Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами

5867

Аннотация

Авторы представляют три скрининговых метода, которые могут применяться специалистами психолого-педагогического профиля для определения того, относится ли ребенок к целевой группе «спектр аутизма». Два из них (Социально-коммуникативный опросник и Опросник расстройств аутистического спектра) представляют собой опросники родителей, а один (Оценка психического статуса при аутизме) – метод наблюдения за ребенком. Все три инструмента применялись в группе из 132 детей с состояниями, связанными со спектром аутизма, другими заболеваниями, а также детей типичного развития. Значения коэффициента корреляции между суммарными баллами всех методов на уровне 0,7–0,82 свидетельствуют о высокой конвергентной валидности методов. В статье обсуждаются преимущества каждого из методов, которые могут пригодиться специалистам при составлении диагностического инструментария.

Общая информация

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, опросник родителей, скрининг, «Социально-коммуникативный опросник», «Опросник расстройств аутистического спектра», «Оценка психического статуса при аутизме», конвергентная валидность

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210302

Для цитаты: Сорокин А.Б., Зотова М.А., Коровина Н.Ю. Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 7–15. DOI: 10.17759/pse.2016210302

Фрагмент статьи

Распространенность аутизма и связанных с ним состояний имеет устойчивую тенденцию к росту [9]. При этом к специалистам психолого-педагогического профиля часто обращаются родители детей, не имеющих клинического диагноза «детский аутизм», «атипичный аутизм» и т. д., который определяется врачом-психиатром на основании установленных в каждой стране критериев классификации болезней.

Литература

  1. Зотова М.А. Использование методов предвари- тельной диагностики и опросников родителей для выявления РАС: автореф. выпускной квалификаци- онной работы (магист. дисс.). М., 2016. 13 с.
  2. Майес С.Д. CASD. Опросник расстройств аути- стического спектра / Пер. с англ. Е. Литвиненко. [Б.м.]: Western Psychological Services; Giunti O.S., 2015. 47 с.
  3. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и пове- денческих расстройств. СПб.: Адис, 1994. 301 с.
  4. Раттер М., Бэйли Э., Лорд К. SCQ. Социально- коммуникативный опросник: руководство / Перевод на русский язык и адаптация А. Моховикова, О. Донец, Е. Давыдовой, А. Сорокиа [Б.м.]: Western Psychological Services; Giunti O.S., 2014. 40 с.
  5. Раттер М., Куто Э., Лорд К. ADI-R. Интервью для диагностики аутизма: руководство / Перевод на рус- ский язык и адаптация О. Донец, А. Моховикова, Д. Переверзевой, А. Сорокина; под общ. ред. А. Сорокина. [Б. м.]: Western Psychological Services; Giunti O.S., 2014. 122 с.
  6. Diagnostic    and    Statistical    Manual    of    Mental Disorders : DSM-5. Washington, D.C.: American Psychiatric Association, 2013. 947 с.
  7. Grodberg D, Siper P, Jamison J, Buxbaum J.D, Kolevzon A.A Simplified Diagnostic Observational Assessment of Autism Spectrum Disorder in Early Childhood // Autism Res. 2016 Apr. Vol. 9(4). P. 443– 449. doi: 10.1002/aur.1539.
  8. Grodberg D, Weinger P.M, Kolevzon A, Soorya L, Buxbaum J.D. Brief Report: the Autism Mental Status Examination: Development of a Brief Autism-Focused Exam // J. Autism Dev Disord. 2012 Mar. Vol. 42(3). P. 455-459. doi: 10.1007/s10803-011-1255-4
  9. Hansen S.N., Schendel D.E, Parner E.T. Explaining the Increase in the Prevalence of Autism Spectrum Disorders:  the  Proportion   Attributable   to   Changes in Reporting Practices // JAMA Pediatr. 2015  Jan. Vol. 169(1). P. 56–62. doi: 10.1001/jamapediatrics. 2014.1893
  10. ICD-11 Beta Draft. Joint  Linearization  for Mortality and Morbidity Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://apps.who.int/classifications/ icd11/browse/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who. int%2ficd%2fentity%2f437815624 (дата обращения: 30.06.2016).

Информация об авторах

Сорокин Александр Борисович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный консультант, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719, e-mail: sorokinab@mgppu.ru

Зотова Мария Анатольевна, учитель-дефектолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №518, Москва, Россия, e-mail: Ma.zotova@bk.ru

Коровина Наталия Юрьевна, заведующая психосоматическим отделением, Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения, Москва, Россия, e-mail: doktorkorovina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 7461
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 5867
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 15