Возможности электронной социальной сети в решении профессиональных задач вузовского преподавателя*

852

Аннотация

В статье раскрывается специфика интернет-сопровождения профессиональной деятельности современного педагога и образовательной деятельности обучающихся как результат обобщения опыта организации нового пространства активной коммуникации обучаемых и обучающего на примере развивающейся современной социально-сетевой вузовской образовательной среды. Выделены и обоснованы четыре группы основных задач профессиональной деятельности вузовского преподавателя, в решении которых целесообразно использовать образовательный ресурс электронных социальных сетей. На основе поискового исследования описаны приемы, используемые для изучения индивидуально-психологических особенностей студентов, адресной индивидуализации обучения и расширения доступности учебной и оценочной информации на уровне учебной дисциплины, а также оптимизации и регулирования взаимодействия, инициируемого не только со стороны преподавателя, но и каждого студента, в том числе и с преподавателем. Эмпирически доказывается эффективность использования образовавшегося нового канала коммуникации «обучаемый–обучающий» между участниками учебного процесса.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 14-07-00694-а и гранта РГНФ 16-06-00486.

Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, обучение студентов, социальные сети, интернет-пост

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210403

Для цитаты: Бордовская Н.В., Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Азаров А.А. Возможности электронной социальной сети в решении профессиональных задач вузовского преподавателя // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 32–39. DOI: 10.17759/pse.2016210403

Полный текст

На пути реального вхождения системы российского высшего образования в европейское образовательное пространство важную роль играет не только реформирование содержания образования или структуры высшего образования, но и интеграционное организационно-психологически-компьютерное сопровождение этого процесса. Действительно, процесс интеграции российской высшей школы в Европу связан с изменениями условий и требований к деятельности преподавателей и студентов, т. е. с «ломкой» сложившихся в сознании стереотипов, а также привычных для вузовской образовательной практики методов работы, способов общения и поведения. В рамках этой проблемы в статье рассматриваются вопросы методов сопровождения образовательной деятельности с опорой на возможности Интернета и социальные сети

Изучать электронные социальные сети студентов как педагогический феномен – значит, выявить ее возможности как источника передачи учебной информации, обогащения профессионального опыта, стимулов к самостоятельной образовательной деятельности и самореализации будущего специалиста. Применение всего спектра образовательных возможностей электронной социальной сети есть многоаспектный феномен. Сегодня стало очевидным, что этот феномен может рассматриваться, прежде всего, как интерактивное развивающееся взаимодействие преподавателя и обучаемого на основе применения новых образовательных технологий, требующих использования Интернета. Наша позиция подтверждается следующими данными.

Электронные социальные сети сегодня являются уже неотъемлемой частью общения в современном обществе [4]. Однако стоит отметить, что сам виртуальный мир и общение в интернете за последние годы претерпели изменения. Если на заре активного использования возможностей Интернета для коммуникации были популярны чаты, в которых пользователи часто скрывали свое настоящее имя за «ником», то сегодня, напротив, все больше и больше людей стремятся рассказать о себе посредством блогов или социальных сетей. То есть Интернет как «пятое измерение» и новая сфера человеческой жизнедеятельности состоялся, и с каждым днем он будет иметь для каждого пользователя все большее значение [8]. Все чаще, особенно для молодого поколения, социальная сеть становится новым пространством для активной коммуникации и самопрезентации «здесь и сейчас» по собственной инициативе (своих интересов и личностно значимых событий, личного мнения по многим жизненным и профессиональным проблемам и др.) [5].

В связи с тем, что Интернет занимает все больше времени в жизни современного человека и игнорировать его влияние на жизнь, образование, воспитание и развитие молодежи невозможно [3], в научном сообществе все чаще можно встретить исследования, посвященные поведению людей разного возраста в Интернете. Изучаются социально-психологические функции социальных сетей, интернет-зависимость школьников и социальная коммуникация в Интернете, влияние социальных сетей на развитие человека и т. п. Например, С.А. Щебетенко [9] на выборке студентов изучает связь между чертами личности и пользовательской активностью. О.С. Андреева и Е.С. Андреев [1] ставят вопрос об особой интернет-зависимости студентов – зависимости от социальных сетей. Федоров В.В. и Милеев И.Д. [10] указывают, что на основе выявляемых различий подростков по деятельностным характеристикам в социальной сети можно формировать мотивационный аспект их психологических портретов.

На основе выводов предшествующих исследований и с учетом возрастающей роли общения в социальных сетях нами выдвинуто предположение о том, что информацию, размещаемую пользователями социальных сетей на своих страницах, можно использовать для выявления личностных качеств и ценностных ориентаций, которые могут учитываться и педагогами в решении образовательных задач. Но это возможно, если раскрыта специфика образовательного потенциала электронной социальной сети и разработана концепция его реализации в парадигме компьютеризации современного образования на базе современных информационных технологий как педагогическая модель освоения этих возможностей.

