Возможности электронной социальной сети в решении профессиональных задач вузовского преподавателя*

836

Аннотация

В статье раскрывается специфика интернет-сопровождения профессиональной деятельности современного педагога и образовательной деятельности обучающихся как результат обобщения опыта организации нового пространства активной коммуникации обучаемых и обучающего на примере развивающейся современной социально-сетевой вузовской образовательной среды. Выделены и обоснованы четыре группы основных задач профессиональной деятельности вузовского преподавателя, в решении которых целесообразно использовать образовательный ресурс электронных социальных сетей. На основе поискового исследования описаны приемы, используемые для изучения индивидуально-психологических особенностей студентов, адресной индивидуализации обучения и расширения доступности учебной и оценочной информации на уровне учебной дисциплины, а также оптимизации и регулирования взаимодействия, инициируемого не только со стороны преподавателя, но и каждого студента, в том числе и с преподавателем. Эмпирически доказывается эффективность использования образовавшегося нового канала коммуникации «обучаемый–обучающий» между участниками учебного процесса.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 14-07-00694-а и гранта РГНФ 16-06-00486.

Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, обучение студентов, социальные сети, интернет-пост

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210403

Для цитаты: Бордовская Н.В., Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Азаров А.А. Возможности электронной социальной сети в решении профессиональных задач вузовского преподавателя // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 32–39. DOI: 10.17759/pse.2016210403

Фрагмент статьи

На пути реального вхождения системы российского высшего образования в европейское образовательное пространство важную роль играет не только реформирование содержания образования или структуры высшего образования, но и интеграционное организационно-психологически-компьютерное сопровождение этого процесса.

Литература

  1. Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, за- висимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 138–142.
  2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. М.: Кнорус, 2016. 512 с.
  3. Магомедова С.З., Камилова Р.Ш. Влияние социальных  сетей  //  Международный  научно-исследовательский журнал. 2013. № 6–3 (13). С. 87–88.
  4. Садыгова Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки Тольяттинско- го государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 192–194.
  5. Тихонов О.В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 22. Т. 15. С.  196–198.
  6. Тулупьева Т.В., Суворова А.В., Азаров А.А., Ту- лупьев А.Л., Бордовская Н.В. Возможности и опыт применения компьютерных инструментов в анализе цифровых следов студентов – пользователей соци- альной сети // Компьютерные инструменты в обра- зовании. 2015. № 5. С. 3–13.
  7. Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Ющенко Н.А. Про- явление ценностных ориентаций пользователей со- циальных сетей в контенте персональных страниц (на примере сети «ВКонтакте») // Вестник психоте- рапии. 2014. № 52. С. 37–50.
  8. Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологиче- ские аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия Пензенского государственного  педагогического  университе- та имени В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002-1008.
  9. Щебетенко С.А. Большая пятерка черт лично- сти и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Южно-Уральского государ- ственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 73–83.
  10. Фёдоров В.В., Милеев И.Д. О мотивации под- ростков – пользователей социальных сетей // Со- циальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 98–108. doi: 10.17759/sps.2015060307

Информация об авторах

Бордовская Нина Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nina52@mail.ru

Тулупьева Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tvt100a@mail.ru

Тулупьев Александр Львович, доктор физико-математических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: alexander.tulupyev@gmail.com

Азаров Артур Александрович, кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: artur-azarov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2291
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 836
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0