Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 3. С. 25–33
doi:10.17759/pse.2016210304
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Оценка развития русского языка (ОРРЯ) как стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до 9 лет
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: оценка развития русского языка, стандартизованная диагностика, психометрические показатели методики, словарный запас, синтаксические и морфологические особенности языка, семантические конструкты, когнитивное развитие
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210304
Для цитаты: Прихода Н.А. Оценка развития русского языка (ОРРЯ) как стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до 9 лет // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 25–33. DOI: 10.17759/pse.2016210304
Фрагмент статьи
Чтобы получить подробные данные об отклонении психического развития у русскоговорящих детей с РАС, необходимо разрабатывать стандартизованные диагностические методики. Их применение позволяет не только собирать данные о развитии и использовать полученную информацию для составления на их основе индивидуальных программ коррекции и обучения, но и собирать статистику об особенностях психического развития людей с РАС. На данный момент такая статистика в России не ведется, что приводит к отсутствию специализированных научно подтвержденных методов коррекции и обучения.
Литература
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-спра- вочник по психологической диагностике / Отв. ред. С. Б. Крымский. Киев: Наукова думка, 1989. 200 с.
- Виноградова К.Н. Речь и коммуникация при расстойствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 2(47). С. 17–28.
- Лебедева Т.В. Новый подход к исследованию овладения русским языком детьми дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 3. URL: http:// psyedu.ru/journal/2014/3/Lebedeva.phtml (дата обращения: 07.08.2016).
- Лебедева Т.В. Психологическая оценка речевых и языковых трудностей у детей дошкольного возраста // Специальное образование. 2016. № 1. С. 75–84.
- Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова, Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 2(47). С. 8–16.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; 10-й пересмотр: в 3 т. Т. 1. Ч. 1 / Пер. с англ. М.В. Максимовой, С.К. Чемякиной, А.Ю. Сафроновой / Изд. ред. А.Г. Трушевская. Женева: ВОЗ, 1995. 698 с.
- Babyonyshev M., Hart L., Reich J., Kuznetsova J., Rissman R., Grigorenko E. L. Оценка развития русского языка [Assessment of the Development of Russian]. Unpublished assessment. 2007.
- Carrow-Woolfolk E. Comprehensive Assessment of Spoken Language (CASL) [Kit]. Circle Piness, Minn: American Guidance Service, 1999.
- Cattell R., Cattell A. Handbook for the individual or group culture fair intelligence test. Savoy, IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1960.
- Hammill D.D., Newcomer P.L. Test of language development: Intermediate [Kit]. Austin, TX: PRO-ED, 1982.
- Kornilov S.A., Lebedeva T.V., Zhukova M.A., Prikhoda N.A., Korotaeva I.V., Koposov R.A., HartL.,ReichJ.,GrigorenkoE.L.Languagedevelopment in rural and urban Russian-speaking children with and without developmental language disorder // Learning and Individual Differences. 2016. № 46. P. 45–53.
- Kornilov S.A., Rakhlin N., Grigorenko E.L. Morphology and developmental language disorders: new tools for russian // Psychology in Russia: State of the Art. M.: Russian Psychological Society, 2012. P. 371–387.
- Rakhlin N., Kornilov S.A., Reich J., Babyonyshev M., Koposov R.A., Grigorenko E. L. The Relationship between Syntactic Development and Theory of Mind: Evidence from a Small-Population Study of a Developmental Language Disorder // Journal of neurolinguistics. 2011. № 24(4). P. 476–496.
- Semel E., Wiig E.H., Secord W.A. Clinical Evaluation of Language Fundamentals, Third Edition [Kit]. San Antonio: The Psychological Corporation, Harcourt Brace & Co, 1995.