied Behavior Analysis. 2009. № 42. P. 839–842. doi: 10.1901/jaba.2009.42-839
  6. Marchese N.V., Carr J.E., LeBlanc L.A., Rosati T.C., Conroy S.A. The Effects of the Question “What is This?” on Tact-Training Outcomes of Children with Autism // Journal of Applied Behavior Analysis. 2012. Vol. 45(3). P. 539–547. doi: 10.1901/jaba.2012.45-539
  7. Neef N.A., Walters J., Egel A.L. Establishing genera- tive yes/no responses in developmentally disabled chil- dren // Journal of Applied Behavior Analysis. 1984. Vol. 17 (4). P. 453–460. doi: 10.1901/jaba.1984.17-453
  8. Oah S., Dickinson A.M. A review of empirical studies of verbal behavior // The Analysis of Verbal Behavior. 1989. № 7. P. 53–68.
  9. Shafer E. A Review of Interventions to Teach a Mand Repertoire // The Analysis of Verbal Behavior. 1995. № 12. P. 53–66.
  10. Skinner B. F. Verbal Behavior. Acton. MA: Copley Publishing Group, 1957. 458 p. doi:  10.1037/11256- 000

Информация об авторах

Первушина Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, декан факультета психологии, директор, зав. кафедрой психологии личности, Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, Новосибирск, Россия, e-mail: olgap7@yandex.ru

Трубицына Анна Николаевна, исследователь Центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3702-4693, e-mail: atrubicyna@ngs.ru

Кондратьева Надежда Геннадьевна, ассистент кафедры психологии личности факультета психологии, сотрудник, Междисциплинарного Центра прикладного анализа поведения, Новосибирск, Россия, e-mail: n.kondratyeva@nsu.ru

Плисковская Евгения Николаевна, психолог кафедры психологии личности факультета психологии, сотрудник, Междисциплинарный Центр прикладного анализа поведения, Россия, e-mail: evgeniya-kalikina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5667
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1631
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6