Известно, что установление природы конкретного педагогического объекта связано с определением его отличительных признаков и существенных свойств [2, с. 6]. Поэтому задача авторов состояла в раскрытии образовательных возможностей «интернет-постов обучающихся» и описании практики их использования в профессиональной деятельности современного вузовского преподавателя.

На первом этапе мы выделили педагогический объект – образовательный ресурс социальной сети студента и преподавателя и его использование для повышения эффективности профессиональной деятельности педагога и результативности образовательной деятельности обучающихся. Затем проводились пилотные исследования, позволившие накопить опыт изучения и анализа интернет-постов студентов. И уже на этапе обобщения локального опыта всех авторов статьи (социально-психологического, информационно-технологического, математико-цифрового, содержательно-педагогического) для объединения и систематизации наших действий применили метод типологических радикалов [2, с. 172]. Сначала априорно были введены аспекты описания и анализа образовательного ресурса интернет-поста субъекта образовательного процесса как перечень его значений для сопровождения профессиональной деятельности современного педагога и образовательной деятельности студентов, а именно, информационный, развивающий, коммуникативный и исследовательский. В русле этих аспектов мы определили совокупность задач, для решения которых можно использовать социальные сети и изучать посты обучающихся.

Первая группа таких задач связана с реализацией принципа дифференциации и индивидуализации обучения в работе с учебной группой или отдельными студентами. Подбор педагогических технологий и методов следует проводить с учетом ценностных ориентаций и индивидуально-психологических особенностей студентов. А эти особенности студентов, в свою очередь, можно выявить на основе первичной экспресс-диагностики аккаунтов студентов в наиболее распространенных социальных сетях. В данной статье рассматривается подход к анализу аккаунтов пользователей социальной сети «ВКонтакте». Наш выбор данной совокупности задач обусловлен стратегической ориентацией высшего образования на модель личностно-развивающего образования (Концепция развития образования: 2020), организация которого требует знания и учета индивидуально-психологических и личностных особенностей участников образовательного процесса. В исследовании приняли участие 110 пользователей социальной сети «В контакте», студенты разных вузов Санкт-Петербурга. У испытуемых определялись ценностные ориентации («Ценностный опросник» Ш. Шварца), личностные особенности («16-факторный личностный опросник исследования личности» Р.Б. Кеттелла), механизмы психологической защиты («Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Х. Келлермана и Х.Р. Конте). Для этих же испытуемых анализировался контент их страницы в социальной сети «ВКонтакте», а именно, посты, размещаемые пользователем на своей странице в течение полугода до момента тестирования; были проанализированы и идентифицированы, согласно разработанной классификации, 2906 постов. Для идентификации постов применялась разработанная авторами ранее двухуровневая классификация постов, первый уровень которой содержит три атрибута: информационный, эмоциональный, побудительно-деятельностный [7]. Такая классификация не только проще воспринимается, но и позволяет сформулировать более четкие критерии классификации для экспертов, что увеличивает согласованность даваемых ими оценок. Атрибуты – бинарные («является»–«не является»), их значения могут произвольно комбинироваться.

Дизайн исследования не предполагал сбора и обработки конфиденциальной информации с персональных страниц участников исследования в социальных сетях. В исследовании учитывалась та информация, которую пользователи социальных сетей сделали открытой и общедоступной до начала исследования. Тем не менее, у участников исследования запрашивалось устное согласие на сбор и обработку такой открытой информации. Согласившиеся участники сообщали адрес их страниц в социальных сетях. Организация этого исследования позволяла сопоставить характеристики контента, опубликованного на страницах респондентов в социальных сетях, с их ответами на анкету и личностными особенностями, определенными при помощи психологических методик.

Исследование показало, что существуют взаимосвязи между типами постов, размещаемых на страницах, и личностными особенностями. Это говорит о том, что на основании изучения страниц студентов в социальных сетях можно сделать предположения о том, какими личностными особенностями обладает тот или иной студент. Выявленные взаимосвязи применялись нами при выборе формы организации учебной работы со студентами в рамках дисциплины «Психология и педагогика» и «Основы управления персоналом» в СПбГУ. На основе анализа постов на страницах студентов были получены первичные данные о склонности каждого студента к индивидуальной или групповой работе, которые учитывались в организации образовательной деятельности.

