Новая концепция психологической диагностики нарушений развития

2585

Аннотация

Предлагается принципиально новый теоретически обоснованный и эмпирически подтверждаемый подход к психолого-педагогической диагностике нарушений развития. Отмечается, что до сих пор в нашей стране психологическая диагностика нарушений развития не имеет должного теоретического обоснования и осуществляется, в том числе, на этапе дифференциальной диагностики, на интуитивно-эмпирической основе. Подчеркивается, что за рубежом, несмотря на применение стандартизованных тестов интеллекта, ситуация аналогичная, поскольку тесты выявляют только количественные различия в успешности выполнения заданий. Выделяются системообразующие компоненты познавательной деятельности, разное соотношение которых определяет различия между типами нарушений интеллектуальной деятельности, имеющими сходные проявления, на которых может основываться дифференциальная диагностика. Утверждается, что предлагаемый подход позволяет полноценно использовать профильную характеристику разных типов нарушенного развития. Обращается внимание на то, что особенности динамики познавательной деятельности, которые выявляются при помощи наблюдения и игнорируются при тестировании, существенно дополняют психологические характеристики нарушений развития.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, дети с ограниченными возможностями здоровья , нарушения развития, интуитивно- эмпирический подход, стандартизация , дифференциальная диагностика, профильный подход, системообразующие функции

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210405

Для цитаты: Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 50–60. DOI: 10.17759/pse.2016210405

Фрагмент статьи

Психологическая диагностика  наруше- ний развития как одно из средств отбора детей, не способных обучаться в обычной школе и нуждающихся в специальных условиях обучения, сложилась в начале ХХ в. Объектом такого отбора в то время были только умственно отсталые дети, т.  е.  отличающиеся от нормально развивающихся одной особенностью – более низким уровнем умственного развития, что давало возможность использовать для оценки различий чисто количественные показатели.

Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестиро- вание. СПб.: Питер. 2002. 688 с.
  2. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосозна- ния. М.: Когито-центр. 2009. 25 с.
  3. Бине А., Симон Т. Ненормальные дети. М.: Изд-во Сабашникова, 1911. 195 с.
  4. Валявко С.М. Эмпирический опыт конструирова- ния и  формализации психодиагностических  мето- дик на примере теста общей и специальной моти- вации // Системная психология и социология. 2014. № 3 (11). С. 28–40.
  5. Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Методика иссле- дования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования // Экспериментальная психо- логия. 2012. Т. 5. № 2. С. 83–95.
  6. Выготский Л.С. Основы дефектологии: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диа- гностика умственного развития детей: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. педвузов и ун-ов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение; Владос, 1995. 112 с. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 152 с.
  8. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: МГУ, 1976. 97 с.
  9. Инденбаум Е.Л. О валидности некоторых диагно- стических методик для обследования детей и под- ростков с легкими формами интеллектуальной не- достаточности // Дефектология. 2013. № 4. С. 29–36.
  10. Инденбаум Е.Л. Об информативности проектив- ных и идеографических техник в диагностике лич- ности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточно- сти // Дефектология. 2013. № 6. С. 3–13.
  11. Коробейников И.А. Психологическая диффе- ренциация некоторых форм психического недораз- вития у детей старшего дошкольного возраста: ав- тореф. дисс. …канд. психол. наук. М. 1980. 25 с.
  12. Коробейников И.А. Нарушения развития и соци- альная адаптация. М.: Пер Сэ, 2002. 192 с.
  13. Лубовский В.И. Общие и специфические зако- номерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 15–19.
  14. Лубовский В.И. Психологические проблемы ди- агностики аномального развития детей. М.: Педаго- гика, 1989. 104 с.
  15. Лубовский В.И., Валявко С.М. О психоди- агностическом  значении  тестовой   инструк- ции // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 65–76.
  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образо- вания обучающихся с ограниченными возможностя- ми здоровья» [Электронный ресурс] // Федераль- ные государственные образовательные стандар- ты. М.: Городской методический центр. URL: http:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya- shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pri- kaz-minobrnauki-rossii-ot-19-12-2014g-1598-ob-utver- zhdenii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatel- nogo-standarta.html (дата обращения: 04.02.2016).
  17. Психолого-педагогическая диагностика. учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной и др. М.: Изда- тельский центр «Академия», 2003. 320 с.
  18. Специальная психология: учеб. пособие для сту- дентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / [В. И. Лубовский и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 460 с.
  19. Специальная психология: учебник для бакалав- риата и магистратуры. 7-е изд., перераб. и доп. / [В. И. Лубовский и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М.: Юрайт, 2014. Т. 1. 428 с.; Т. 2. 274 с.
  20. Трошин Г.Я. Антропологические основы вос- питания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Петроград: Издание Клиники доктора Г. Я. Трошина, 1915. 404 с.
  21. Berdine William H., Meyer Stacie A. Assessment in special education. Boston Toronto: Little, Brown and Company, 1987. 444 p.
  22. Feuerstein R. The learning potential assessment device, outline for a solution. Hadassah Wizo Canada Research Institute. The Youth Alia Child Guidance Clin- ic. Jerusalem, 1971.
  23. Goldman J., L’Engle, Stein C., Guerry S. Psycho- logical Methods of Child assessment. N.Y.: Brunner/ Mazel Publishers, 1983. 396 p.
  24. Guthke J. Zur Diagnostik der intellektuellen Lernfдhigkeit. Veb Verlag der Wissenschaft. Berlin, 1972. 330 р.
  25. Kern B. Wirkungsformen der burg. Mоnster, 1930. 176 р.

Информация об авторах

Лубовский Владимир Иванович, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет (ИСОКР ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия

Коробейников Игорь Александрович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3885-7846, e-mail: psikor@bk.ru

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7195-6374, e-mail: valyavko@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3783
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 2585
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 17