Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 4. С. 50–60
doi:10.17759/pse.2016210405
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Новая концепция психологической диагностики нарушений развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, дети с ограниченными возможностями здоровья , нарушения развития, интуитивно- эмпирический подход, стандартизация , дифференциальная диагностика, профильный подход, системообразующие функции
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210405
Для цитаты: Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 50–60. DOI: 10.17759/pse.2016210405
Фрагмент статьи
Психологическая диагностика наруше- ний развития как одно из средств отбора детей, не способных обучаться в обычной школе и нуждающихся в специальных условиях обучения, сложилась в начале ХХ в. Объектом такого отбора в то время были только умственно отсталые дети, т. е. отличающиеся от нормально развивающихся одной особенностью – более низким уровнем умственного развития, что давало возможность использовать для оценки различий чисто количественные показатели.
Литература
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестиро- вание. СПб.: Питер. 2002. 688 с.
- Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосозна- ния. М.: Когито-центр. 2009. 25 с.
- Бине А., Симон Т. Ненормальные дети. М.: Изд-во Сабашникова, 1911. 195 с.
- Валявко С.М. Эмпирический опыт конструирова- ния и формализации психодиагностических мето- дик на примере теста общей и специальной моти- вации // Системная психология и социология. 2014. № 3 (11). С. 28–40.
- Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Методика иссле- дования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования // Экспериментальная психо- логия. 2012. Т. 5. № 2. С. 83–95.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диа- гностика умственного развития детей: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. педвузов и ун-ов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение; Владос, 1995. 112 с. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 152 с.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: МГУ, 1976. 97 с.
- Инденбаум Е.Л. О валидности некоторых диагно- стических методик для обследования детей и под- ростков с легкими формами интеллектуальной не- достаточности // Дефектология. 2013. № 4. С. 29–36.
- Инденбаум Е.Л. Об информативности проектив- ных и идеографических техник в диагностике лич- ности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточно- сти // Дефектология. 2013. № 6. С. 3–13.
- Коробейников И.А. Психологическая диффе- ренциация некоторых форм психического недораз- вития у детей старшего дошкольного возраста: ав- тореф. дисс. …канд. психол. наук. М. 1980. 25 с.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и соци- альная адаптация. М.: Пер Сэ, 2002. 192 с.
- Лубовский В.И. Общие и специфические зако- номерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 15–19.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы ди- агностики аномального развития детей. М.: Педаго- гика, 1989. 104 с.
- Лубовский В.И., Валявко С.М. О психоди- агностическом значении тестовой инструк- ции // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 65–76.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образо- вания обучающихся с ограниченными возможностя- ми здоровья» [Электронный ресурс] // Федераль- ные государственные образовательные стандар- ты. М.: Городской методический центр. URL: http:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya- shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pri- kaz-minobrnauki-rossii-ot-19-12-2014g-1598-ob-utver- zhdenii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatel- nogo-standarta.html (дата обращения: 04.02.2016).
- Психолого-педагогическая диагностика. учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной и др. М.: Изда- тельский центр «Академия», 2003. 320 с.
- Специальная психология: учеб. пособие для сту- дентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / [В. И. Лубовский и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 460 с.
- Специальная психология: учебник для бакалав- риата и магистратуры. 7-е изд., перераб. и доп. / [В. И. Лубовский и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М.: Юрайт, 2014. Т. 1. 428 с.; Т. 2. 274 с.
- Трошин Г.Я. Антропологические основы вос- питания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Петроград: Издание Клиники доктора Г. Я. Трошина, 1915. 404 с.
- Berdine William H., Meyer Stacie A. Assessment in special education. Boston Toronto: Little, Brown and Company, 1987. 444 p.
- Feuerstein R. The learning potential assessment device, outline for a solution. Hadassah Wizo Canada Research Institute. The Youth Alia Child Guidance Clin- ic. Jerusalem, 1971.
- Goldman J., L’Engle, Stein C., Guerry S. Psycho- logical Methods of Child assessment. N.Y.: Brunner/ Mazel Publishers, 1983. 396 p.
- Guthke J. Zur Diagnostik der intellektuellen Lernfдhigkeit. Veb Verlag der Wissenschaft. Berlin, 1972. 330 р.
- Kern B. Wirkungsformen der burg. Mоnster, 1930. 176 р.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3783
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 2585
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 17