Вторая группа задач была связана с расширением доступности обязательной и дополнительной учебной информации по учебной дисциплине. В настоящее время развитие информационных технологий сделало возможным доступ к образовательной информации не только в рамках учебной или вузовской образовательной среды (аудитории и библиотеки), но и посредством методов и форм дистанционного обучения. В этих целях использовалась программа Blackboard, активно внедряющаяся в вузовскую образовательную практику СПбГУ, использующая в том числе и возможности электронной социальной сети. На это обращают внимание в своих работах вузовские преподаватели (математики, психологи, педагоги – А.Л. Тулупьев, Т.В. Тулупьева, А.А. Азаров, Н.В. Бордовская) – инициаторы нового направления – моделирование и применение современных технологий многозначного назначения в вузовской образовательной практике.

В качестве третьей группы задач, в решении которых может оказаться полезным Интернет и анализ интернет-постов обучающихся, рассматривается оптимизация обратной связи в процессе реализации учебной программы и расширение границ реального субъект-субъектного контакта студента и преподавателя по вопросам организации образовательного процесса и освоения учебной программы.

Еще одна группа задач, на решение которых направлены усилия вузовских преподавателей в реализации ФГОС нового поколения, – стимулирование студентов посредством включения их в поисковую, проектную и исследовательскую деятельность, оказание им индивидуальной помощи и организация методического сопровождения. Для современного вуза это очень важно, так как первоочередным фактором обеспечения качества образования является сам субъект. Вот почему образовательной доминантой стали процессы саморазвития и самореализации интеллектуального и творческого потенциала будущего специалиста.

Решение всех обозначенных задач, учитывая особенности и возможности социальной сети, осуществлялось с опорой на совокупность следующих приемов и операций.

Первая группа приемов включала экспресс-диагностику личностных особенностей и ценностных ориентаций студентов, позволившая выбирать формы работы (групповые, индивидуальные) для студентов.

Вторая группа приемов включала выбор: индивидуального режима в работе с учебными материалами (кейсы, презентации, статьи и пр.), используемыми преподавателем на учебных занятиях; сроков выполнения учебных заданий; способов их выполнения; команды для групповой работы; дополнительных источников информации. Наш опыт базировался на принятии выбора в качестве механизма развития самостоятельности студента и средства профессионально-личностного самоопределения (Н.В. Бордовская и др.) в пространстве электронной социальной сети. Например, в процессе освоения курса «Психология и педагогика» на филологическом факультете СПбГУ практически все студенты работали в своем индивидуальном режиме выполнения учебных заданий и только ј выполняла все предлагаемые задания после аудиторного контакта с преподавателем. Причем только 10% студентов курса (93 студента) включились в выполнение групповых работ и 5% – в исследовательские проекты.

Так как обратная связь предполагает коррективы, регулирование процесса оценивания, внесения изменений в методы и средства обучения и общения со студентами, то все эти приемы используются и «ВКонтакте», определив специфику третьей группы приемов, позволивших обеспечить доступ всех студентов к таблице, отражающей результаты оценки каждого студента по всем видам работ изучаемого курса. Эта таблица постоянно обновлялась преподавателем и корректировалась в зависимости от желания студента исправить оценку по тому или иному заданию на протяжении всего процесса освоения учебной программы. Например, по курсу «Психология и педагогика» 23% студентов выразили желание повысить свои результаты. В ходе контакта «студент–преподаватель» обсуждались договор о возможности досрочной сдачи экзамена, результаты выполнения контрольных тестов, сроки выполнения заданий в режиме стажировки в другом вузе и пр. Наш опыт показал, что на оценку результатов и организацию с каждым студентом индивидуальной обратной связи в условиях электронной социальной сети преподаватель потратил значительное больше времени по сравнению с выделяемой для этого нагрузкой. Этот факт доказывает необходимость пересмотра традиционной системы контрольно-оценочной деятельности вузовского преподавателя.

Четвертая группа методических приемов, связанная с организацией индивидуального научно-методического сопровождения исследовательской деятельности, предполагает приемы стимулирования студентов к научному поиску, экспериментированию, включению в совместный проект в рамках учебного курса и в соответствии со своими научными интересами. Например, в рамках выполнения проекта по гранту РГНФ «Междисциплинарный подход к изучению и развитию терминологической компетентности педагогов в области дидактики» на лекциях обсуждались проблемы и приводились конкретные результаты научного поиска, на основе которых ставились новые исследовательские задачи, к решению которых приглашались также студенты, изучающие лингвистику, семиотику, психолингвистику. Именно лингвистический аспект обсуждаемой проблемы и заинтересовал группу студентов, которые успешно справились с поставленными перед ними задачами, а именно: 1) описать параметры проявления терминологической компетентности независимо от предметной области изучаемой дисциплины; 2) на основе знания лингвистики, классификации дидактической терминологии и понимания проблемы формирования «понятийного поля» провести качественный и статистический анализ выполнения практического задания студентами своего курса – выстроить понятийные карты по проблемам «содержания», «методов», «форм» обучения и «оценки учебных достижений».

1. В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие условия, способствующие эффективному использованию образовательных возможностей электронной социальной сети в вузовской образовательной практике.Педагогический потенциал электронной социальной сети «ВКонтакте» представляет собой развивающийся набор информационных, коммуникативных, психологических и других факторов, повышающих эффективность взаимодействия преподавателя и студентов. Поэтому при определении стратегии обучения важно знать возможности содержательно-педагогического, коммуникативно-педагогического и организационно-педагогического контента электронной социальной сети.

2. Реализуемая преподавателем система обучения на основе применения электронной социальной сети «ВКонтакте» должна способствовать свободному доступу всех студентов к предлагаемой преподавателем информации, составляющей предмет изучения, обеспечивать постоянный рост и обновление всех аспектов виртуальной образовательной среды.

3. Содержательным ориентиром интернетсопровождения образовательного процесса выступает учебная программа, являющаяся информационным ресурсом используемой интернет-технологии, позволяющая в социальной сети регулировать ее объем и последовательность освоения в режиме самостоятельной работы студентов.

4. Технология создания интерактивного педагогического взаимодействия основана на принципе диалога как педагогической модели формирования активной позиции преподавателя и свободы выбора обучаемого в процессе изучения конкретной предметной области образовательной программы с опорой на развивающий потенциал социальной сети. Эффективное применение интерактивного педагогического взаимодействия обеспечивает студентов и преподавателей личностно-ориентированным многоаспектным информационным каналом, связывающим индивидуальное образовательное пространство каждого студента с вузовской образовательной средой.

5. Эффективность использования электронной социальной сети в решении образовательных задач зависит от уровня технической и методической готовности вузовского преподавателя.

6. Сопоставление модели обучения «преподаватель–электронные социальные сети– студент» с традиционной дидактической системой выявляет ее достоинства по следующим показателям:

- доступность всей обязательной и дополнительной учебной информации;

- полнота выполнения всех видов учебных заданий в свободном временном режиме выбора сроков выполнения;

- реальный учет индивидуальных психологических и личностных особенностей всех студентов;

- скорость установления контактов студента с преподавателем и получения обратной связи.

Безусловно, широкий спектр образовательных и развивающих возможностей электронной социальной сети требует дальнейшего научного осмысления, классификации, уточнения и апробации в вузовской практике. Совокупность методов, использованных для анализа интернет-постов студентов, дает результаты, согласованные с данными, полученными ранее авторами этой статьи [6], в педагогической практике ее автоматизированная версия оказалась бы более предпочтительной. Авторы полагают, что развитие математического и программного обеспечения в сфере социального компьютинга обеспечит в обозримом будущем автоматизацию такой работы.

 

Финансирование
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 14-07-00694-а и гранта РГНФ 16-06-00486.

 

 

Литература

  1. Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, за- висимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 138–142.
  2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. М.: Кнорус, 2016. 512 с.
  3. Магомедова С.З., Камилова Р.Ш. Влияние социальных  сетей  //  Международный  научно-исследовательский журнал. 2013. № 6–3 (13). С. 87–88.
  4. Садыгова Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки Тольяттинско- го государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 192–194.
  5. Тихонов О.В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 22. Т. 15. С.  196–198.
  6. Тулупьева Т.В., Суворова А.В., Азаров А.А., Ту- лупьев А.Л., Бордовская Н.В. Возможности и опыт применения компьютерных инструментов в анализе цифровых следов студентов – пользователей соци- альной сети // Компьютерные инструменты в обра- зовании. 2015. № 5. С. 3–13.
  7. Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Ющенко Н.А. Про- явление ценностных ориентаций пользователей со- циальных сетей в контенте персональных страниц (на примере сети «ВКонтакте») // Вестник психоте- рапии. 2014. № 52. С. 37–50.
  8. Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологиче- ские аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия Пензенского государственного  педагогического  университе- та имени В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002-1008.
  9. Щебетенко С.А. Большая пятерка черт лично- сти и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Южно-Уральского государ- ственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 73–83.
  10. Фёдоров В.В., Милеев И.Д. О мотивации под- ростков – пользователей социальных сетей // Со- циальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 98–108. doi: 10.17759/sps.2015060307

Информация об авторах

Бордовская Нина Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nina52@mail.ru

Тулупьева Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tvt100a@mail.ru

Тулупьев Александр Львович, доктор физико-математических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: alexander.tulupyev@gmail.com

Азаров Артур Александрович, кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: artur-azarov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2359
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 852
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0